Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;

Содержание

Введение………………………………………………...………………………...3

Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64

Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81

Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90

Вложенные файлы: 1 файл

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Нарушение в ходе служебной  деятельности тайны переписки, незаконное прослушивание и запись чужих  разговоров при помощи подслушивающего устройства или магнитофона, нарушение тайной и частной сферы путём использования звукозаписывающей и съёмочной аппаратуры, нарушение неприкосновенности жилища соответствующими должностными лицами может квалифицироваться соответственно по статьям раздела 3 «Преступления против чести и в области тайной и частной сфер» или по  статье 186 раздела 4 «Преступления и проступки против свободы». Таким образом, так же, как и в Уголовном кодексе Российской Федерации, эти посягательства отнесены к разряду преступлений против личности, её прав и свобод.

В главе 15 «О лжесвидетельстве, ложном обвинении и других ложных заявлениях» к преступлениям  против правосудия, совершаемые должностными лицами, такие статьи, как: 1) возбуждение  уголовного преследования невиновного лица с намерением осудить последнего (ложное уголовное преследование); 2) возбуждение уголовного преследования без достаточных оснований для этого (необоснованное уголовное преследование); 3) обвинение невиновного лица путём возбуждения против него уголовного преследования с намерением осудить это лицо (ложное обвинение).

 

 

 

Уголовный кодекс Японии.

В Уголовном кодексе  Японии28 преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами органов правосудия, названы в главе 25 «Преступления, состоящие во взяточничестве». Ими являются: 1) задержание или заключение под стражу в результате злоупотребления присвоенной по должности властью со стороны публичного должностного лица, осуществляющего судейские, прокурорские или полицейские полномочия, либо действующего при этом в качестве помощника (статья 194); 2) насилия, оскорбление или дурное обращение с обвиняемым по уголовному делу или с другим лицом со стороны публичного должностного лица, осуществляющего вышеназванные функции, при исполнении им своих служебных обязанностей (статья 195); 3) причинение смерти или телесных повреждений в результате совершения преступных деяний, предусмотренных статьями 194 и 195 Уголовного кодекса.

Анализ зарубежного  уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами, позволяет сделать вывод о том, что во многом системы этих посягательств схожи, хотя имеется и немало особенностей в Уголовном кодексе отдельных государств. Наиболее детальная регламентации ответственности за преступления против правосудия осуществлена в Уголовном Законодательстве Испании, КНР и Франции. Уголовные кодексы этих государств содержат обширные системы названных преступлений. Самая логически обоснованная, цельная и легко воспринимаемая их система представлена в Уголовном кодексе Испании. Она объединяет в рамках одного раздела всю совокупность этих посягательств, распределённых по главам кодекса в зависимости от объекта, содержания и субъекта их совершения. Такое построение системы, исключающее размещение соответствующих норм в различных частях Уголовного кодекса, существенно облегчает процесс правоприменения.

Существенные различия наблюдаются в регламентации  уголовной ответственности за преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами, его осуществляющими. В некоторых Уголовных кодексах (Франции, Швейцарии, Швеции) такие виды преступлений вообще особо не выделяются, следовательно, их совершение должно получать уголовно-правовую оценку в соответствии с нормами об общедолжностных преступлениях – злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, должностной подлог и так далее. В Уголовном кодексе Польши названы только два посягательства рассматриваемого вида – применение угрозы или насилия публичным должностным лицом с целью получения показаний и физическое или психическое издевательство, совершённое этой же категорией лиц в отношении лишённых свободы. Все остальные злоупотребления должностных лиц органов правосудия так же, как в Швейцарии и Швеции, подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса об общедолжностных преступлениях. Неоднозначно и распределение преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами органов, его осуществляющих, по разделам и главам различных Уголовных кодексов. Так, например, в Уголовном кодексе Германии и Швейцарии преступные нарушения неприкосновенности жилища, частной жизни, нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, совершённые должностными лицами органов правосудия, отнесены так же, как в Уголовном кодексе Российской Федерации, к группе посягательств против личности: в Уголовном кодексе Швейцарии – к преступлениям против чести и свободы личности, в Уголовном кодексе Германии – к преступным нарушениям неприкосновенности и тайны частной жизни. А, в частности, Уголовный кодекс Голландии и Франции: по Уголовному кодексу Голландии – это злоупотребления властью, направленные против частных лиц.

В результате анализа  зарубежных Уголовных кодексов можно  сделать вывод, что следует задуматься над основанием установления в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за два преступных посягательства, использовав пример иностранных законодателей. Во-первых, речь идёт о предусмотренном в Уголовном кодексе Испании неосторожном или по непростительному незнанию вынесении явно незаконного приговора или иного судебного решения (статья 447). Аналогичный состав следовало бы сформулировать и в Уголовном кодексе Российской Федерации, но он должен быть построен по типу материальных составов (в отличие от Уголовного кодекса Испании, где он представлен в качестве формального). Последствия подобного рода неосторожных деяний могут быть очень серьёзными и нередко необратимыми, а суды фактически никакой ответственности за это не несут, поэтому можно считать необходимым последовать примеру Уголовного кодекса Испании. Во-вторых, представляется обоснованным установление ответственности за содействие побегу лица, находящегося в местах лишения свободы, ареста или под стражей, со стороны должностных лиц органов правосудия. Подобные нормы есть в Уголовном кодексе Голландии (§1 статьи 367), Испании (статья 471), Китая (статья 400), Франции (статья 319), Японии (статья 101).

Характерным для уголовного законодательства большинства государств является наличие в нём большого количества оценочных понятий и порой излишнюю казуистичность (например, при формулировании укрывательства в Уголовном кодексе Голландии, Испании, Франции, Японии). В Уголовных кодексах зарубежных стран так же чересчур широкий разброс норм, предусматривающих ответственность за преступления  против правосудия, по различным разделам и главам Уголовного кодекса, что затрудняет восприятие их в качестве целостной системы (например, это свойственно Уголовным кодексам Германии, Голландии, Испании, Швеции).

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.

 

§1. Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.

 

Родовым объектом преступлений против правосудия являются совокупность общественных отношений в сфере осуществления государственной власти.

«Власть – авторитет обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться  действиями других люде»29

Государственная власть – одна из разновидностей общественной власти (социальной власти, представляющую собой соответствующее характеру и уровню общественной жизни, средство функционирования общества в целом, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и социальных объединений руководящей в данном сообществе воле.

Видовой объект – совокупность общественных отношений в сфере осуществления  судебной власти.

В преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами преступные посягательства являются многообъектными.

Статья 299 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что нарушаются гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина, наносится ущерб интересам правосудия, его престижу. Эти действия порождают у людей чувство социальной и правовой незащищенности, подрывают веру в справедливость и законность, причиняют тяжкий вред потерпевшему.

Объектом данного преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию и расследованию уголовных дел. Дополнительный объект – права и законные интересы личности.30

В статье 300 Уголовного кодекса (Незаконное освобождение от уголовной ответственности) объектом преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, следствия прокуратуры.

В статье 301 Уголовного кодекса (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей) объектом преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов правосудия при расследовании уголовных дел. Дополнительный объект – право человека на личную неприкосновенность.

Конституция Российской Федерации  гарантирует каждому гражданину неприкосновенность личности. Согласно статье 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Объектами статьи 302 Уголовного кодекса Российской Федерации (принуждение к даче показаний) являются отношения, обеспечивающих нормальную деятельность органов правосудия при расследовании уголовных дел. Дополнительным объектом являются интересы личности и права граждан.

В данной статей особый круг потерпевших:

1. Подозреваемый. Подозреваемым является лицо:

1) либо в отношении которого  возбуждено уголовное дело по  основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 Уголовно-процессуального Кодекса;

2) либо которое задержано в  соответствии со статьями 91 и  92 Уголовно-процессуального Кодекса;

3) либо к которому применена  мера пресечения до предъявления  обвинения в соответствии со  статьей 100 Уголовно-процессуального Кодекса;

4) либо которое уведомлено о  подозрении в совершении преступления  в порядке, установленном статьей  223.1 Уголовно-процессуального Кодекса.31

2. Обвиняемый. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт.32

3. Потерпевший. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.33

4. Свидетель. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.34

5. Эксперт. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.35

6. Специалист. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.36

Предметом преступления в статье 302 уголовного кодекса российской Федерации  являются показания и заключения, облечённые в форме официальных  документов. Экспертное заключение представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Показания эксперта - сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после  получения его заключения, в целях  разъяснения или уточнения данного  заключения в соответствии с требованиями статей 205 и 282 Уголовно-процессуального Кодекса.

Заключение специалиста - представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.

Показания специалиста - сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями статей 53, 168 и 271 Уголовно-процессуального Кодекса.

В части 2 статья 303 Уголовного кодекса  Российской Федерации (Фальсификация  доказательств) объектом преступления являются отношения, обеспечивающих нормальную деятельность судебных органов. Факультативным объектом могут быть права и свободы граждан.

Предметом преступления являются доказательства по уголовному делу. Доказательствами, согласно части 1 статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса, является любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Вещественными доказательствами, согласно части 1 статьи 81 Уголовно-процессуального  кодекса, является любые предметы:

1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

2) на которые были направлены  преступные действия;

2.1) деньги, ценности и иное имущество,  полученные в результате совершения  преступления;

3) иные предметы и документы,  которые могут служить средствами  для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Протоколы следственных действий - «это составленные в установленном уголовно-процессуальном законом порядке письменные акты, в которых удостоверяются сведения о фактах и обстоятельствах, установленные при производстве следственных действий»37

Иные документы, согласно части 1 статьи 84 Уголовно-процессуального кодекса, допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют  значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 уголовно-процессуального  Кодекса.

Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами