Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить общие понятия правосудия;
Определить, как осуществляется правосудие: принципы, систему правосудия;
Рассмотреть какие преступления против правосудия выделяются в зарубежных странах;
Рассмотреть историю развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия;
Дать общую характеристику преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами;
Определить личность преступника;
Введение………………………………………………...………………………...3
Глава 1. Основополагающие начала преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами…………………………………………...8
§ 1 Понятие и система правосудия в Российской Федерации………..…8
§ 2 История развития уголовного законодательства о преступлениях против правосудия, совершаемые должностными лицами……………25
§ 3 Зарубежное законодательство о преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами…………….…………………….32
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………50
§ 1 Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………………………...50
§ 2 Объективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.……………..……………………56
§ 3 Субъект и субъективная сторона преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………..……….64
Глава 3. Криминологическая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами……………………………70
§ 1. Личность преступника…………………………..………………...…70
§ 2. Проблемы предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами…………………………………...75
§ 3. Предупреждение преступления………………………..……………81
Заключение……………………………………………………...........................86
Список использованной литературы………………………………………..90
Нарушение в ходе служебной деятельности тайны переписки, незаконное прослушивание и запись чужих разговоров при помощи подслушивающего устройства или магнитофона, нарушение тайной и частной сферы путём использования звукозаписывающей и съёмочной аппаратуры, нарушение неприкосновенности жилища соответствующими должностными лицами может квалифицироваться соответственно по статьям раздела 3 «Преступления против чести и в области тайной и частной сфер» или по статье 186 раздела 4 «Преступления и проступки против свободы». Таким образом, так же, как и в Уголовном кодексе Российской Федерации, эти посягательства отнесены к разряду преступлений против личности, её прав и свобод.
В главе 15 «О лжесвидетельстве, ложном обвинении и других ложных заявлениях» к преступлениям против правосудия, совершаемые должностными лицами, такие статьи, как: 1) возбуждение уголовного преследования невиновного лица с намерением осудить последнего (ложное уголовное преследование); 2) возбуждение уголовного преследования без достаточных оснований для этого (необоснованное уголовное преследование); 3) обвинение невиновного лица путём возбуждения против него уголовного преследования с намерением осудить это лицо (ложное обвинение).
Уголовный кодекс Японии.
В Уголовном кодексе Японии28 преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами органов правосудия, названы в главе 25 «Преступления, состоящие во взяточничестве». Ими являются: 1) задержание или заключение под стражу в результате злоупотребления присвоенной по должности властью со стороны публичного должностного лица, осуществляющего судейские, прокурорские или полицейские полномочия, либо действующего при этом в качестве помощника (статья 194); 2) насилия, оскорбление или дурное обращение с обвиняемым по уголовному делу или с другим лицом со стороны публичного должностного лица, осуществляющего вышеназванные функции, при исполнении им своих служебных обязанностей (статья 195); 3) причинение смерти или телесных повреждений в результате совершения преступных деяний, предусмотренных статьями 194 и 195 Уголовного кодекса.
Анализ зарубежного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами, позволяет сделать вывод о том, что во многом системы этих посягательств схожи, хотя имеется и немало особенностей в Уголовном кодексе отдельных государств. Наиболее детальная регламентации ответственности за преступления против правосудия осуществлена в Уголовном Законодательстве Испании, КНР и Франции. Уголовные кодексы этих государств содержат обширные системы названных преступлений. Самая логически обоснованная, цельная и легко воспринимаемая их система представлена в Уголовном кодексе Испании. Она объединяет в рамках одного раздела всю совокупность этих посягательств, распределённых по главам кодекса в зависимости от объекта, содержания и субъекта их совершения. Такое построение системы, исключающее размещение соответствующих норм в различных частях Уголовного кодекса, существенно облегчает процесс правоприменения.
Существенные различия наблюдаются в регламентации уголовной ответственности за преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами, его осуществляющими. В некоторых Уголовных кодексах (Франции, Швейцарии, Швеции) такие виды преступлений вообще особо не выделяются, следовательно, их совершение должно получать уголовно-правовую оценку в соответствии с нормами об общедолжностных преступлениях – злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, должностной подлог и так далее. В Уголовном кодексе Польши названы только два посягательства рассматриваемого вида – применение угрозы или насилия публичным должностным лицом с целью получения показаний и физическое или психическое издевательство, совершённое этой же категорией лиц в отношении лишённых свободы. Все остальные злоупотребления должностных лиц органов правосудия так же, как в Швейцарии и Швеции, подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса об общедолжностных преступлениях. Неоднозначно и распределение преступлений против правосудия, совершаемые должностными лицами органов, его осуществляющих, по разделам и главам различных Уголовных кодексов. Так, например, в Уголовном кодексе Германии и Швейцарии преступные нарушения неприкосновенности жилища, частной жизни, нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, совершённые должностными лицами органов правосудия, отнесены так же, как в Уголовном кодексе Российской Федерации, к группе посягательств против личности: в Уголовном кодексе Швейцарии – к преступлениям против чести и свободы личности, в Уголовном кодексе Германии – к преступным нарушениям неприкосновенности и тайны частной жизни. А, в частности, Уголовный кодекс Голландии и Франции: по Уголовному кодексу Голландии – это злоупотребления властью, направленные против частных лиц.
В результате анализа зарубежных Уголовных кодексов можно сделать вывод, что следует задуматься над основанием установления в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за два преступных посягательства, использовав пример иностранных законодателей. Во-первых, речь идёт о предусмотренном в Уголовном кодексе Испании неосторожном или по непростительному незнанию вынесении явно незаконного приговора или иного судебного решения (статья 447). Аналогичный состав следовало бы сформулировать и в Уголовном кодексе Российской Федерации, но он должен быть построен по типу материальных составов (в отличие от Уголовного кодекса Испании, где он представлен в качестве формального). Последствия подобного рода неосторожных деяний могут быть очень серьёзными и нередко необратимыми, а суды фактически никакой ответственности за это не несут, поэтому можно считать необходимым последовать примеру Уголовного кодекса Испании. Во-вторых, представляется обоснованным установление ответственности за содействие побегу лица, находящегося в местах лишения свободы, ареста или под стражей, со стороны должностных лиц органов правосудия. Подобные нормы есть в Уголовном кодексе Голландии (§1 статьи 367), Испании (статья 471), Китая (статья 400), Франции (статья 319), Японии (статья 101).
Характерным для уголовного законодательства большинства государств является наличие в нём большого количества оценочных понятий и порой излишнюю казуистичность (например, при формулировании укрывательства в Уголовном кодексе Голландии, Испании, Франции, Японии). В Уголовных кодексах зарубежных стран так же чересчур широкий разброс норм, предусматривающих ответственность за преступления против правосудия, по различным разделам и главам Уголовного кодекса, что затрудняет восприятие их в качестве целостной системы (например, это свойственно Уголовным кодексам Германии, Голландии, Испании, Швеции).
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.
§1. Объект преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами.
Родовым объектом преступлений против правосудия являются совокупность общественных отношений в сфере осуществления государственной власти.
«Власть – авторитет обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других люде»29
Государственная власть – одна из разновидностей общественной власти (социальной власти, представляющую собой соответствующее характеру и уровню общественной жизни, средство функционирования общества в целом, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и социальных объединений руководящей в данном сообществе воле.
Видовой объект – совокупность общественных
отношений в сфере
В преступлениях против правосудия, совершаемых должностными лицами преступные посягательства являются многообъектными.
Статья 299 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что нарушаются гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина, наносится ущерб интересам правосудия, его престижу. Эти действия порождают у людей чувство социальной и правовой незащищенности, подрывают веру в справедливость и законность, причиняют тяжкий вред потерпевшему.
Объектом данного преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию и расследованию уголовных дел. Дополнительный объект – права и законные интересы личности.30
В статье 300 Уголовного кодекса (Незаконное освобождение от уголовной ответственности) объектом преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, следствия прокуратуры.
В статье 301 Уголовного кодекса (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей) объектом преступления являются отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов правосудия при расследовании уголовных дел. Дополнительный объект – право человека на личную неприкосновенность.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину неприкосновенность личности. Согласно статье 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Объектами статьи 302 Уголовного кодекса Российской Федерации (принуждение к даче показаний) являются отношения, обеспечивающих нормальную деятельность органов правосудия при расследовании уголовных дел. Дополнительным объектом являются интересы личности и права граждан.
В данной статей особый круг потерпевших:
1. Подозреваемый. Подозреваемым является лицо:
1) либо в отношении которого
возбуждено уголовное дело по
основаниям и в порядке, которы
2) либо которое задержано в
соответствии со статьями 91 и
92 Уголовно-процессуального
3) либо к которому применена
мера пресечения до
4) либо которое уведомлено о
подозрении в совершении
2. Обвиняемый. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт.32
3. Потерпевший. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.33
4. Свидетель. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.34
5. Эксперт. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.35
6. Специалист. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.36
Предметом преступления в статье 302 уголовного кодекса российской Федерации являются показания и заключения, облечённые в форме официальных документов. Экспертное заключение представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.
Показания эксперта - сведения, сообщенные
им на допросе, проведенном после
получения его заключения, в целях
разъяснения или уточнения
Заключение специалиста - представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами.
Показания специалиста - сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями статей 53, 168 и 271 Уголовно-процессуального Кодекса.
В части 2 статья 303 Уголовного кодекса Российской Федерации (Фальсификация доказательств) объектом преступления являются отношения, обеспечивающих нормальную деятельность судебных органов. Факультативным объектом могут быть права и свободы граждан.
Предметом преступления являются доказательства по уголовному делу. Доказательствами, согласно части 1 статьи 74 Уголовно-процессуального кодекса, является любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Вещественными доказательствами, согласно части 1 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса, является любые предметы:
1) которые служили орудиями
2) на которые были направлены преступные действия;
2.1) деньги, ценности и иное имущество,
полученные в результате
3) иные предметы и документы,
которые могут служить
Протоколы следственных действий - «это
составленные в установленном уголовно-
Иные документы, согласно части 1 статьи
84 Уголовно-процессуального
Информация о работе Преступления против правосудия, совершенные должностными лицами