Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".
1)Объект, предмет и метод теории организации.
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организации.
Объектом изучения теории организации (то, на что направлена та или иная деятельность) выступает организационный опыт, накопленный в природе и обществе.
Предмет – орг-ные отношения людей в процессе совместной деят-ти и закономерности их разв-я.
Метод теории организации
есть набор теоретико-познавательных
и системных принципов и
2)Понятие и жизненный цикл организации.
Организация – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для неё характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизуемая система на всех этапах жизненного цикла.
ЖЦ
«Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета или явления. Она имеет свои фазы и особенности развития.
Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий:
1) Рождение организации.(
2) Детство и юность(главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание осуществляется за счет жесткого руководства, основной задачей является захват части рынка, организация труда предполагает планирование прибыли, увеличение заработной платы
3) Зрелость(главная цель - систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа организации, стиль руководства предполагает делегирование полномочий подчиненным, основная задача - рост по различным направлениям, диверсификация деятельности, завоевание рынка, учет разнообразных интересов, организация труда предполагает разделение труда и кооперацию, премирование индивидуальных результатов)
4) Старение организации(главная цель - сохранить достигнутые позиции, остаться на завоеванных позициях, не допустить ухудшения ситуации, в области руководства эффект достигается за счет координации относительно самостоятельных действий исполнителей, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие работников в прибылях и управлении)
5) Возрождение организации(
3)Понятие "социальная
организация”. Причины создания
организации. Классификация
Социальная организация – это сложная открытая управляемая динамическая система с целенаправленным действием.
Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеримой, понятной, исполнимой.
Классификация: 1)правительственные и не правительственные 2)коммерческие и не коммерческие 3)бюджетные и не бюджетные 4)общественные и хозяйственные 5)формальные и неформальные
3 вида соц.орг: 1)деловые(основная цель – получение прибыли, они создаются отдельными предпринимателями, коллективами, они могут быть государственными, муниципальными и частными, каждый член организации получает доход в виде зарплаты.
2)общественный союз
3)Ассоциативные. Построены на основе личных симпатий, взаимных интересов.
4)Организация как управляемая
система. Задачи управления
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с: целями, функциями, процессом управления; квалификацией менеджеров, распределением полномочий для достижения определенных целей.
Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.
Управление организацией
- это непрерывный процесс
В настоящее время в
составе организации как
Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач:
1)координация и интеграция усилий членов организации в направлении достижения общей цели;
2)организация взаимодействия
и поддержание контактов между
рабочими группами и
4)Распределение
материальных и людских
5)управление кадрами (
7)контакты с внешними
организациями, ведение
9)планирование, контроль за исполнением решений, коррекция деятельности в зависимости от изменения условий работы
5)Историческое развитие организационной науки.
Касаясь истории развития теории организации как науки, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе в наиболее общем виде организация рассматривается в трех проекциях:
- организация как «рациональный»
- организация как социальная система;
- организация как политический институт.
+Организация как рациональный
инструмент достижения цели. В
первом случае основными
Особую роль в понимании
организации как инструмента
достижения цели сыграла концепция
рациональной бюрократической организации
М. Вебера. М. Вебер явился фактическим
основоположником организационно-
+ Организация как
социальная система - второе важное
направление рассмотрения
Определенным достижением исследователей неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры. Американские ученые Д. Макгрегор, К. Арджирис, У. Беннис, Г. Саймон показали, что многие аспекты «поведения» (т.е. функционирования организации и ее частей) не могут быть приняты, если ограничиваться формальной организационной структурой.
Другая известная модель, разработанная в рамках этого направления - «органическая модель» У. Бенниса. По его мнению, социальная структура организаций будущего будет иметь ряд необычных характеристик. Это будут адаптивные, быстро изменяющиеся временные системы. Основой их функционирования будут «проблемные группы», создаваемые вокруг проблем, которые необходимо решить. Проблемы решаются группами относительно не связанных между собой лиц, которые представляют множество различных специальностей.
+ Организация как политический
институт. В данном контексте
организация рассматривается
Пониманию организации как политического института во многом способствовала концепция ситуативного лидера, согласно которой лидер должен уметь приспосабливать свой стиль к условиям существующей деятельности.
6)Субъекты и объекты управленческой деятельности. Классификация управленческих решений.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).
Субъект управления — субъект
(личность, группа людей или организация),
принимающий решения и
Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние.
Управляющее звено может представлять собой как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть представлять собой либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.
Объект управления - орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления, получающий импульсы, команды управления и действующий в соответствии с ними. В качестве объекта управления выступают, в частности, работник, трудовой коллектив, ресурсы, информация.
Классификация управленческих решений:
1)По продолжительности
осуществления управленческие
-стратегические (долгосрочные);
-плановые (текущие);
-тактические (краткосрочные, оперативные) .
2)По объекту воздействия решения делятся на:
-внешние, затрагивающие
отношения организации с
-внутренние, затрагивающие только саму организацию;
-смешанные, затрагивающие и организацию, и внешнюю среду.
3)По функциям управления решения подразделяются на:
-общие, затрагивающие
все стороны производственно-
-частные, направленные
на отдельные элементы системы
или стороны деятельности
4)По форме выражения решения бывают письменные и устные.
5)По степени
-решения, принимаемые в условиях: определенности;
-неполной определенности (риска);
-полной неопределенности.
По характеру решаемых заданий: программированные, незапрограммированные и компромиссы.
7)Закон синергии.
Синергия означает совместное и однородное функционирование элементов системы. Закон синергии: в любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей элементов.