Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является определение особенности трудоправового статуса иностранных граждан. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи, определившие структуру работы:
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо ре- шить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.
2.Определить понятие иностранных граждан и их классификация в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан…………….7
§ 1. Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации……………………………………………………………………………..7
§ 2. Понятие иностранных граждан и их классификация в Российской Федерации……..….. 18
§ 3. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….…24
Глава 2. Правовой статус иностранных работников…………………………………………....36
§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан в трудовом правоотношении….36
§ 2. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………..…..…44
Глава 3. Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан в Российской Федерации и пути их преодоления…………………………………………………………….…56
§ 1. Проблемы использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации……..…56
§ 2. Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации…………………………….…65
§ 3. Ответственность за правонарушения, связанное с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации………………………72
Заключение…………………………………………………………………………………...……84
Список нормативных актов………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………
Список материалов судебной практики…………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

anis_diplom.docx

— 155.10 Кб (Скачать файл)

Обязательный порядок получения  разрешений на работу и разрешений на привлечение и использование  иностранных не применяется к  ряду категорий иностранцев. В пункте 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», кроме иностранных граждан, которые постоянно проживают в РФ или являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживаю- щих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ, перечислены также и другие категории иностранных граждан, в отношении ко- торых указанный разрешительный порядок не применяется.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на освобождение ряда категорий иностранцев  от получения разрешения на работу, работодатели, тем не менее, обязаны  при привлечении иностранных  граждан, въехавших в РФ в порядке, требующем получения визы, получать разрешение на привлечение и исполь- зование иностранных работников. Данное правило в соответствии с междуна- родными нормативными правовыми актами и соблюдением принципа взаим- ности не применяется в отношении сотрудников дипломатических предста- вительств, консульских учреждений иностранных государств РФ, междуна- родных организаций, аккредитованных в РФ иностранных работников инос- транных СМИ. Следовательно, для привлечения и использования остальных, не входящих в указанный перечень, категорий иностранных РФ в порядке, тре- бующем получения визы, работодателю необходимо в установлен- ном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную деятель- ность в представительстве иностранного СМИ в РФ при условии соблюдения правил аккредитации и пребывания на территории РФ, утвержденных Поста- новлением Правительства РФ «Об утверждении Правил аккредитации и пребы- вания корреспондентов иностранных средств массовой информации на терри- тории РФ» от 13.09.1994 г . №105531.

Дополнительно необходимо отметить, что особенности осуществления  трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим- пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются отдельным ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий- ских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горнокли- матического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ32.

         В свою очередь, особенности осуществления трудовой деятельности инос- транными гражданами на территории РФ в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран –участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Влади- востоке определяются ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономи- ческое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как цен- тра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.05.2009 г. № 93-ФЗ33.

Порядок получения разрешений на привлечение  и использование инос- транных работников:

Основанием для оформления и  выдачи разрешения на привлечение и  ис- пользование иностранных работников является обращение работодателя, заказ- чика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом. В случае отказа в предоставлении государственной услуги представленные документы возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) и ему разъясняются при- чины и основания отказа, оформляется решение в письменной форме, которое выдается на руки работодателю, заказчику работ (услуг).

Срок оформления и выдачи ФМС России и ее территориальными органа ми разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных ра- ботников не должен превышать 30 дней со дня приема документов. Выдача ра- ботодателям, заказчикам работ (услуг) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, требующем получения визы.

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам, работо- датель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в территориаль- ный орган ФМС России документы, установленные Административным регла- ментом34.

В случае выявления оснований для  отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, в 3-дневный  срок со дня вынесения и регистрации  данного решения работодателю, заказчику  работ (услуг) должно быть направ- лено письменное уведомление с изложением причины отказа.

Выдача иностранным гражданам  разрешения на работу, прибывшим в  РФ в порядке, не требующем получения визы:

Для получения разрешения на работу иностранным гражданам инос- транный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения ви- зы, представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный ор- ган документы, установленные Административным регламентом.

Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных инос- транным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы или представителем уполномоченной им по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граж- дан в РФ, либо лицом, выступающим в соответствии с гражданским законода- тельством РФ в качестве представителя данного иностранного гражданина, яв- ляется их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 13.1 ФЗ «О правовом положении инос- транных в РФ» территориальный орган ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в РФ в поряд- ке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на рабо- ту обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его  личность и признаваемого РФ в этом качестве. В случае выявления оснований для отказа в выдаче разре- шения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, в 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации решения об отказе должно быть направлено письменное уведомление с изложе- нием причины отказа. Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок, и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, являющейся документом строгой отчетности, фор- ма которого утверждается ФМС России.

За выдачу иностранцу разрешения на работу взимается государственная  пошлина. В соответствии с изменениями  в Налоговый РФ, внесенными ФЗ от 27 декабря 2009 г . № 374-ФЗ, с 29 января 2010 г. ее величина составляет 2000 рублей. Повышена также величина госпошлины при оформлении разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В этом случае рабо- тодателю придется уплачивать 6000 руб. за каждого привлекаемого иностран- ного работника.

         Основания для приостановления действия выданного разрешения на прив- лечение и использование иностранных работников и аннулирования разреше-

на работу:

ФМС России или ее территориальный орган вправе приостановить дейст- вие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, в случае выявления нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг) норм миграционного законодательства, до устранения им в установленный срок до- пущенных нарушений. Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если ра- ботодатель:

1.Не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

2.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган Федеральной миграционной службы России о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

3.Не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту сво- его учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пре- бывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

4.Не направил в 3-дневный срок в территориальный орган ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового дого- вора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание ус- луг), а также о досрочном расторжении договора;

5.Не уведомил в 3-дневный срок территориальный орган ФМС России, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведаю- щий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работ- ником места работы или места пребывания;

6.Не обеспечил соблюдение гарантий материального, медицинского и жи- лищного обеспечения иностранному гражданину.

Приостановление действия выданного  разрешения на привлечение и ис- пользование иностранных работников производится на основании решения ФМС России или ее территориального органа, оформленного в соответствии с приложением № 11 к Административному регламенту, с указанием вида нару- шения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Разрешение на привлечение и  использование иностранных работников аннулируется в случае:

1.подачи работодателем соответствующего  заявления;

2.ликвидации организации или  прекращения деятельности индивидуаль- ного предпринимателя;

3.выявления факта представления  работодателем недостоверных сведе- ний при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использо- вание иностранных работников;

4.использования работодателем  иностранных работников за пределами  субъекта (субъектов) РФ, в котором  ему разрешено их привлекать;

5.не устранения работодателем  допущенных нарушений в предписанный  срок.

В ходе исследования были выявлены некоторые  проблемы. В настоящее время в  РФ отсутствует правовой механизм, позволяющий работодателям — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, ис- пользовать труд иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Представляется, что работодатели  физические лица, не явля- ющиеся индивидуальными предпринимателями, могли бы использовать труд указанной категории лиц. Для этого органам Минздравсоцразвития России не- обходимо разработать списки соответствующих профессий. Следует отметить, что в случае использования труда иностранных граждан работодателями физи-

ческими лицами, не являющимися индивидуальными  предпринимателями, они должны соблюдать  все законодательные требования, касающиеся привлечения иностранной  рабочей силы, существующие для иных категорий работодателей.

 

Глава 2. Правовой статус иностранных  работников

 

§ 1. Особенности правового статуса  иностранных граждан в трудовом правоотношении

 

         Трудовое правоотношение - это добровольная юридическая связь работни-

ка с  работодателем (организацией), по которой  работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию (по оговоренной специальности, квалифи- кации, должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а рабо- тодатель - оплачивать его трудовой вклад и создавать условия труда в соответ- ствии с законодательством, коллективным и трудовым договором35.

Трудовой кодекс РФ устанавливает  особенности правового регулирова- ния труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, сов- местителей, государственных служащих и другие). Особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Для обеспечения стабильности правового регулирования труда от- дельных категорий работников Трудовой Кодекс РФ предусматривает, что осо- бенности такого регулирования устанавливаются настоящим Кодексом и ины- ми федеральными законами36.

Из анализа Трудового кодекса  следует, что в нем не содержится специаль ных положений регулирующих особенности правового регулирования труда иностранных работников. Ряд авторов считают, что это является пробелом в законодательстве. Моя позиция заключается в том, что для более правильного регулирования труда иностранных работников законодателю следует включать в трудовой кодекс соответствующую главу, которая должна быть посвящена особенностью правового регулирования труда иностранных работников.

         В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптималь- ного баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоус- тройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внеш- ней политики государства Правительство РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» вправе уста- навливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. Указанные квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, спе- циальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда37.

         Особенностью правового статуса иностранных граждан в трудовом право- отношении на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно про- живающие в РФ иностранные граждане, то есть имеющие разрешение на посто- янное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местны- ми гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лече- ние, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с це- лями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в преде- лах того субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное прожи- вание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Правительство РФ, учитывая регио- нальные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта38.

Информация о работе Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан