Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.docx

— 216.53 Кб (Скачать файл)

1)Объект, предмет и метод  теории организации.

Теория организации –  это наука об основных  закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность  организации.

Объектом изучения теории организации (то, на что направлена та или иная деятельность) выступает  организационный опыт, накопленный  в природе и обществе.

Предмет – орг-ные отношения людей в процессе совместной деят-ти и закономерности их разв-я.

Метод теории организации  есть набор теоретико-познавательных и системных принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

2)Понятие и жизненный  цикл организации.

Организация – это целостный  комплекс взаимосвязанных элементов  и особое единство с внешним окружением, для неё характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация  – это самоорганизуемая система на всех этапах жизненного цикла.

ЖЦ

 «Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета или явления. Она имеет свои фазы и особенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий:

1) Рождение организации.(определение главной цели, заключающейся в выживании, преобладание авторитарного стиля руководства, основной задачей является выход на рынок, организация труда предполагает стремление к максимальному увеличению прибыли.)

2) Детство и юность(главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание осуществляется за счет жесткого руководства, основной задачей является захват части рынка, организация труда предполагает планирование прибыли, увеличение заработной платы

3) Зрелость(главная цель - систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа организации, стиль руководства предполагает делегирование полномочий подчиненным, основная задача - рост по различным направлениям, диверсификация деятельности, завоевание рынка, учет разнообразных интересов, организация труда предполагает разделение труда и кооперацию, премирование индивидуальных результатов)

4) Старение организации(главная цель - сохранить достигнутые позиции, остаться на завоеванных позициях, не допустить ухудшения ситуации, в области руководства эффект достигается за счет координации относительно самостоятельных действий исполнителей, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие работников в прибылях и управлении)

5) Возрождение организации(главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям, рост организации обеспечивается за счет коллективизма, организационных ценностей, главная задача омоложение технологий и персонала, организация труда - внедрение НОТ, коллективное премирование)

3)Понятие "социальная  организация”. Причины создания  организации. Классификация социальных  организаций.

Социальная организация  – это сложная открытая управляемая  динамическая система с целенаправленным действием.

Цель должна быть социально  значимой, актуальной, реальной, измеримой, понятной, исполнимой.

Классификация: 1)правительственные и не правительственные 2)коммерческие и не коммерческие 3)бюджетные и не бюджетные 4)общественные и хозяйственные 5)формальные и неформальные

3 вида соц.орг: 1)деловые(основная цель – получение прибыли, они создаются отдельными предпринимателями, коллективами, они могут быть государственными, муниципальными и частными, каждый член организации получает доход в виде зарплаты.

2)общественный союз индивидуальных  участников – объединение с  общественно значимой целью, они  занимаются решением социальных  проблем общества или проблемами  своей организации.

3)Ассоциативные. Построены на основе личных симпатий, взаимных интересов.

4)Организация как управляемая  система. Задачи управления современной  деловой организацией. Основные  принципы характеризующие организацию как управляемую систему.

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Организация как система  управления - одно из ключевых понятий  теории организации, которое связанно с: целями, функциями, процессом управления; квалификацией менеджеров, распределением полномочий для достижения определенных целей.

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем  и коммуникаций между ними, а также  процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния  на производительность работника, группы или организации в целом для  наилучших результатов с позиций  достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

В настоящее время в  составе организации как системы  управления выделяют следующие подсистемы: 1. методология управления(цели, задачи, методы) 2.процесс управления(коммуникации, схема процесса, информация) 3. структура управления(персонал, организационная структура) 4. техника управления(офисная мебель, сеть и связи, компьютеры)

Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач:

1)координация и интеграция  усилий членов организации в  направлении достижения общей  цели;

2)организация взаимодействия  и поддержание контактов между  рабочими группами и отдельными  членами организации; 3)сбор, оценка, обработка и хранение информации;

4)Распределение  материальных и людских ресурсов;

5)управление кадрами (разработка  системы мотиваций, борьба с  конфликтными ситуациями, 6)контроль  деятельности членов организации  и групп);

7)контакты с внешними  организациями, ведение переговоров,  маркетинговая и рекламная деятельность; 8)инновационная деятельность;

9)планирование, контроль за исполнением решений, коррекция деятельности в зависимости от изменения условий работы

5)Историческое развитие  организационной науки.

Касаясь истории развития теории организации как науки, необходимо отметить, что в отечественной  и зарубежной литературе в наиболее общем виде организация рассматривается  в трех проекциях:

- организация как «рациональный»  инструмент по достижению поставленных  целей; 

- организация как социальная  система; 

- организация как политический  институт.

+Организация как рациональный  инструмент достижения цели. В  первом случае основными характеристиками  организации и системы ее управления  считаются цели и в соответствии  с ними иерархия органов и  должностей управления. Иерархия  дополняется системой формально  вводимых правил и процедур; стимулирование  и контроль строятся таким  образом, чтобы обеспечить поведение  людей в соответствии с указанными  выше положениями. В рамках  данного подхода работник рассматривается  как исполнитель запрограммированных  предписаний.

