Понятие субъекта преступления в современном уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:23, дипломная работа

Краткое описание

Общественно опасное деяние и субъект преступления — неразделимые понятия уголовного права, связанные со многими его институтами, а также другими юридическими дисциплинами.
В предлагаемой работе предпринята попытка комплексного теоретико-методологического исследования вопросов учения о субъекте преступления, большая часть из которых недостаточно изучена в связи с нововведениями в российском уголовном законодательстве. Таким образом, необходимость разработки учения о субъекте преступления обусловлена динамичностью уголовного законодательства, которое требует постоянного совершенствования, особенно когда речь идет о вопросах уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние: их возрасте, вменяемости, невменяемости, а также лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, и др.

Содержание

Введение
Глава I. Историческое развитие исследования субъекта преступления
1.1 Теоретические и методологические исследования субъекта преступления
1.2 Субъект преступления в отечественном уголовном законодательстве
Глава II. Субъект преступления, понятие, признаки, особенности ответственности
2.1 Субъект преступления и понятие уголовной ответственности
2.2 Возраст как признак субъекта преступления. Влияние возраста на уголовную ответственность
2.3 Вменяемость как признак субъекта преступления и ее значение для уголовной ответственности
2.3.1 Понятие и критерии невменяемости
2.3.2 Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних с признаками отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством
2.3.3 Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
2.4 Уголовная ответственность за совершение преступления в состоянии опьянения
Глава III. Понятие и сущность специального субъекта преступления в уголовном праве
3.1 Понятие и сущность специального субъекта преступления
3.2 Уголовно-правовой анализ специального субъекта преступления с признаками должностного лица
3.3 Теоретическое исследование специального субъекта воинского преступления
3.4 Особенности специального субъекта воинского преступления
3.5 Юридические лица, как субъекты преступления в уголовном праве
3.6 Теоретико-правовые аспекты разграничения субъекта преступления и личности преступника
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Субъект преступления.docx

— 156.71 Кб (Скачать файл)

Значительная часть уголовно-правовых норм с признаками должностного лица как специального субъекта преступления содержится также в гл. 31 УК РФ, предусматривающей  ответственность за преступные деяния против правосудия. По существу, это  специальные составы преступлений, которые могут совершать должностные  лица, в частности представители  власти при отправлении правосудия.

Должностные преступления, в которых имеет место специальный  субъект, находятся и в других главах Особенной части УК РФ. К  таким преступлениям, где специальным  субъектом выступает должностное  лицо, могут быть отнесены, например, общественно опасные деяния, посягающие на конституционные права и свободы  человека и гражданина (гл. 19). К ним  относятся: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), фальсификация  избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет  голосов (ст. 142), нарушение правил охраны труда (ст. 143), необоснованный отказ  в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или  женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и  иных выплат (ст. 145-1) и др.

К должностным преступлениям  в сфере экономической деятельности (гл. 22), могут относиться следующие  составы: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), злоупотребления  при выпуске ценных бумаг (ст. 185).

Наконец, некоторые преступления, которые образуют достаточно большую  группу в Особенной части УК РФ, могут совершаться как должностными, так и недолжностными лицами. Если говорить о специальном субъекте, то эти преступления чаще всего совершаются  должностными лицами с использованием своего служебного положения и занимаемой должности в системе государственных  и местных органов власти и  управления и самого аппарата этих органов.

Следовательно, при определенных условиях некоторые преступления, предусмотренные  различными главами Особенной части  УК, могут быть совершены должностными лицами исключительно и благодаря  занимаемому ими должностному положению, а в других случаях те же преступления совершаются недолжностными лицами.

Вместе с тем системно-структурный  анализ уголовно-правовых норм Особенной  части УК РФ позволил условно выделить по признакам виновного лица три  разновидности (группы) общественно  опасных деяний, в которых специальным  субъектом преступления является или  может быть должностное лицо. Такие  преступления предлагается классифицировать на: 1) общие должностные преступления, 2) специальные должностные преступления и 3) альтернативно-должностные преступления.

Основным критерием данной классификации наряду с другими (объектом и объективной стороной) являлись признаки или характерные  особенности лица, совершающего должностное  преступление, что дает основание  говорить о специальном субъекте, который нашел свое законодательное  закрепление в примечании к ст. 285 УК РФ.

В связи с этим в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ субъектами преступлений, предусмотренных главой 30, могут быть следующие категории  правонарушителей: 1) должностные лица, 2) должностные лица, занимающие государственные  должности Российской Федерации, 3) должностные лица, занимающие государственные  должности субъектов Российской Федерации, 4) государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных  лиц, которые несут ответственность  в случаях, специально предусмотренных  соответствующими статьями главы 30 УК РФ.

При этом специальными субъектами в соответствии с анализируемым  законом, согласно примечанию 1 к ст. 285, признаются должностные лица, которые  постоянно или временно, а также  по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления или  государственных и муниципальных  учреждениях и, наконец, в Вооруженных  Силах Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении  функций представителя власти должностным  лицом имеет положение закона (примечание 1 к ст. 285 УК), указывающее  на то, что эти обязанности должны быть возложены в установленном  законом порядке (постоянно, временно или по специальному полномочию). Поэтому  для решения вопроса о привлечении  лица к уголовной ответственности  всегда необходимо иметь в виду, что, выполняя те или иные полномочия и функциональные обязанности, оно  может быть признано специальным  субъектом должностного преступления при условии, если данное лицо эти  обязанности выполняло в соответствии с требованием закона.

Разновидностью специального субъекта должностных преступлений, предусмотренных в главе 30, являются, согласно примечанию 2 к ст. 285 УК РФ, лица, занимающие государственные должности  Российской Федерации118. Такие должности устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

К данной категории закон  относит, в частности, лиц, занимающих должности: Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя палат  Федерального Собрания РФ, депутатов  Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ, Генерального прокурора  РФ, Председателя Счетной палаты, Секретаря  Совета безопасности и других лиц, занимающих государственные должности.

Другую категорию специальных  субъектов должностных преступлений, в соответствии с примечанием 3 к  ст. 285 УК РФ, составляют лица, занимающие государственные должности субъектов  Российской Федерации, под которыми, согласно закону, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями, а также уставами субъектов России для непосредственного исполнения различных полномочий государственных  органов. К таким лицам, например, могут быть отнесены: президенты республик, губернаторы (краев, областей, Москвы и  Санкт-Петербурга), руководители органов  законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, депутаты представительных органов субъектов  федерации и т. п.

Государственные служащие и  служащие органов местного самоуправления, согласно примечанию 4 к ст. 285 УК, не относятся к числу должностных  лиц и, обладая признаками общего субъекта преступления, подлежат уголовной  ответственности за присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный  подлог (ст. 292) УК РФ. В данных случаях  речь о специальном субъекте преступления не идет.

Уголовно-правовой анализ специального субъекта преступления с признаками должностного лица позволяет сделать  вывод о непременном проведении дальнейших теоретических исследований в этом направлении, в частности  по изучению признаков и особенностей должностного лица. Данное обстоятельство имеет большое значение для правильной квалификации преступлений, совершаемых  должностными лицами путем использования  своего служебного положения, а также  в том случае, когда имеет место  конкуренция норм либо при постановке вопроса об ответственности лица, а в дальнейшем и его наказании.

 

3.3 Теоретическое  исследование специального субъекта  в преступлениях против правосудия

 

Осуществление правосудия в  нашей стране является одной из важнейших  сторон борьбы с преступностью, так  как посредством его лица, совершившие  преступления, подвергаются уголовному наказанию. Правосудие же, согласно Конституции  Российской Федерации, осуществляется только судом (ст. 118). Вместе с тем  правосудие также выступает и  как средство, с помощью которого государство реализует выполнение задач уголовного закона (ст. 2 УК РФ) по охране и укреплению законности, охране прав и свобод человека и  гражданина от преступных посягательств, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ и т. п., а также предупреждает совершение преступлений и решает другие задачи.

В отечественной литературе понятие «правосудие» употребляется  в двух значениях — в узком  и широком смысле. Правосудие в  узком смысле можно определить как  деятельность суда по рассмотрению и  разрешению гражданских и уголовных  дел либо дел об административных правонарушениях и т. п. Правосудие в широком смысле означает одну из форм государственной деятельности, которая имеет своим содержанием  применение права, как например, правоприменительную  или юрисдикционную деятельность, а  также деятельность суда по рассмотрению и разрешению определенных федеральным  законом категорий дел, либо деятельность специально на то созданных государственных  органов в лице прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, судебных приставов и судебных исполнителей119.

Преступления против правосудия, как правило, посягают на совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную, регламентированную законодательством  деятельность суда по осуществлению  его задач, а также на деятельность государственных органов и соответствующих  лиц, которые призваны содействовать  в осуществлении правосудия в  стране.

