Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;
Введение………………………………………………...………………………...3
Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64
Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81
Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90
«ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ»
Москва 2011
Содержание.
Введение………………………………………………...…
Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64
Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..……………….
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..90
Приложение……………………………………………………
Введение.
Согласно Конституции
Роль, место судебной власти в системе государственной власти, принципы организации и деятельности правосудия закреплены в главе 7 Конституции России. Преступления, объектом посягательства которых является нормальная деятельность органов правосудия, независимость и неприкосновенности судей, работа органов государства, которые непосредственно содействуют суду в выполнении присущих ему функций, препятствуют расследованию, рассмотрению и разрешению административных, гражданских и уголовных дел, исполнению судебных решений. В связи с этим в Уголовном кодексе Российской Федерации имеется глава «Преступления против правосудия». Выделение этих преступлений в самостоятельную главу, помещенную в раздел «Преступления против государственной власти», соответствует конституционным положениям о роли и месте судебной власти в правовом государстве.
Необходимо отметить, что среди преступлений против правосудия выделяют преступления против правосудия, совершенные должностными лицами правоохранительных органов: судьей, следователем, прокурором, дознавателем. Составы этих преступлений предусмотрена ст.ст. 299, 300, 301, 302, 303, 305 УК РФ. Их можно определить как посягательство на нормальное функционирование органов правосудия «изнутри».
Тема данной работы достаточно актуальна на сегодняшний день. Существуют различные классификации преступлений против правосудия. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов1 делят данные преступления на воздействия на лиц, участвующих в отправлении правосудии; злоупотребление правами и обязанностями представителя правосудия; неисполнение гражданского, служебного и общественного долга перед правосудием со стороны лиц, не являющихся его представителями по конкретному делу. Л.Д. Гаухман и С.В. Максимов2 предлагают такую квалификацию: преступления против жизни, личной безопасности, чести, достоинства и независимости лиц, участвующих в отправлении правосудия; преступления против правосудия, совершенные должностными лицами правоохранительных органов; преступления, препятствующие осуществлению правосудия; преступления, препятствующие исполнению приговора, решению суда или иного судебного акта.
Несмотря на различие в классификации, практически все авторы выделяют преступления против правосудия, совершенные должностными лицами правоохранительных органов, в отдельную группу. Но вместе с тем круг данных посягательств варьируется, по мнению различных авторов. Одни из них помимо уже указанных составов указывают такие, как провокация взятки или коммерческого подкупа3; другие – заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод; разглашение данных предварительного расследования4.
Также достаточно актуальным является вопрос о том, с какого возраста субъект данных посягательств подлежит уголовной ответственности. По этому поводу среди авторов-правоведов нет единого мнения. Многие из них считают, что субъектом преступлений являются физические вменяемые лица, достигшие 16 лет (что соответствует положениям Общей части Уголовного права). Другие склонны полагать, что субъектом посягательств данного вида являются лица, достигшие 18 лет1. На мой взгляд, это имеет место вследствие того, что должностными лицами правоохранительных органов могут быть, как правило, люди, имеющие среднее или высшее юридическое образование. В ст.4 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования к кандидатам на должность судей судов различного уровня2. Следовательно, возраст уголовной ответственности повышается.
Главными источниками, использованными при написании данной работы, являются: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в области защиты прав и свобод человека и гражданина, отечественное уголовное законодательство, Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной судебно экспертной деятельности в Российской Федерации», «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О мировых судья: в Российской Федерации», законы «О статусе судей в Российской Федерации», «О арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» «О милиции», ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере производства предварительного расследования (Указания и приказы Генерального прокурора Российской Федерации), условий содержания подозреваемы: и обвиняемых под стражей (Приказы Министерства юстиции Российской Федерации), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, связанные рассматриваемой тематикой. Также в работе используются работы авторов-правоведов, посвященные преступлениям против правосудия.
Объектом данной работы являются общественные отношения, урегулированные нормами уголовного права. Эти отношения возникают по поводу совершения должностными лицами правоохранительных органов преступлений, которые препятствуют нормальному осуществлению правосудия.
Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Методологическую основу дипломной работы составляют современные положения теории познания социальных явлений и процессов, в частности, проблемы уголовной ответственности за посягательства на интересы правосудия. Методика исследования включает в себя как общенаучные, так и частные (специальные) методы познания: логико-правовой анализ норм уголовного права об ответственности за преступления против правосудия; сравнительно-правовое исследование норм международного права, уголовно-процессуального права в целях выявления имеющихся пробелов в сфере регулирования ответственности за преступления против правосудия, совершаемые судьями и должностными лицами правоохранительных органов, а также поиска наиболее удачных решений по проблематике дипломной работы. В ходе исследования также применялись: историко-правовой метод, методы анализа, синтеза, правового моделирования.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения и списка использованных источников и научной литературы.
Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами.
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации.
Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями. Правосудие - подзаконная, правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. В. П. Малков отмечает: «Под правосудием в узком смысле понимают деятельность суда по разрешению им дел соответствующих категорий (гражданских, уголовных, административных и других). Под правосудием в широком смысле слова понимают как деятельность суда по рассмотрению и разрешению определённых федеральным законом категорий дел, так и деятельность специально на то созданных государственных органов и привлекаемых в соответствии с законом лиц, которые содействуют суду в осуществлении правосудия, приводят в исполнение приговоры, решения суда и иные судебные акты, либо выполняют процессуальные поручения суда и органов предварительного расследования по решению тех или иных задач, связанных с осуществлением правосудия (эксперты, защитники, переводчики, понятые и другие)»2. А.И. Чучаев тоже рассматривает правосудие в узком и широком значениях, второе трактует ещё более обширно. Он полагает, что «в самом общем виде правосудие означает одну из форм государственной деятельности, имеющей своим содержанием применение права, то есть правоприменительную или юрисдикционную деятельность»3. Далее, раскрывая содержание термина «правосудие» в уголовном праве, автор отмечает: «Под правосудием в этом случае признаётся не только рассмотренная выше специфическая деятельность суда, но и деятельность органов, способствующих ему в этом, - прокуратуры, предварительного расследования, органов и учреждений, исполняющих вступивших в законную силу приговоры и решения»4.
Можно выделить два свойства правосудия. Первое свойство правосудия, его особенность - правосудие осуществляется только судом и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия - исключительная компетенция суда.
Второе свойство правосудия - особый, процессуальный порядок, подробно регламентированный законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок создает гарантии прав и охраняемым законом интересов тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле.
Правосудие - подзаконная,
правоприменительная
Судебное заседание суд проводит под руководством председательствующего - профессионального судьи. В нем участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, - стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия - решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование или после подтверждения правильности вышестоящим судом. Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону. Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную ответственность.
Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами