Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной. Во многом это объясняется тем, что на преступность, тесно связанную со всем укладом жизни общества (экономикой, политикой, культурой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), негативное влияние оказывают существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовой регламентации режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выявлении проблем и выработке путей их решения.

Содержание

Введение........................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика режима в условиях исправительных учреждений.................................................
9
1.1. Основания исполнения уголовного наказания и правовое регулирование исполнения и отбывания наказания.....................................................................................
9
1.2. Понятие и сущность режима содержания осужденных
в условиях исправительных учреждений..................................
20
1.3. Основные функции режима в условиях исправительных учреждений..................................................................................
26
Глава 2. Основные средства обеспечения режима в условиях исправительных учреждений.................................................
32
2.1. Внутренний распорядок исправительных учреждений.. 32
2.2. Средства обеспечения режима ......................................... 46
2.3. Режим особых условий в исправительных учреждениях 59
2.4. Обеспечение безопасности в условиях исправительных учреждений.................................................................................
64
Глава 3. Проблемы и перспективы развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации...............

80
Заключение..................................................................................................
103
Список использованной литературы......................................................
113
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

3_Роль и значение режима в исправительном процессе(формат 2003).doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

В силу ст. 9 Федерального закона "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исправительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Так, суд указал, Как следует из материалов дела и было установлено судом, осужденный к лишению свободы П. дважды - и, умышленно причинял вред своему здоровью при указанных в исковом заявлении обстоятельствах, в связи с чем он находился на лечении в больнице ФБУ ЛИУ-12 с по и с по. На лечение осужденного П. было затрачено рублей.

Суд, сделав вывод о том, что в  результате умышленных действий П., направленных на причинение вреда своему здоровью, ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской  области понесло расходы на лечение  осужденного, руководствуясь ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, ч. 2 ст. 102 УИК РФ, обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с П. причиненного материального ущерба в общей сумме ... (Кассационное определение Кировского областного суда от 11.08.2011 по делу N 33-2834)64

В 2004 г. дополнительно был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"65, который указал в качестве лиц, подлежащих охране со стороны государственных правоохранительных органов, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено66.

Согласно Федеральному закону "О  государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в отношении  защищаемого лица могут применяться  одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6).

Конечно, при обеспечении безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы или заключенных  под стражу при избрании меры пресечения, не все названные виды защиты могут  быть осуществлены. Тем не менее  принятие рассматриваемого Закона и соответствующих ведомственных нормативных актов позволило направить дополнительные силы и средства на обеспечение безопасности осужденных и подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Таким образом, в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу  исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие. Порядок применения указанных мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Глава  3. Проблемы и перспективы  развития режима в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации

 

Проблема эффективности исполнения такого наказания, как лишение свободы, при высоком уровне первичного рецидива среди лиц, освобожденных из исправительных учреждений, сейчас особенно актуальна.

Очевидно, что институты уголовно-исполнительного  законодательства, призванные обеспечить достижение целей исполнения наказания, установленных ст. 9 УИК РФ, действуют только "на бумаге" (в ведомственных отчетах ФСИН России), а исправительные учреждения выполняют главным образом функцию изоляции, снимая проблему нарушения гражданами условий функционирования общества только на ограниченное время

В письме министра юстиции РФ Президенту России ситуация в учреждениях уголовно-исполнительной системы охарактеризована как "тягостная  и оказывающая деформирующее воздействие на личность"67. Причины этого лишь опосредованно связаны с финансовой составляющей вопроса. Ежегодное увеличение бюджета ФСИН России  к кардинальному улучшению ситуации не приводит (в 2012 г. расходы федерального бюджета  на ФСИН РФ  составили    212 049 295,3 руб. 68,  в 2013 г. - 215 746 809,5 руб.69).

Представляется, что в самом  механизме исполнения лишения свободы  заложены факторы, в определенной мере продуцирующие повторную преступность.

Президент РФ на заседании Государственного Совета 11 февраля с.г. подчеркнул, что изменение сложившегося положения дел может быть обеспечено, как представляется, лишь за счет комплексной трансформации уголовно-исполнительной политики. В каком направлении будет осуществляться этот процесс, на данный момент до конца не ясно.

Совершенствование дифференциации исполнения наказания - одно из направлений предполагаемых изменений наряду с сокращением  численности осужденных, находящихся  в местах лишения свободы, улучшением условий содержания.

Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний во многом определяет построение и содержание Особенной части УИК РФ и находит свое непосредственное выражение в нормах, регулирующих основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ является режим, а его составной частью - различные виды условий отбывания наказания, которые могут в соответствии с законом изменяться.

Обострение криминогенной обстановки в ИУ, несомненно, обусловлено факторами, связанными с кризисными процессами в сфере экономики, несовершенством  системы рыночных отношений, что  влечет за собой снижение экономического потенциала пенитенциарных учреждений и резкое уменьшение дополнительных средств к содержанию заключенных и осужденных. Зависимость жизни заключенных в СИЗО и осужденных в ИУ от социально-экономического состояния общества очевидна70.

В большинстве случаев отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий и самых обычных бытовых удобств влияет на психологический климат в пенитенциарных учреждениях, создает нервозную, а порой конфликтную обстановку71.

Деятельность администрации исправительного  учреждения по обеспечению дифференциации и индивидуализации исполнения наказания оказывает существенное влияние на реализацию целей уголовного наказания, отражает сущность и содержание исправительного воздействия, задает его вектор.

Перевод из одних условий в другие в значительной мере влияет на фактический объем прав осужденного и наряду с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие.

