Основные черты и периодизация русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации. Противоречивость ее определяет немалые споры и в историческом прошлом, и в настоящее время. Заявив о себе как о явлении мировой духовной культуры, русская философия тем не менее продолжает отстаивать свои права как на статус «философии самобытно русской», так и на статус философии как рационально-научного знания. В первом случае русская философия рассматривается как «национальное самосознание эпохи», выражение русского характера и русской души, во-втором речь идет исключительно о влиянии зарубежных философских направлений и школ.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская философия востановленная.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Все его произведения можно  считать автобиографическими, поскольку  их герои решают проблемы, мучившие самого Достоевского, и переживают в жизни те же страстные чувства, ужасы и надежды, которые так  хорошо были знакомы ему самому. А себя Достоевский настолько хорошо изучил, что романы его, подобно классической греческой трагедии, навсегда запечатлели вечную драму человеческого духа.

Ф.М. Достоевский родился  в семье военного врача, жившего  в Москве. Детство его протекало  в благоприятной обстановке, он писал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть  ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории». По окончании «подготовительного» училища Достоевский, вместе со старшим братом, поступил в Военно-инженерное училище в Петербурге. В годы учебы Достоевский свел дружбу с неким И.Н. Шидловским, «романтиком, обратившимся его позже на  путь религиозных исканий» и имевшим несомненное влияние на Достоевского. «Читая с ним Шиллера, - писал Достоевский брату, - я примерял на нем и благородного, пламенного Дон-Карлоса, и маркиза Позу… имя Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний…». В эти годы Достоевский жадно впитывает в себя влияния  романтической поэзии.

В 1843 году Достоевский кончил офицерские классы Инженерного училища, получил место в инженерном ведомстве, но недолго оставался на службе и  скоро вышел в отставку. В 1845 году он печатает свое первое произведение «Бедные люди», сразу выдвинувшее его в первоклассные писатели. С этого времени Достоевский с упоением отдается литературной  деятельности. Но следующий роман «Двойник» подвергся острой критике. Некрасов и Белинский, прежние друзья Достоевского, изменили свое отношение к нему,  и Достоевскому пришлось пережить тяжелые времена разочарования и безденежья. Тем не менее, он продолжал писать, хотя его произведения того периода уже не пользовались успехом. В самый разгар испытаний, выпавших на его долю, работа Достоевского неожиданно прерывается: 23 апреля 1849 года его арестовывают по подозрению в политическом заговоре и привлекают к суду.

Последние годы правления  Николая 1 были отмечены невиданным наступлением политической реакции. Правительство подавляло любые попытки свободомыслия в России, считая независимые суждения причиной всех беспорядков и политической нестабильности. Принимались специальные меры для ограждения русских от проникновения революционных идей из Европы, и прежде всего из Франции. Однако ничего не смогло предотвратить увлечения русской молодежи социалистическими теориями Фурье и Сен-Симона. Их произведения читались и обсуждались в различных кружках, Достоевский принимал участие в одном из них, организованным Петрашевским. На членов кружка донесли, и все они предстали перед судом. Двадцать человек, включая Достоевского, были приговорены к смертной казни. 22 декабря 1849 года их доставили к месту казни, но в последний момент пришел указ о помиловании. Достоевскому казнь заменили четырехлетними  каторжными работами в Сибири. Каторга дала Достоевскому ни с чем несравнимый материал будущих философских исследований. Здесь оттачивается умение Достоевского видеть «чужие души».

После своего освобождения Достоевский занимается журналистской деятельностью, много пишет, зачастую живет в тяжелой нужде. Обычно жизнь Достоевского после каторги делят на три периода.

Первый – с 1859 по 1865 год. Достоевский восстанавливал свою литературную репутацию и был занят 
главным образом журналистикой. В 1861 году, вместе с братом Михаилом, он основал периодический журнал «Время»; журнал пользовался значительным успехом. Особенно шумный успех выпал на долю «Записок из 
мертвого дома». К нему стала возвращаться слава талантливого писателя, и братья с оптимизмом смотрели в будущее. Но все их надежды неожиданно рухнули: правительству не понравилась одна из статей, и в 1863 году журнал был запрещен.

     Второй период  – 1865 – 1871 год. Достоевский  вынужден подолгу жить за границей, спасаясь от тюрьмы за неуплату долгов - своих и брата. Он постоянно просит друзей слать ему деньги и тем спасти его от голода, но и сам напряженно работает. В этот период увидели свет его лучшие романы — «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1870), «Подросток» (1871). 
В последний период его жизни, с 1872 по 1881 год, слава Достоевского уже распространилась по всей России, многочисленные трудности остались позади. Начиная с 1873 года и с перерывами до самой смерти, Достоевский издает «Дневник писателя», где он излагает свои политические и философские взгляды.

Последний и лучший из своих романов  — «Братья Карамазовы» -  он опубликовал  в 1879—1880 годах, и роман сразу был  признан гениальным произведением. Достоевский уже почитается не просто как романист, а как учитель жизни. Его знаменитая Пушкинская речь, произнесенная в 1880 году, за шесть месяцев до смерти, вознесла его на самую вершину общественного признания. Речь оценивалась друзьями и противниками Достоевского как пророческое описание будущего России. К тому же периоду относится его дружба с Владимиром Соловьевым, который произвел на Достоевского глубочайшее впечатление; в большой степени и сам Соловьев  испытал влияние Достоевского.

Ф.М. Достоевский умер 28 января 1881 года. Похороны его вылились во всенародное горе: ни одного русского писателя не оплакивали так, как Достоевского.

А. Ремизов, известный в свое время  русский писатель, выразил отношение  к Достоевскому и его творчеству в словах: «Достоевский – это  Россия. И нет России без Достоевского».

Понимание разных философских проблем  имеет у Достоевского разную глубину. Ширина интереса при этом огромна. Его  интересует общая проблема бытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему  грозит небытие. Бытие только тогда  и начинает быть, когда ему грозит небытие». Его волнует проблема материализма. В записных книжках и художественных произведениях можно увидеть   размышления   Достоевского над зависимостью общих понятий от явлений жизни, он   касается и проблемы отрицания: «Отрицание необходимо, иначе человек так бы и заключился на земле, как клоп. Отрицание земли нужно, чтобы быть бесконечным. Христос, величайший положительный идеал человека, нес в себе    отрицание земли, ибо повторение его оказалось невозможным». Некоторые герои писателя живут по закону отрицания отрицания: нормальная жизнь - падение - воскресение .

Диалектичность подхода Достоевского к миру обнаруживается во всех его  художественных произведениях. Все  эти «вдруг», так часто встречаемые, все катастрофы героев суть проявление диалектического подхода писателя. Выражение диалектичности прослеживается и в сократовском принципе иронии, пронизывающей его романы.

Однозначно решить вопрос о материализме или идеализме Достоевского трудно. Для художника-философа основной вопрос философии - это вопрос «нижнего этажа» ее, из которого нельзя механически вывести вопросы «этажа высшего». А высший этаж - это человек. Он и есть для писателя предмет философии. Философия Достоевского - философия человека. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропоцентричен, а его философское мировоззрение есть, прежде всего, персонализм, окрашенный и достигающий в этой окраске необычайной силы и глубины. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек  загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью.

Ответ на вопрос «Что есть человек?»  Достоевский начал искать с попыток  понять человека, изгнанного обществом, осужденного за утрату требуемых обществом качеств, 
«урезанного» в своих человеческих правах. Исследование его началось не с лучших образцов человеческого рода, не с носителей высших проявлений духовности и 
нравственности и даже не с обычных людей в обычных условиях жизни. Это - люди из «мертвого дома». Исходный тезис его исследования есть одновременно вывод, к которому он  приходит: каторжник тоже человек, требующий понимания его человеческой сути, более того, понимание каторжника - необходимое условие раскрытия человеческой природы вообще, ведь каторжник живет на грани человеческого существования. Достоевский пишет о каторге: «... шум, гам, хохот, ругательства, звук цепей, чад и копоть, бритые головы, клейменные лица, лоскутные платья, всеобруганное, ошельмованное ... да, живуч человек! Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение».

Интерес к постижению природы человека у Достоевского проявился рано. В 1839 году семнадцатилетний Достоевский  писал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком».

Он ведет свое исследование в  двух тесно связанных планах: изучает  самого себя (главным образом через  позицию героя повествования) и пытается понять других посредством своего Я. Этот анализ, по своей природе не лишенный субъективизма, и Достоевский этого не скрывает. Познание становится у него самопознанием, а самопознание – предпосылкой познания. Один из самых основательных исследователей творчества Достоевского – В.Ф. Кирпотин пишет о гениальности писателя как знатока человеческой психики: «Достоевский обладал способностью как бы прямого видения чужой психики. Он заглядывал в чужую душу, вооруженный оптическим стеклом, позволявшим ему улавливать самые тонкие нюансы, следить за самыми незаметными переливами и переходами внутренней  жизни человека. Достоевский, как бы минуя внешние преграды, непосредственно наблюдает психологические процессы, совершающиеся в человеке, и фиксирует их на бумаге».

Другими словами, у Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал

все свои творческие силы. Тема эта  – человек и его судьба. Человек, по утверждению Н.А. Бердяева, мучил  писателя всю жизнь. Не может не поражать исключительный антропологизм и антропоцентризм Достоевского. Человек у Достоевского явление природного мира, но не есть одно из явлений в ряду других, хотя бы и высшее. Человек – микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается, в нем – загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке – значит решить вопрос и о Боге. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. Страхов, близко знавший Достоевского, говорит о нем: «Все внимание его было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом и образом их жизни, их чувства и мысли». И даже город есть лишь атмосфера человека,  момент его трагической судьбы, он пронизан человеком, но не имеет самостоятельного существовании. Человек отпал от природы, оторвался от органических корней и попал в отвратительные городские трущобы, где корчится в муках. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его одиночестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшегося от божественных первооснов. Все внешнее, — город и его особая атмосфера, комнаты  и их уродливая обстановка, трактиры,  с их вонью  и  грязью, все это, по мнению Н. Бердяева, лишь знаки, символы внутреннего, духовного человеческого мира, лишь отображения внутренней человеческой судьбы.

Произведения писателя объединены стремлением отыскать человеческое в человеке. Но в каждом произведении есть какая-то главная проблема. «Бедные люди» - психология униженного человека, «Двойник» - сложность человека, «Униженные     и оскорбленные» - «быть» и «иметь» как ценностные ориентации личности, «Скверный   анекдот» - нравственные качества человека, «Записки из подполья» - смысл человеческого существования; «Преступление и наказание» - цель, средство, результат человеческой деятельности; «Игрок» - разум и чувства человека; «Идиот» - идеал человека; «Бесы» -    лжеидеал человека; «Подросток» - сложность человека, «иметь» как жизненная ориентация, «Братья Карамазовы» – человек отпадший от Бога.

Достоевский говорит о забвении современной общественной мыслью человека и проблем его    существования. Если о человеке говорят, то создают образ «человека-механика». Все это происходит из-за подмены одного вопроса другим. Спрашивают, что такое человек, а отвечают на другой вопрос - под влиянием каких факторов он формируется. Достоевский не забывает о роли среды в формировании человека, но интересует его другое - человек сформировавшийся. Главная для него проблема - человек, каков он есть, он всегда в центре повествования. Достоевский понимает, что  современный ему человек далек от совершенства. В нем есть «бриллианты», но много и «грязи».

Достоевский не торопится с провозглашением  величия человека. В человеке должно преобладать величие. Но пока не преобладает. И провозглашать в этих условиях величие значило бы воздвигнуть на пьедестал низкое, увековечить эту сбитую школу ценностей.

Не величие человека видит Достоевский, а его сложность. Сложность человека – это исходная позиция философии  человека. Сложен всякий человек. Простых людей нет, простыми они только кажутся.

Разгадка «тайны» человека привела  Достоевского к постижению двойственности его природы. Большинство героев писателя постоянно противоречивы, они хотят ссор – и уходя  от них, хотят делать добро – и  делают зло. Если герой говорит: «сию минуту уйду», то ясно, что он никуда не уйдет. Замечая свою двойственность, думает переделаться, считая двойственность аномалией. Но затем понимает, что это есть норма, что «на самом деле и переделываться-то, может быть, не во что».


Двойственность и сложность  человека заставляет Достоевского поднять  проблему, во многом традиционную для  антропологических взглядов русских  мыслителей – проблему свободы.

Уже у Чаадаева просматривается  связь свободы со «вседозволенностью»  морально-нравственного   действия,   получившая   определенное   выражение   в   известной   фразе   Достоевского: «если Бога нет, значит все дозволено». Но только вера в Бога не дает однозначной    характеристики    человека.  «Нет   ничего    святого»    -    это    положение Достоевского,  определяющее  позицию  «подполья»,  определяет и  трагизм  человека с «разорванным» сознанием.  При  всей трагичности и противоречивости человек, даже 
самый униженный и оскорбленный - абсолютная ценность. Его включенность в порядок природы несомненна, но абсолютизация этой зависимости приводит к забвению главного: «люди все еще люди, а не фортепианные клавиши, на которых ... играют сами законы природы собственноручно». Подлинная суть человека - в независимости его духа, в свободе выбора между добром и злом. Онтология человека, по Достоевскому, определяется, «жаждой свободы» это и есть «жажда быть самим собой». Свобода - основа противоречий человека, она - «сокровенная   суть   человека»,   но   именно   она   раскрывает  темные   и   низшие   силы человеческого поведения. Вот почему свобода не есть «последняя правда о человеке», эта правда определяется тем путем, который выбирает человек в своей свободе - путем добра или    зла.    Свобода    как    форма    выражения    человеческой    деятельности    глубоко противоречива:   есть диалектика зла  в движениях  свободы,   но   человек   в  состоянии выявить и диалектику «естественного и возможного» добра. 

Информация о работе Основные черты и периодизация русской философии