Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Основными полномочиями законодательного
(представительного) органа являются:
принятие конституции (устава) субъекта
Российской Федерации и поправок к ней
(нему), если иной порядок не установлен
самой конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации; осуществ-ление
законодательного регулирования по предметам
ведения субъекта Российской Федерации
и по предметам совместного ведения РФ
и ее субъ-ектов в пределах полномочий
субъекта Российской Федерации; осуществ-
Конституционное право России
58
ление контроля за соблюдением
и исполнением законов субъекта РФ, исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации;
соблюдение уста-новленного порядка распоряжения
собственностью субъекта Российской Федерации;
иные полномочия, установленные законами
и законами субъ-екта Российской Федерации.
Путем принятия законов субъектом
Российской Федерации осуществ-ляются:
определение административно-территориального
устройства субъ- екта Российской Федерации;
утверждение бюджета субъекта Российской
Федерации и отчета о его исполнении, а
также программ социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации;
установление налогов и сборов, отнесенных
федеральным законодательством к ведению
субъекта Российской Федерации, порядка
управления и распоряжения соб-ственностью
субъекта Российской Федерации; утверждение
заключения и расторжения договоров субъекта
Российской Федерации; установление порядка
назначения и проведения референдума,
порядка проведения выбо-ров высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации, выборов
в законодательный (представительный)
орган субъекта Российской Феде-рации,
выборов в органы местного самоуправления
и порядка их деятель-ности.
Законы, принятые законодательным
(представительным) органом, направляются
для обнародования высшему должностному
лицу субъекта Российской Федерации. Высшее
должностное лицо обязано либо обнаро-довать,
либо отклонить закон в срок, который устанавливается
конститу-цией (уставом) и законом субъекта
Российской Федерации, но не должен превышать
четырнадцати дней. В случае отклонения
указанный закон может быть одобрен в
ранее принятой редакции большинством
не менее двух третей голосов от установленного
числа депутатов, после чего он не может
быть повторно отклонен высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации
и подлежит обнародованию в установленный
срок, после чего вступает в силу.
3. Организация и деятельность
органов исполнительной власти
субъ-ектов Российской Федерации
основываются на следующих положениях.
Конституцией (уставом) субъекта
Федерации устанавливается долж-ность
высшего должностного лица этого субъекта,
которое может одно-временно возглавлять
высший орган исполнительной власти. Высшее
должностное лицо избирается на срок не
выше пяти лет и не может изби-раться на
эту должность более двух сроков подряд.
Выборы проводятся на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании в соответствии
с федеральными законами и законами субъекта
Федерации о выборах.
План-конспект лекционного
курса 59
В субъекте Российской Федерации
формируется система органов исполнительной
власти. Высший орган исполнительной власти
является постоянно действующим и обеспечивает
исполнение Конституции РФ, федеральных
законов и иных нормативных правовых актов,
конституции (устава), законов и иных нормативных
правовых актов субъекта Россий-ской Федерации
на соответствующей территории.
Наименования высшего должностного
лица и высшего органа испол-нительной
власти субъекта Федерации, структура
и порядок формирования последнего устанавливаются
конституцией (уставом), а также законами
субъекта Федерации с учетом исторических,
национальных и иных тради-ций данного
субъекта.
Высший орган исполнительной
власти субъекта Российской Феде-рации:
разрабатывает и осуществляет
меры по обеспечению комплексного социально-экономического
развития субъекта Российской Федера-ции,
участвует в проведении единой государственной
политики в области финансов, науки, образования,
здравоохранения, соци-ального обеспечения
и экологии;
осуществляет в пределах своих
полномочий меры по реализации, обеспечению
и защите прав и свобод человека и гражданина,
охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступ-ностью;
разрабатывает для представления
высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего органа
исполнительной власти) в законодательный
(представительный) орган проект бюджета,
а также проекты программ социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации;
обеспечивает исполнение бюджета
субъекта Российской Федера-ции и готовит
отчет об исполнении указанного бюджета
и отчеты о выполнении программ социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации;
управляет и распоряжается
собственностью субъекта Российской Федерации
в соответствии с законами субъекта Российской
Феде-рации, а также федеральной собственностью,
переданной в управ-ление субъекту Российской
Федерации в соответствии с федераль-ными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
вправе предложить органу, выборному
или иному должностному лицу местного
самоуправления привести в соответствие
с законо-дательством Российской Федерации
изданные ими правовые акты, а также обратиться
с соответствующим запросом в суд;
Конституционное право России
60
заключает в соответствии с
федеральным законом договоры с фе-деральными
органами исполнительной власти о разграничении
предметов ведения и полномочий, а также
соглашения о взаимной передаче осуществления
части своих полномочий;
осуществляет иные полномочия,
установленные федеральными законами,
конституцией (уставом) и законами субъекта
РФ, а также соглашениями с федеральными
органами исполнительной власти.
4. До принятия федерального
закона, закрепившего в соответствии
с Конституцией РФ вышеперечисленные
основы организации региональ-ной
системы государственной власти,
в субъектах Российской Федерации
(особенно в республиках в составе
Российской Федерации) успела сложиться
весьма разнообразная структура
законодательных и исполни-тельных
органов и взаимоотношений между
ними.
Так, например, в большинстве
республик учреждены посты президента,
который может быть главой государства
или высшим должностным лицом и одновременно
главой исполнительной власти. В некоторых
республиках высшим должностным лицом
и главой исполнительной власти является
Председатель Правительства. В Дагестане
функции главы государства выполняет
коллегиальный орган – Государственный
Совет, он же возглав-ляет деятельность
исполнительной власти.
Законодательным (представительным)
органом в республиках является парламент.
В большинстве случаев он имеет однопалатную
структуру, в то же время в ряде республик
созданы двухпалатные парламенты. Встреча-ются
случаи (республика Тува), когда наряду
с законодательным органом существует
и другой представительный орган – съезд
народов республики.
Для формирования единой системы
государственной власти России в соответствии
с основами конституционного строя, другими
принципи-альными положениями Конституции
РФ и федерального законодательства необходимо
упорядочение полномочий высших должностных
лиц и орга-нов государственной власти
субъектов Федерации, а также взаимоотноше-ний
между ними. В целях приведения законодательства
субъектов Россий-ской Федерации в соответствие
с базовым в этой сфере Федеральным законом
«Об общих принципах организации органов
государственной вла-сти субъектов Российской
Федерации», а также для обеспечения преемст-венности
власти был установлен переходный период
– два календарных года со дня вступления
данного закона в силу.
Подробнее см.: 2,
4–6. План-конспект лекционного
курса 61
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
1. Конституционные принципы
правосудия, организации и деятельности
судебной системы.
2. Правовая охрана конституционной
системы Российской Федерации.
3. Конституционный суд
Российской Федерации.
1. Под судебной системой
Российской Федерации понимается
сово-купность взаимодействующих между
собой федеральных судов и судов субъектов
Федерации, осуществляющих в совокупности
все множество функций и полномочий судебной
власти.
К основным функциям
судебной системы относятся:
осуществление правосудия с
использованием особых процессуаль-ных
форм посредством конституционного, гражданского,
уголов-ного и административного судопроизводства;
судебный контроль за законностью
и обоснованностью примене-ния мер процессуального
принуждения;
толкование правовых норм, являющееся
обязательным для всех органов и лиц, участвующих
в судебной, правоприменительной и нормотворческой
деятельности;
официальное удостоверение
фактов, имеющих юридическое зна-чение;
ограничение конституционной
и иной отраслевой правосубъектно-сти
граждан.
Конституционные основы судебной
системы представляют собой совокупность
принципов и норм конституционного законодательства,
определяющих: 1) взаимоотношения личности
с судебной властью; 2) орга-низацию и функционирование
судебной системы.
Конституционные основы, закрепляющие
основные права человека и гражданина
в сфере правосудия, взаимоотношения личности
с судебной властью установлены ст. 46–54
Конституции РФ. В них отражены возмож-ности
использования всех не запрещенных законом
способов защиты прав и свобод человека
и другие принципы, обеспечивающие совершенствова-ние
юридических механизмов защиты прав и
свобод личности при общем усилении судебной
власти и режима законности в государстве.
Принципы и начала
организации судебной системы устанавливаютcя Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации».
К основным из этих принципов относят-ся:
осуществление правосудия только судом,
учрежденным в соответствии
ТЕМА 14 Конституционное право России
62
с законом (ч. 1, 3 ст. 118 Конституции),
самостоятельность и независи-мость судов
(ст. 10 Конституции), единство судебной
системы при специа-лизации судов (ст.
118, 124–127 Конституции).
Самостоятельность и независимость
судов основаны на конституци-онном принципе
разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную,
при котором органы каждой ветви власти
самостоятельны. Самостоятельность органов
правосудия исключает их подчиненность
каким-либо иным органам, их решения носят
окончатель-ный характер. Судьи при рассмотрении
дел и вынесении судебных реше-ний руководствуются
исключительно нормами закона. Независимость
судов обеспечивается рядом правовых,
организационных, материально-технических,
кадровых и других условий их деятельности,
устанавливае-мых законодательством.
Судебная система России включает
две основные разновидности судебных
учреждений: суды общей юрисдикции,
осуществляющие рас-смотрение уголовных,
гражданских и административных дел, и специаль-ные суды.
В соответствии с Федеральным
конституционным законом «О судеб-ной
системе Российской Федерации» систему
общих судов составляют федеральные суды
общей юрисдикции и мировые судьи, относящиеся
к судебным учреждениям субъектов Российской
Федерации. К федеральным судам общей
юрисдикции относятся: Верховный суд РФ,
верховные суды республик, краевые, областные
суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга,
суды автономной области и автономных
округов, районные суды. В федеральную
систему общих судов входят и военные
суды, соз-даваемые по территориальному
принципу в местах дислокации войск и
флотов.