Однако, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями  исправительных учреждений недостаточно интенсивно и гибко используются возможности стимулирования правомерного, социально активного поведения осужденных. Количественные показатели изменения условий в исправительных колониях незначительны.72

Представляется, причины недостаточного использования мер стимулирующего характера носят объективный характер. Одна из них - классификация осужденных в зависимости от степени исправления, которая не позволяет обеспечить учет всех значимых социально-психологических факторов личности.

В группе осужденных, отбывающих наказание  в обычных условиях (на общем и строгом режиме), которых почти 80%, могут быть выделены еще 1 - 2 подгруппы лиц в зависимости от степени исправления. У них еще не сформировалась четкая тенденция к замене негативных установок, однако в то же время отсутствует безусловная ориентация на отрицание общепринятых социальных ценностей.

Меры, стимулирующие позитивное поведение  названной категории осужденных, не используются. Объективно они еще  не достигли той степени исправления, когда возможен перевод в облегченные  условия, и в то же время не являются злостными нарушителями. Отсутствие достаточно эффективных стимулов приводит к тому, что осужденные "застаиваются" в обычных условиях.

Подтвердить этот вывод можно, проведя  элементарный анализ данных об изменении  условий отбывания наказания в исправительных колониях. По сведениям ФСИН России, из обычных в строгие и облегченные условия в исправительных колониях всех видов режимов в 2008 г. переведены только 9,4% (на общем режиме - 13,4%, на строгом - 8%, на особом - 7,9%).

Одна из причин подобного положения дел - недостаточное нормативно-правовое регулирование института условий. Его сущность в УИК РФ, равно как и содержание принципа дифференциации, не раскрывается. Термин "дифференциация" употребляется дважды - в ст. 8 и в ч. 2 ст. 110. Нормативное регулирование указанного института обеспечивается главным образом в основном за счет процедурных норм, устанавливающих порядок изменения условий.

Законом предусмотрено только 3 вида условий отбывания наказания  в исправительных колониях, что, с одной стороны, не согласуется с количеством групп осужденных, которые можно выделить в зависимости от степени исправления, а с другой - не позволяет определить для каждой из них групповые средства коррекционного воздействия. Есть и другие технико-юридические недостатки.

Как показывают результаты прокурорских проверок, распределение осужденных по видам условий в исправительных колониях происходит скорее в зависимости  от лояльности администрации колонии (в облегченных условиях - актив, в строгих - осужденные отрицательной направленности, в обычных - занимающие нейтральные позиции), чем от степени исправления.

С учетом сказанного, дальнейшее совершенствование  института изменения условий  отбывания наказания видится  в следующем.

Необходимо в отдельной части ст. 87 УИК РФ раскрыть понятие института условий отбывания наказания и их изменения, определив тем самым его правовую природу, что также позволит отграничить указанный институт от смежных - мер поощрения и дисциплинарной ответственности.

Объективно востребовано углубление классификации лиц, отбывающих наказание  в виде лишения свободы, и разделение осужденных, находящихся в обычных условиях, на две группы: не нарушающих нормы поведения, установленные в исправительном учреждении, и нарушающих.

Материальным основанием перевода осужденных из обычных условий в  усиленные должно стать привлечение  осужденного к дисциплинарной ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания, не относящиеся к злостным.

Не оправдано распространение  на эту категорию лиц условий  строгой изоляции, в которой содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями. Вместе с тем лица, помещенные в усиленные условия и отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях, должны размещаться раздельно.

Кроме того, представляется необходимым  уточнить и конкретизировать критерий добросовестного отношения к  труду, с учетом которого также принимается решение об изменении условий с обычных на облегченные, имея в виду, что около 400 тыс. осужденных в исправительных колониях ФСИН России в процесс трудового воспитания не вовлечены.

Наконец, следует предусмотреть  правовые гарантии изменения условий  с обычных на облегченные, направленные на снижение уровня субъективного усмотрения администрации исправительного учреждения при принятии соответствующего решения.

Все эти меры будут способствовать повышению эффективности средств  исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях.

В работе лечебных учреждений пенитенциарной системы имеются определенные организационные  и юридические недоработки в  оформлении информированного добровольного  согласия пациента на медицинское вмешательство, устранение которых способствовало бы росту доверия к врачебному персоналу со стороны пациентов-осужденных.

Порядок проведения профилактических осмотров осужденных регламентирован  также подзаконными актами - Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". В п. 14 раздела 3 "Основные права и обязанности осужденных в исправительных учреждениях" отмечается: "Осужденные обязаны проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений". Недоработкой данного документа является отсутствие конкретного перечня медицинских манипуляций, которые могут применяться к осужденным, независимо от их согласия, в связи с чем они могут трактоваться в очень широком диапазоне. Кроме того, данный Приказ не предусматривает порядка информирования спецконтингента о целях, задачах и порядке проведения данных осмотров.

Исполнение наказания в отношении  осужденных, имеющих социально значимые заболевания (соматические инфекционные заболевания, хронические формы наркомании и алкоголизма, а также расстройства психической деятельности), "требует формирования информационного комплекса, который, помимо развернутой нормативно-правовой регламентации рассматриваемого вида деятельности, включал бы в себя комплекс рекомендаций тактического характера, определяющих линию поведения сотрудника ФСИН России в условиях работы с осужденными данной категории".73

По результатам исследования более  четверти респондентов (26,8%), принявших участие в опросе, заявили о необходимости улучшения информационного обеспечения в сфере охраны здоровья в пенитенциарном учреждении74.

Необходимо четкое юридическое  разграничение в обязательности оформления информированного добровольного  согласия пациента на медицинское вмешательство: неукоснительное соблюдение этого требования в случае заболевания, не представляющего опасность для окружающих, и исключение этого права при необходимости проведения профилактических мероприятий для предупреждения массовых заболеваний.

Информация о работе Правовая регламентация режима исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы