Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

Основными полномочиями законодательного (представительного) органа являются: принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к ней (нему), если иной порядок не установлен самой конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации; осуществ-ление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов в пределах полномочий субъекта Российской Федерации; осуществ-

Конституционное право России 58

 

 

ление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; соблюдение уста-новленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации; иные полномочия, установленные законами и законами субъ-екта Российской Федерации.

Путем принятия законов субъектом Российской Федерации осуществ-ляются: определение административно-территориального устройства субъ- екта Российской Федерации; утверждение бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, а также программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъекта Российской Федерации, порядка управления и распоряжения соб-ственностью субъекта Российской Федерации; утверждение заключения и расторжения договоров субъекта Российской Федерации; установление порядка назначения и проведения референдума, порядка проведения выбо-ров высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборов в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Феде-рации, выборов в органы местного самоуправления и порядка их деятель-ности.

Законы, принятые законодательным (представительным) органом, направляются для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо обязано либо обнаро-довать, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конститу-цией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, но не должен превышать четырнадцати дней. В случае отклонения указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, после чего он не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит обнародованию в установленный срок, после чего вступает в силу.

3. Организация и деятельность  органов исполнительной власти  субъ-ектов Российской Федерации  основываются на следующих положениях.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации устанавливается долж-ность высшего должностного лица этого субъекта, которое может одно-временно возглавлять высший орган исполнительной власти. Высшее должностное лицо избирается на срок не выше пяти лет и не может изби-раться на эту должность более двух сроков подряд. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации о выборах.

План-конспект лекционного курса 59

 

 

В субъекте Российской Федерации формируется система органов исполнительной власти. Высший орган исполнительной власти является постоянно действующим и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Россий-ской Федерации на соответствующей территории.

Наименования высшего должностного лица и высшего органа испол-нительной власти субъекта Федерации, структура и порядок формирования последнего устанавливаются конституцией (уставом), а также законами субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных тради-ций данного субъекта.

Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Феде-рации:

  • разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федера-ции, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соци-ального обеспечения и экологии;

  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью;

  • разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти) в законодательный (представительный) орган проект бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

  • обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федера-ции и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Феде-рации, а также федеральной собственностью, переданной в управ-ление субъекту Российской Федерации в соответствии с федераль-ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

  • вправе предложить органу, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законо-дательством Российской Федерации изданные ими правовые акты, а также обратиться с соответствующим запросом в суд;

  • Конституционное право России 60

     

  • заключает в соответствии с федеральным законом договоры с фе-деральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

  •  

  • 4. До принятия федерального  закона, закрепившего в соответствии  с Конституцией РФ вышеперечисленные  основы организации региональ-ной  системы государственной власти, в субъектах Российской Федерации (особенно в республиках в составе  Российской Федерации) успела сложиться  весьма разнообразная структура  законодательных и исполни-тельных  органов и взаимоотношений между  ними.

    Так, например, в большинстве республик учреждены посты президента, который может быть главой государства или высшим должностным лицом и одновременно главой исполнительной власти. В некоторых республиках высшим должностным лицом и главой исполнительной власти является Председатель Правительства. В Дагестане функции главы государства выполняет коллегиальный орган – Государственный Совет, он же возглав-ляет деятельность исполнительной власти.

    Законодательным (представительным) органом в республиках является парламент. В большинстве случаев он имеет однопалатную структуру, в то же время в ряде республик созданы двухпалатные парламенты. Встреча-ются случаи (республика Тува), когда наряду с законодательным органом существует и другой представительный орган – съезд народов республики.

    Для формирования единой системы государственной власти России в соответствии с основами конституционного строя, другими принципи-альными положениями Конституции РФ и федерального законодательства необходимо упорядочение полномочий высших должностных лиц и орга-нов государственной власти субъектов Федерации, а также взаимоотноше-ний между ними. В целях приведения законодательства субъектов Россий-ской Федерации в соответствие с базовым в этой сфере Федеральным законом «Об общих принципах организации органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации», а также для обеспечения преемст-венности власти был установлен переходный период – два календарных года со дня вступления данного закона в силу.

     

    Подробнее см.: 2, 4–6. План-конспект лекционного курса 61

    КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Основные вопросы темы

    1. Конституционные принципы  правосудия, организации и деятельности  судебной системы.

    2. Правовая охрана конституционной  системы Российской Федерации.

    3. Конституционный суд  Российской Федерации.

    1. Под судебной системой Российской Федерации понимается сово-купность взаимодействующих между собой федеральных судов и судов субъектов Федерации, осуществляющих в совокупности все множество функций и полномочий судебной власти.

    К основным функциям судебной системы относятся:

  • осуществление правосудия с использованием особых процессуаль-ных форм посредством конституционного, гражданского, уголов-ного и административного судопроизводства;

  • судебный контроль за законностью и обоснованностью примене-ния мер процессуального принуждения;

  • толкование правовых норм, являющееся обязательным для всех органов и лиц, участвующих в судебной, правоприменительной и нормотворческой деятельности;

  • официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое зна-чение;

  • ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектно-сти граждан.

  • Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность принципов и норм конституционного законодательства, определяющих: 1) взаимоотношения личности с судебной властью; 2) орга-низацию и функционирование судебной системы.

  • Конституционные основы, закрепляющие основные права человека и гражданина в сфере правосудия, взаимоотношения личности с судебной властью установлены ст. 46–54 Конституции РФ. В них отражены возмож-ности использования всех не запрещенных законом способов защиты прав и свобод человека и другие принципы, обеспечивающие совершенствова-ние юридических механизмов защиты прав и свобод личности при общем усилении судебной власти и режима законности в государстве.

    Принципы и начала организации судебной системы устанавливаютcя Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». К основным из этих принципов относят-ся: осуществление правосудия только судом, учрежденным в соответствии

     

    ТЕМА 14 Конституционное право России 62

     

     

    с законом (ч. 1, 3 ст. 118 Конституции), самостоятельность и независи-мость судов (ст. 10 Конституции), единство судебной системы при специа-лизации судов (ст. 118, 124–127 Конституции).

    Самостоятельность и независимость судов основаны на конституци-онном принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, при котором органы каждой ветви власти самостоятельны. Самостоятельность органов правосудия исключает их подчиненность каким-либо иным органам, их решения носят окончатель-ный характер. Судьи при рассмотрении дел и вынесении судебных реше-ний руководствуются исключительно нормами закона. Независимость судов обеспечивается рядом правовых, организационных, материально-технических, кадровых и других условий их деятельности, устанавливае-мых законодательством.

    Судебная система России включает две основные разновидности судебных учреждений: суды общей юрисдикции, осуществляющие рас-смотрение уголовных, гражданских и административных дел, и специаль-ные суды.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судеб-ной системе Российской Федерации» систему общих судов составляют федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи, относящиеся к судебным учреждениям субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, районные суды. В федеральную систему общих судов входят и военные суды, соз-даваемые по территориальному принципу в местах дислокации войск и флотов.

    Информация о работе Конституционное право в России