Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.
Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период
царствования Алексея
Фискальство – орган, который был создан Петром I для принятия жалобщиков. Фискалы по своему правовому положению напоминали западных прокуроров.
2 марта 1711 года своим указом Петр I вводит фискалов во все дела, а от 5 марта – ввести оберфискала сенатом. Фискальство вводилось, чтобы «над всеми делами тайно надсматривать, следить про неправый суд и следить за казной». Оберфискал состоял сперва при Сенате, а затем при юстицколлегии. Существовали также провинциалфискалы и в каждом городе был свой фискал.
12 января 1722 наряду
с фискалами был введен
В систему прокуратуры входили: генерал-прокурор, его помощник обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций и надворных судов. 11 мая 1722 была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Синода, который был светским лицом и осуществлял надзор за деятельностью Святейшего Синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретерей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстители законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания. Прокуратура вела постоянный контроль, предлагала нарушителям исправить свои нарушения и осуществляла протест на незаконные решения, надзор за арестантским делом, а также, за делами казны.
При императрице
Екатерине I и императоре Петре
II роль и значение прокуратуры
существенно снизилось из-за
Свод законов Российской империи сохранил права прокуратуры – правильное применение законов всеми органами («присутственными местами»), в том числе, и судами; принимали участие в заседании этих органов либо истребовали решения, опротестовывали незаконные решения.
Пореформенная прокуратура с 1864 до 1917 года.
Одной
из целей проводимой реформы
1864 года было освобождение
После
1917 года прокуратура была
28 мая 1922 года на III сессии ВЦИК законопроект о прокуратуре был принят. Прокуратура образовывалась при Наркомате юстиции. Возглавлял ее Нарком юстиции. Функции: осуществление надзора за законностью всех органов, хозяйственных учреждений, лиц путем возбуждения уголовных дел; наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания; поддержание государственного обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
К концу 1921 года у нас в Республике Беларусь уже фактически существовала система прокуроров. Уже в январе 1922 года во всех уездах были назначены прокуроры. 28 июня 1922 года - Положение о прокуратуре в БССР. Центральный аппарат прокуратуры находился в ведении Центрального аппарата прокуратуры России.
30 декабря 1922 года была принята Декларация об образовании СССР и об объединении 4 республик: БССР, Россия, УССР и Закавказская федерация. Процесс объединения прокуратур в единую централизованную прокуратуру шел долго. Зачаток – прокуратура Верховного суда СССР (1926 год).
Однако
прокуратура Верховного суда
СССР не имела полномочий по
непосредственному руководству
прокуратурами республик, так
как республиканские
20 июня 1933 года ЦИК и СНК принимают постановление, по которому образовывалась прокуратура СССР. Однако прокуратура СССР осуществляла лишь общее руководство прокуратурами республик..
Постановлением ЦИК и СНК от 20 июня 1936 года прокуратуры республик выделялись из наркоматов республик и передавались в непосредственное ведение прокуратуре СССР. Конституция 1936 года закрепила прокурорскую систему как единую, самостоятельную, централизованную.
Положение о прокурорском надзоре в СССР 1956 года конкретизировал основное положение – осуществление высшего надзора за единообразным и правильным исполнением законов.
Высший
надзор в качестве основной
функции назван в Конституции
1977 года. Однако законодатель
функция высшего надзора возлагается уже и на подчиненных Генерального прокурора нижестоящих прокуроров;
расширен круг объектов прокурорского надзора – общественные организации, исполнительные органы местных Советов, кооперативы;
по Конституции 1936 года Генеральный прокурор назначался на 7 лет, другие прокуроры – на 5 лет, с 1977 года все прокуроры – на 5 лет Верховным Советом.
30
ноября 1979 года был принят закон
о прокуратуре, который
Начинается
процесс децентрализации.
29 января 1993 года был принят закон Республики Белаурсь «О прокуратуре».
В настоящее время действует Закон РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».
Закрепленный
в Конституции Республики Беларусь
и законе «О прокуратуре Республики
Беларусь» прокурорский надзор за точным
и единообразным исполнением
законов представляет собой самостоятельную
отрасль государственной
1) Прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, осуществляемой в целях установления состояния соблюдения Конституции Республики Беларусь, законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Беларусь и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, реализуемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения. В литературе отсутствует единство мнения в отношении соотношения понятий «контроль» и «надзор», однако большинство авторов полагает, что термин «надзор» включает организационную независимость надзорных органов от поднадзорных объектов.
2) Прокурорский
надзор – это и отрасль
3) Прокурорский
надзор – это и учебная
Сущность прокурорского
надзора заключается в
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства на всей территории Республики Беларусь, в отношении всех министерств, комитетов, всех субъектов хозяйствования, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашего государства), в административном, гражданском, хозяйственном, уголовном судопроизводстве и в уголовно-исполнительной деятельности государства. Совокупность названных субъектов правоприменения образует понятие «объект прокурорского надзора».
Субъект прокурорского надзора – это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом.
Термин «прокурор»
употребляется в узком и
В широком значении прокурор – это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры.
Предмет прокурорского надзора – это точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами.
Задачи прокурорского надзора:
4. Основные направления
деятельности органов
Основные направления – те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор, выполняют возложенные на них задачи, проводят мероприятия по борьбе с преступностью.
Основные направления деятельности органов прокуратуры закреплены в статье 4 закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
Прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);
исполнением законодательства
при осуществлении оперативно-
исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
В
случаях, предусмотренных