Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..
Обязательный порядок
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на освобождение ряда категорий иностранцев от получения разрешения на работу, работодатели, тем не менее, обязаны при привлечении иностранных граждан, въехавших в РФ в порядке, требующем получения визы, получать разрешение на привлечение и исполь- зование иностранных работников. Данное правило в соответствии с междуна- родными нормативными правовыми актами и соблюдением принципа взаим- ности не применяется в отношении сотрудников дипломатических предста- вительств, консульских учреждений иностранных государств РФ, междуна- родных организаций, аккредитованных в РФ иностранных работников инос- транных СМИ. Следовательно, для привлечения и использования остальных, не входящих в указанный перечень, категорий иностранных РФ в порядке, тре- бующем получения визы, работодателю необходимо в установлен- ном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную деятель- ность в представительстве иностранного СМИ в РФ при условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Поста- новлением Правительства РФ «Об утверждении Правил аккредитации и пребы- вания корреспондентов иностранных средств массовой информации на терри- тории РФ» от 13.09.1994 г . №105531.
Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим- пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий- ских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горнокли- матического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ32.
В свою очередь, особенности осуществления трудовой деятельности инос- транными гражданами на территории РФ в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран –участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Влади- востоке определяются ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономи- ческое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как цен- тра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ33.
Порядок получения разрешений на привлечение и использование инос- транных работников:
Основанием для оформления и выдачи разрешения на привлечение и ис- пользование иностранных работников является обращение работодателя, заказ- чика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом. В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему разъясняются при- чины и основания отказа, оформляется решение в письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).
Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органа ми разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных ра- ботников не должен превышать 30 дней со дня приема документов. Выдача ра- ботодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, требующем получения визы.
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работо- датель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориаль- ный орган ФМС России документы, установленные Административным регла- ментом34.
В случае выявления оснований для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) должно быть направ- лено письменное уведомление с изложением причины отказа.
Выдача иностранным гражданам разрешения на работу, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы:
Для получения разрешения на работу иностранным гражданам инос- транный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения ви- зы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный ор- ган документы, установленные Административным регламентом.
Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных инос- транным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граж- дан в РФ, либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законода- тельством РФ в качестве представителя данного иностранного гражданина, яв- ляется их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 ФЗ «О правовом положении инос- транных в РФ» территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в РФ в поряд- ке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на рабо- ту обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого РФ в этом качестве. В случае выявления оснований для отказа в выдаче разре- шения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложе- нием причины отказа. Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, фор- ма которого утверждается ФМС России.
За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается государственная пошлина. В соответствии с изменениями в Налоговый РФ, внесенными ФЗ от 27 декабря 2009 г . № 374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В этом случае рабо- тодателю придется уплачивать 6000 руб. за каждого привлекаемого иностран- ного работника.
Основания для приостановления действия выданного разрешения на прив- лечение и использование иностранных работников и аннулирования разреше-
на работу:
ФМС России или ее территориальный орган вправе приостановить дейст- вие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм миграционного законодательства, до устранения им в установленный срок до- пущенных нарушений. Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если ра- ботодатель:
1.Не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;
2.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган Федеральной миграционной службы России о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
3.Не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту сво- его учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пре- бывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
4.Не направил в 3-дневный срок в территориальный орган ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового дого- вора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание ус- луг), а также о досрочном расторжении договора;
5.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС России, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведаю- щий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работ- ником места работы или места пребывания;
6.Не обеспечил соблюдение гарантий материального, медицинского и жи- лищного обеспечения иностранному гражданину.
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и ис- пользование иностранных работников производится на основании решения ФМС России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нару- шения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.
Разрешение на привлечение и
использование иностранных
1.подачи работодателем
2.ликвидации организации или
прекращения деятельности
3.выявления факта
4.использования работодателем
иностранных работников за
5.не устранения работодателем
допущенных нарушений в
В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы. В настоящее время в РФ отсутствует правовой механизм, позволяющий работодателям — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, ис- пользовать труд иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Представляется, что работодатели физические лица, не явля- ющиеся индивидуальными предпринимателями, могли бы использовать труд указанной категории лиц. Для этого органам Минздравсоцразвития России не- обходимо разработать списки соответствующих профессий. Следует отметить, что в случае использования труда иностранных граждан работодателями физи-
ческими
лицами, не являющимися индивидуальными
предпринимателями, они должны соблюдать
все законодательные
Глава 2. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении
Трудовое правоотношение - это добровольная юридическая связь работни-
ка с
работодателем (организацией), по которой
работник обязуется выполнять
Трудовой кодекс РФ устанавливает
особенности правового
Из анализа Трудового кодекса следует, что в нем не содержится специаль ных положений регулирующих особенности правового регулирования труда иностранных работников. Ряд авторов считают, что это является пробелом в законодательстве. Моя позиция заключается в том, что для более правильного регулирования труда иностранных работников законодателю следует включать в трудовой кодекс соответствующую главу, которая должна быть посвящена особенностью правового регулирования труда иностранных работников.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптималь- ного баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоус- тройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внеш- ней политики государства Правительство РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вправе уста- навливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. Указанные квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, спе- циальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда37.
Особенностью правового статуса иностранных граждан в трудовом право- отношении на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно про- живающие в РФ иностранные граждане, то есть имеющие разрешение на посто- янное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местны- ми гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лече- ние, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с це- лями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в преде- лах того субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное прожи- вание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Правительство РФ, учитывая регио- нальные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта38.
Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан