Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.
Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............
80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения
В силу ст. 9 Федерального закона "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исправительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Так, суд указал, Как следует из материалов дела и было установлено судом, осужденный к лишению свободы П. дважды - и, умышленно причинял вред своему здоровью при указанных в исковом заявлении обстоятельствах, в связи с чем он находился на лечении в больнице ФБУ ЛИУ-12 с по и с по. На лечение осужденного П. было затрачено рублей.
Суд, сделав вывод о том, что в результате умышленных действий П., направленных на причинение вреда своему здоровью, ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области понесло расходы на лечение осужденного, руководствуясь ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, ч. 2 ст. 102 УИК РФ, обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с П. причиненного материального ущерба в общей сумме ... (Кассационное определение Кировского областного суда от 11.08.2011 по делу N 33-2834)64
В 2004 г. дополнительно был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"65, который указал в качестве лиц, подлежащих охране со стороны государственных правоохранительных органов, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено66.
Согласно Федеральному закону "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6).
Конечно, при обеспечении безопасности
лиц, отбывающих наказание в виде
лишения свободы или
Таким образом, в случаях оказания
осужденными сопротивления
Проблема эффективности
Очевидно, что институты уголовно-
В письме министра юстиции РФ Президенту
России ситуация в учреждениях уголовно-
Представляется, что в самом
механизме исполнения лишения свободы
заложены факторы, в определенной мере
продуцирующие повторную
Президент РФ на заседании Государственного Совета 11 февраля с.г. подчеркнул, что изменение сложившегося положения дел может быть обеспечено, как представляется, лишь за счет комплексной трансформации уголовно-исполнительной политики. В каком направлении будет осуществляться этот процесс, на данный момент до конца не ясно.
Совершенствование дифференциации исполнения наказания - одно из направлений предполагаемых изменений наряду с сокращением численности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, улучшением условий содержания.
Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний во многом определяет построение и содержание Особенной части УИК РФ и находит свое непосредственное выражение в нормах, регулирующих основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ является режим, а его составной частью - различные виды условий отбывания наказания, которые могут в соответствии с законом изменяться.
Обострение криминогенной
В большинстве случаев отсутствие
необходимых санитарно-гигиенич
Деятельность администрации
Перевод из одних условий в другие в значительной мере влияет на фактический объем прав осужденного и наряду с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие.
Однако, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями исправительных учреждений недостаточно интенсивно и гибко используются возможности стимулирования правомерного, социально активного поведения осужденных. Количественные показатели изменения условий в исправительных колониях незначительны.72
Представляется, причины недостаточного
использования мер
В группе осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях (на общем и строгом режиме), которых почти 80%, могут быть выделены еще 1 - 2 подгруппы лиц в зависимости от степени исправления. У них еще не сформировалась четкая тенденция к замене негативных установок, однако в то же время отсутствует безусловная ориентация на отрицание общепринятых социальных ценностей.
Меры, стимулирующие позитивное поведение
названной категории
Подтвердить этот вывод можно, проведя элементарный анализ данных об изменении условий отбывания наказания в исправительных колониях. По сведениям ФСИН России, из обычных в строгие и облегченные условия в исправительных колониях всех видов режимов в 2008 г. переведены только 9,4% (на общем режиме - 13,4%, на строгом - 8%, на особом - 7,9%).
Одна из причин подобного положения дел - недостаточное нормативно-правовое регулирование института условий. Его сущность в УИК РФ, равно как и содержание принципа дифференциации, не раскрывается. Термин "дифференциация" употребляется дважды - в ст. 8 и в ч. 2 ст. 110. Нормативное регулирование указанного института обеспечивается главным образом в основном за счет процедурных норм, устанавливающих порядок изменения условий.
Законом предусмотрено только 3 вида условий отбывания наказания в исправительных колониях, что, с одной стороны, не согласуется с количеством групп осужденных, которые можно выделить в зависимости от степени исправления, а с другой - не позволяет определить для каждой из них групповые средства коррекционного воздействия. Есть и другие технико-юридические недостатки.
Как показывают результаты прокурорских проверок, распределение осужденных по видам условий в исправительных колониях происходит скорее в зависимости от лояльности администрации колонии (в облегченных условиях - актив, в строгих - осужденные отрицательной направленности, в обычных - занимающие нейтральные позиции), чем от степени исправления.
С учетом сказанного, дальнейшее совершенствование института изменения условий отбывания наказания видится в следующем.
Необходимо в отдельной части ст. 87 УИК РФ раскрыть понятие института условий отбывания наказания и их изменения, определив тем самым его правовую природу, что также позволит отграничить указанный институт от смежных - мер поощрения и дисциплинарной ответственности.
Объективно востребовано углубление классификации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и разделение осужденных, находящихся в обычных условиях, на две группы: не нарушающих нормы поведения, установленные в исправительном учреждении, и нарушающих.
Материальным основанием перевода осужденных из обычных условий в усиленные должно стать привлечение осужденного к дисциплинарной ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания, не относящиеся к злостным.
Не оправдано распространение на эту категорию лиц условий строгой изоляции, в которой содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями. Вместе с тем лица, помещенные в усиленные условия и отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях, должны размещаться раздельно.
Кроме того, представляется необходимым уточнить и конкретизировать критерий добросовестного отношения к труду, с учетом которого также принимается решение об изменении условий с обычных на облегченные, имея в виду, что около 400 тыс. осужденных в исправительных колониях ФСИН России в процесс трудового воспитания не вовлечены.
Наконец, следует предусмотреть правовые гарантии изменения условий с обычных на облегченные, направленные на снижение уровня субъективного усмотрения администрации исправительного учреждения при принятии соответствующего решения.
Все эти меры будут способствовать
повышению эффективности
В работе лечебных учреждений пенитенциарной системы имеются определенные организационные и юридические недоработки в оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, устранение которых способствовало бы росту доверия к врачебному персоналу со стороны пациентов-осужденных.
Порядок проведения профилактических осмотров осужденных регламентирован также подзаконными актами - Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". В п. 14 раздела 3 "Основные права и обязанности осужденных в исправительных учреждениях" отмечается: "Осужденные обязаны проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений". Недоработкой данного документа является отсутствие конкретного перечня медицинских манипуляций, которые могут применяться к осужденным, независимо от их согласия, в связи с чем они могут трактоваться в очень широком диапазоне. Кроме того, данный Приказ не предусматривает порядка информирования спецконтингента о целях, задачах и порядке проведения данных осмотров.
Исполнение наказания в
По результатам исследования более четверти респондентов (26,8%), принявших участие в опросе, заявили о необходимости улучшения информационного обеспечения в сфере охраны здоровья в пенитенциарном учреждении74.
Необходимо четкое юридическое разграничение в обязательности оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство: неукоснительное соблюдение этого требования в случае заболевания, не представляющего опасность для окружающих, и исключение этого права при необходимости проведения профилактических мероприятий для предупреждения массовых заболеваний.