Особую роль в понимании  организации как инструмента  достижения цели сыграла концепция  рациональной бюрократической организации  М. Вебера. М. Вебер явился фактическим  основоположником организационно-технологического подхода к управлению. Он ввел одно из важнейших для теории управления понятий - понятие рабочего места, включающего  в себя всю совокупность формальных квалификационных требований к работнику, и понятие наполнения рабочего места, то есть работника, занимающего данное рабочее место. При этом, по мнению М. Вебера, бюрократическая организация предполагает, что квалификационные и личностные характеристики работника должны быть идентичны требованиям рабочего места, по сути дела, эти характеристики вторичны по отношению к рабочему месту. В организации идеального типа, по М. Веберу, нет людей, там есть работники, действующие в строгом соответствии с предъявляемыми к ним организационно-технологическими требованиями.

  + Организация как  социальная система - второе важное  направление рассмотрения организации.  Наряду с формальной структурой  организации здесь отводится  равное место неформальной структуре,  а эффективность организации  ставится в значительной степени  в зависимость от взаимодействия  формальной и неформальной структур. Человек рассматривается не только  как функционер, выполняющий некоторую  работу, но и как индивид, обладающий  определенными социальными интересами. С точки зрения этой модели  функционирование организаций не  предопределяется полностью системой  формальных целей и предписаний.

Определенным достижением  исследователей неформальной структуры  было доказательство необходимости  расширения границ организационного анализа  за пределы должностной структуры. Американские ученые Д. Макгрегор, К. Арджирис, У. Беннис, Г. Саймон показали, что многие аспекты «поведения» (т.е. функционирования организации и ее частей) не могут быть приняты, если ограничиваться формальной организационной структурой.

Другая известная модель, разработанная в рамках этого  направления - «органическая модель»  У. Бенниса. По его мнению, социальная структура организаций будущего будет иметь ряд необычных характеристик. Это будут адаптивные, быстро изменяющиеся временные системы. Основой их функционирования будут «проблемные группы», создаваемые вокруг проблем, которые необходимо решить. Проблемы решаются группами относительно не связанных между собой лиц, которые представляют множество различных специальностей.

+ Организация как политический  институт. В данном контексте  организация рассматривается как  коалиция групп, каждая из которых  преследует свои цели, а также  как составная часть всей общественной  системы. Организация рассматривается  в данном случае как некая  модель общества в целом. Одним  из первых к подобному пониманию  организации обратился Г. Ганнт, обосновавший тезис о социальной ответственности бизнеса.

Пониманию организации как  политического института во многом способствовала концепция ситуативного лидера, согласно которой лидер должен уметь приспосабливать свой стиль  к условиям существующей деятельности.

6)Субъекты и объекты  управленческой деятельности. Классификация  управленческих решений.

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено  в виде контура управления, как  совокупность двух взаимодействующих  подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта  управления (управляемой подсистемы).

Субъект управления — субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий  объектами, процессами или отношениями  путём воздействия на управляемую  систему для достижения поставленных целей.

Субъект управления через  прямой канал передаёт управляющее  воздействие на объект управления, который через обратный канал  передаёт реакцию или своё текущее  состояние.

Управляющее звено может  представлять собой как должностное  лицо (начальник, директор, менеджер) так  и органы управления (министерство, департамент). То есть представлять собой  либо верхнее, либо промежуточное звено  в структуре управления.

Объект управления - орган, воспринимающий управляющие воздействия  со стороны субъекта управления, получающий импульсы, команды управления и действующий  в соответствии с ними. В качестве объекта управления выступают, в  частности, работник, трудовой коллектив, ресурсы, информация.

 

Классификация управленческих решений:

1)По продолжительности  осуществления управленческие решения  разделяются на:

-стратегические (долгосрочные);

-плановые (текущие);

-тактические (краткосрочные,  оперативные) .

2)По объекту воздействия  решения делятся на:

-внешние, затрагивающие  отношения организации с внешней  средой:

-внутренние, затрагивающие только саму организацию;

-смешанные, затрагивающие и организацию, и внешнюю среду.

3)По функциям управления  решения подразделяются на:

-общие, затрагивающие  все стороны производственно-хозяйственной  деятельности организации, функционирования  управляемой системы; 

-частные, направленные  на отдельные элементы системы  или стороны деятельности организации. 

4)По форме выражения  решения бывают письменные и  устные.

5)По степени информированности  руководителя (полноте информационного  обеспечения) управленческие решения  делятся на:

-решения, принимаемые  в условиях: определенности;

-неполной определенности (риска);

-полной неопределенности.

По характеру решаемых заданий: программированные, незапрограммированные  и компромиссы.

7)Закон синергии.

Синергия означает совместное и однородное функционирование элементов  системы. Закон синергии: в любой  организации возможен как прирост  энергии, так и снижение энергетического  ресурса по сравнению с простой  суммой энергетических возможностей элементов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"