Общественная опасность  преступлений против правосудия, особенно с признаками специального субъекта, достаточно велика. Правосудие, призванное охранять и защищать наше общество и государство, как справедливо  отмечают И. С. Власов и И. М. Тяжкова, часто само становится, в случае совершения преступлений против него, конкретным объектом уголовно-правовой охраны120. Более того, общественная опасность некоторых преступлений против правосудия, например предусмотренных ст.ст. 299, 300, 301, 302, 305 УК и другими, обусловлена еще и тем, что при их совершении специальным субъектом выступают должностные лица, сами призванные в первую очередь соблюдать и охранять законы.

Совершение данными лицами преступлений против правосудия подрывает  авторитет государственных и  исполнительных органов на местах и  вышестоящих структур, порождает  у населения недоверие к представителям власти и должностным лицам правоохранительных и других органов власти.

Особо следует отметить, что довольно большую группу преступлений против правосудия, а точнее, преступлений, посягающих на исполнение конституционных  принципов правосудия и имеющих  повышенную общественную опасность, представляют общественно опасные деяния, совершаемые  представителями власти, т. е. лицами, которые призваны сами соблюдать  и охранять законы и защищать интересы граждан. Речь в данном случае идет о специальных субъектах, которыми совершаются следующие преступления: привлечение заведомо невиновного  к уголовной ответственности (ст. 299), незаконное освобождение от уголовной  ответственности (ст. 300), незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301), принуждение к даче показаний (ст. 302), фальсификация доказательств (ч. 2 ст. 303), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).

О специальных составах преступлений (ст.ст. 299-303, 305 УК) следует сказать, что  они совершаются представителями  власти, которыми могут быть, только прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судья или лицо, наделенное правом производить задержание. Во всех этих случаях следует говорить о специальном субъекте преступления.

Само понятие «представитель власти» как разновидность должностного лица определено законодателем в  примечании к ст. 318 УК РФ в гл. 32, предусматривающей  уголовную ответственность за посягательства на порядок управления. Согласно закону представителем власти признается должностное  лицо как правоохранительного, так  и контролирующего органа, либо другое должностное лицо, наделенное в установленном  законом порядке распорядительными  полномочиями в отношении лиц, которые  не находятся от него в служебной  зависимости. Следовательно, специальными субъектами указанных составов могут  быть только представители власти, т. е. круг должностных лиц органов  суда, прокуратуры, МВД, ФСБ и других лиц, которые наделены властными  полномочиями по отношению к другим гражданам.

Прежде всего, следует  отметить, что представитель власти должен обладать властными полномочиями, которые реализуются в праве  должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания или  распоряжения, обязательные к исполнению как должностными лицами, так и  гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами независимо от их правового  статуса и ведомственной принадлежности и подчиненности. Причем представитель  власти осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке  постоянно, временно или по специальному поручению. Поэтому для признания  лица представителем власти необходимо установить, на каком основании он занимает должность (назначение, выборы, иное) в органах законодательной, исполнительной, а также судебной власти либо в органах местного самоуправления.

К представителям власти относятся  должностные лица федеральных органов  государственной власти, исполнительной и судебной власти любого уровня, депутаты всех звеньев, главы администраций  субъектов федерации, мэры городов, судьи, прокуроры, работники органов  внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов, работники  органов государственной налоговой  службы, охотнадзора, органов рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, военнослужащие, исполняющие обязанности  по охране общественного порядка, Федеральной  пограничной службы РФ, сотрудники Комитета по антимонопольной политике, судебные приставы и другие.

Представителями власти также  признаются и лица, постоянно или  временно наделенные такими полномочиями в соответствии с действующим  законодательством в отношении  граждан (члены ДНД, члены государственных  комиссий, общественные инспекторы охотинспекций  и рыбинспекций, общественные контролеры на транспорте и т. п.).

Таким образом, по отношению  к другим должностным лицам представители  власти как субъекты должностного преступления, как справедливо отмечает Б. В. Здравомыслов, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых  имеет большое значение для применения соответствующих норм, предусматривающих  ответственность за самые различные  должностные преступления121.

Другие преступления против правосудия могут совершить лица, обязанные содействовать суду, производству предварительного расследования и  дознания, которые не осуществляют должностных функций, связанных  с отправлением правосудия, но являются также специальными субъектами. В  данном случае речь идет о таких  преступлениях, как, например, заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307) и  отказ свидетеля или потерпевшего отдачи показаний (ст. 308 УК РФ).

Информация о работе Понятие субъекта преступления в современном уголовном законодательстве