Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
контрольные, разрешительные,
регулирующие и др.) функции в установ-
ленных сферах ведения. Некоторые из этих
органов подведомственны не только Правительству
РФ, но и Президенту РФ по вопросам, закреплен-ным
за ними Конституцией РФ.
Федеральные органы исполнительной
власти для осуществления сво-их полномочий
могут создавать свои территориальные
органы (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), с разрешения
Правительства РФ и после консультаций
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
3. Основные полномочия
Правительства РФ установлены в ч.
1 ст. 114 Конституции РФ. Правительство
РФ разрабатывает и представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и обеспечивает
его исполне-ние; проводит в Российской
Федерации единую финансовую, кредитную
и денежную политику, единую государственную
политику в области куль-туры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии; осуществляет управление федеральной
собственностью; прини-мает меры по обеспечению
обороны страны, государственной безопасно-сти,
реализации внешней политики Российской
Федерации; следит за со-блюдением законности,
прав и свобод граждан, охраной собственности
и общественного порядка, борьбой с преступностью;
осуществляет иные полномочия, возложенные
на него Конституцией РФ, федеральными
зако-нами, указами Президента РФ.
Конституцией РФ установлено
также, что Правительство РФ состоит из
Председателя Правительства, его заместителей
и федеральных минист-ров (ч. 2 ст. 110); Председатель
Правительства РФ определяет основные
направления деятельности Правительства
и организует его работу (ст. 113); порядок
деятельности Правительства РФ определяется
федераль-ным конституционным законом
(ч. 2 ст. 114).
В соответствии с данным законом,
принятым в 1997 г., Правительство РФ является
коллегиальным органом, возглавляющим
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации. Законом установлен
и круг вопросов, решаемых исключительно
коллегиально на заседаниях Правительства.
К ним относятся: решения о представлении
Государствен-ной Думе проекта федерального
бюджета и отчетов о его исполнении, а
также о внесении в Государственную Думу
проектов федеральных зако-нов; рассмотрение
программ социально-экономического развития
Россий-ской Федерации и приватизации
государственной собственности; установ-ление
уровня, степени и области государственного
регулирования цен; вопросы заключения
международных договоров, а также соглашений
с ор-ганами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и неко-торые другие.
Данный закон конкретизирует также полномочия
Прави-тельства, установленные Конституцией
РФ.
Конституционное право России
54
В рамках своей компетенции,
на основании и во исполнение Консти-туции
РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ, Правительство РФ
издает постановления и распоряжения,
обязательные для исполнения в Российской
Федерации, а также обеспечивает их испол-нение.
В случае противоречия этих актов Конституции
РФ, федеральным законам и указам Президента
РФ они могут быть отменены Президентом
РФ.
4. Порядок формирования
Правительства РФ и структуры
федеральных органов исполнительной
власти определяется ст. 111 и 112 Конституции
РФ. Председатель Правительства
назначается Президентом РФ с
согласия Государственной Думы.
В случае трехкратного отклонения
представлен-ных кандидатур Президент
РФ назначает Председателя Правительства
и распускает Государственную
Думу.
В свою очередь, Председатель Правительства
в недельный срок после своего назначения
представляет Президенту РФ предложения
о структуре федеральных органов исполнительной
власти, а также канди-датуры на должности
членов Правительства.
В соответствии с Указом Президента
РФ «О системе федеральных органов исполнительной
власти» заместители федеральных министров,
а также председатели государственных
комитетов РФ, руководители федеральных
служб России, генеральные директора российских
агентств, начальники федеральных надзоров
и их заместители назначаются на долж-ность
и освобождаются от должности Правительством
РФ.
5. Правительство РФ несет
ответственность за проводимую
им поли-тику, а также за результаты
деятельности в сфере его компетенции
в форме отставки. Решение об
отставке Правительства принимает
Президент РФ. Правительство РФ
может подать в отставку по
своей инициативе; оно мо-жет также
поставить вопрос о доверии
ему перед Государственной Думой.
В том случае, если Государственная
Дума отказывает в доверии
Прави-тельству в течение первого
года своей работы, Президент
отправляет Правительство в отставку.
Государственная Дума может
выразить недоверие Правительству и по
своей инициативе. В этом случае Президент
РФ вправе объявить об от-ставке Правительства
либо не согласиться с решением Государственной
Думы. В случае, если такое недоверие будет
выражено повторно в течение трех месяцев,
Президент должен принять решение об отставке
Правитель-ства либо о роспуске Государственной
Думы, но не в первый год ее дея-тельности.
Правительство формируется
на срок полномочий Президента РФ, перед
вновь избранным Президентом Правительство
слагает свои полно-мочия. Для обеспечения
непрерывности функционирования исполнитель-
План-конспект лекционного
курса 55
ной власти Конституцией РФ
предусмотрено, что в случае отставки
или сложения полномочий Правительство
РФ по поручению Президента РФ должно
действовать до сформирования нового
Правительства.
Подробнее см.: 4,
5, 7.
ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
Общие начала организации системы
государственной власти в субъек-тах Федерации.
Принципы и основы организации
и деятельности законодательных (представительных)
органов субъектов Федерации.
Принципы и основы организации
и деятельности органов исполнитель-ной
власти субъектов Федерации.
Особенности организации законодательных
(представительных) и ис-полнительных
органов государственной власти субъектов
Федерации.
1. Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции
РФ система органов
государст-венной власти субъектов Российской
Федерации устанавливается ими самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя России и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными
федеральным законом. Такой закон принят
и вступил в силу в 1999 г. Он содержит общие
прин-ципы организации системы государственной
власти субъектов Федерации, основы деятельности
и взаимоотношений входящих в нее законодательных
(представительных) и исполнительных органов
власти. После избрания нового Президента
Российской Федерации в 2000 г в этот закон
были вне-сены существенные изменения
и дополнения, предусматривающие меха-низмы
федерального вмешательства в деятельность
органов государствен-ной власти субъектов
Российской Федерации (см. также темы 5,
9).
Данным федеральным законом
в основу организации системы органов
государственной власти субъектов Федерации
положен ряд принципиаль-ных положений,
обеспечивающих реализацию конституционных
норм о демократическом, правовом, федеративном
государстве, о единстве системы государственной
власти в стране.
Систему органов
государственной власти субъекта Федерации составляют законодательный
(представительный) орган государственной
власти, высший исполнительный орган государственной
власти, иные органы государственной власти
субъекта Федерации, образуемые в соот-ветствии
с конституцией (уставом) субъекта Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
может быть установлена долж-ность высшего
должностного лица субъекта Федерации.
ТЕМА 13 Конституционное право России
56
В соответствии с конституционным
принципом разделения властей законодательный
(представительный) орган государственной
власти и высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Федера-ции
осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Законодательный (представительный)
орган и высший исполнитель-ный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации взаи-модействуют в установленных
законодательством формах в целях эффек-тивного
управления процессами экономического
и социального развития субъекта Российской
Федерации и в интересах его населения.
Полномочия органов
государственной власти субъекта Федерации устанавливаются Конституцией
РФ, федеральными законами, конституцией
(уставом) и законами субъекта Федерации
и могут быть изменены только путем принятия
новых или изменения действующих актов
из этого перечня в установленном порядке.
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Федерации может принимать участие в формировании
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Федерации, в утверждении
на должность отдельных должностных лиц
этого органа. Формы такого участия устанавливаются
конституцией (уставом) и законами субъекта
Федерации.
Законодательный (представительный)
орган вправе выразить недове-рие высшему
должностному лицу (руководителю высшего
исполнительного органа государственной
власти) субъекта Федерации в случае издания
им актов, противоречащих законодательству
(если такие противоречия уста-новлены
соответствующим судом и не устранены
после этого в месячный срок), а также иного
грубого нарушения законодательства,
если это повлекло за собой массовое нарушение
прав и свобод граждан. Соответст-вующее
решение принимается двумя третями голосов
от установленного числа депутатов и влечет
за собой немедленную отставку высшего
долж-ностного лица и возглавляемого им
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Федерации. Внеочередные
выборы выс-шего должностного лица субъекта
Российской Федерации должны быть проведены
в шестимесячный срок.
Высшее должностное лицо субъекта
Федерации вправе принять решение о досрочном
прекращении полномочий законодательного
(пред-ставительного) органа в случае принятия
им закона, противоречащего нормативным
правовым актам, имеющим более высокую
юридическую силу, если такие противоречия
установлены соответствующим судом и
не устранены после этого в течение шести
месяцев. Внеочередные выборы в законодательный
(представительный) орган субъекта Российской
Феде-рации должны быть проведены в шестимесячный
срок.
План-конспект лекционного
курса 57
Споры между законодательным
(представительным) органом государ-ственной
власти и высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Федерации
по вопросам осуществления их полномочий
разрешаются в соответствии с согласительными
процедурами, предусмот-ренными Конституцией
РФ, конституцией (уставом) и законами
субъекта Федерации, либо в судебном порядке.
Конституция (устав), законы
и иные нормативные правовые акты субъекта
Федерации, принятые в пределах его компетенции,
обязательны для исполнения на территории
субъекта Федерации. Их нарушение и не-выполнение
влечет административную, уголовную и
иную ответствен-ность в соответствии
с федеральными законами; в случае, если
ответст-венность за соответствующие
действия не установлена федеральным
зако-ном, она может устанавливаться законом
субъекта Российской Федерации.
2. Организация и деятельность
законодательных (представитель-ных) органов
субъектов Российской Федерации основывается
на следую-щих положениях.
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации является постоянно
действующим выс-шим и единственным органом
законодательной власти субъекта Россий-ской
Федерации.
Наименование законодательного
(представительного) органа государ-ственной
власти субъекта Российской Федерации,
его структура (однопа-латная, двухпалатная)
устанавливается конституцией (уставом)
субъекта Российской Федерации с учетом
исторических, национальных и иных традиций.
Число и срок полномочий депутатов
законодательного (представи-тельного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации устанавливаются
конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации. Срок полномочий депутатского
корпуса одного созыва не может превы-шать
пяти лет. Число депутатов, работающих
на профессиональной, по-стоянной основе,
устанавливается законодательным (представительным)
органом самостоятельно. Законодательный
(представительный) орган является правомочным,
если в его состав избрано не менее двух
третей от установленного числа депутатов.