Социально-философский анализ пеницитарной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 08:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На данный момент существует немало работ, посвящённых истории развития пеницитарной системы в России. Однако большая часть таких исследований носит лишь описательный характер, является сборником исторических фактов и нормативно правовых документов. Между тем важную роль в исследовании пеницитарной системы играет социально-философский анализ. Комплексный анализ отечественной пеницитарной системы позволяет выявить предпосылки её появления, становления развития. Также актуальным является вопрос о современном состоянии уголовно-исполнительной системы в нашей стране.

Содержание

Введение 3
Концепция власти у Мишеля Фуко 6
Развитие уголовно-исполнительной системы в России. 49
Отечественная пеницитарная система XX века. Анализ современного состояния. 64
Заключение. 76
Список использованных источников. 81

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(ВЕРСИЯ 3).docx

— 300.72 Кб (Скачать файл)

Уголовно-исполнительное право в XIX веке.

В XIX веке прошел целый ряд важных реформ госаппарата. Были созданы новые органы управления – министерства. В 1802 году созданы Министерство внутренних дел и Министерство юстиции. Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I граф, председатель Государственного совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей. В 1810 г. создается Министерство полиции, в задачу которого входило управление административно-полицейскими учреждениями. В составе Министерства полиции имелись три департамента: полиции исполнительной, который ведал полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутскими наборами; полиции хозяйственной; полиции медицинской. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в первой четверти XIX в. связано с двумя основными документами – Правилами для Попечительного общества о тюрьмах 1819 года20  и Уставом о ссыльных 1822 г21. Правила для Попечительного общества о тюрьмах были законодательно закреплены докладом министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах» от 19 июля 1819 г22. Цели и задачи общества заключались в улучшении и условий содержания преступников и улучшении состояния заключённых. Предполагались следующие методы:

1. Постоянный  надзор 

2. Размещение  по роду преступлений или обвинений

3. Привитие  заключённым христианских норм  морали

4. Постоянная  занятость

5. Создание  изоляторов для провинившихся

Общество  позиционировалось как благотворительное. Планировалось снабжать заключённых книгами Священного Писания и духовной литературой, проведение бесед религиозного содержания. Компетенция общества распространялась на все тюрьмы. Для попечения заключённых женского пола планировалась создать отдельный женский комитет. Однако всё это не привело к созданию реального общественного контроля над порядком и условиями содержания лиц, лишенных свободы, в отечественных уголовно-исполнительных учреждениях. Вообще Общество было создано с оглядкой на западноевропейское движение за реформирование пеницитарной системы. Но отечественное общество было быстро превращено в придаток государственной машины. Да и появилось оно по инициативе правительства, а не общественного движения. Можно сделать вывод, что задачей общества являлось усиление форм дисциплинарного контроля, а вовсе не гуманистические принципы. Тем не менее, необходимо отметить значимость самого факта создания Попечительного общества о тюрьмах в первой четверти XIX века как организации, специально занимавшейся проблемами содержания заключенных.

Также важным документом является Устав о ссыльных от 1822 года. Почти сто лет Устав о ссыльных с определенными изменениями и дополнениями продолжал регулировать исполнение самого распространенного вида наказания в России. Устав регулировал содержания каторжных, подразделяемых на имеющих недвижимость  и на не имеющих. Ссыльным определялась заработная плата. Глава 21 «О женщинах» регулировала положение и условия содержания женщин, которые делились на два разряда – идущих по собственной воле с мужьями и отправленных в ссылку по суду. Кроме того, Уставом о ссыльных большое внимание уделялось вопросам брака и семейного положения ссыльных: права членов семей осужденных, право и ограничение на вступление в новый брак и.  Подробно регламентировалось имущественное положение ссыльных: вопросы владения, использования и распоряжения собственностью ссыльными, право наследования имущества ссыльных . Таким образом, Устав о ссыльных 1822 года охватывает практически весь спектр проблем, связанных с препровождением и содержанием ссыльных на поселение и каторжные работы. Однако он еще не содержит нормы о целях, задачах и основных принципах наказания в виде ссылки.

В середине XIX века основные изменения отечественной  уголовно-исполнительной политики были связаны с попытками систематизации уголовных наказаний, а также  большей регламентацией непосредственно  их исполнения. В 1845 г. Государственный  Совет Российской империи принял «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных23», в соответствии с которым все наказания делились на два разряда – наказания уголовные и наказания исправительные. К уголовным наказаниям относились:

1. Лишение  всех прав состояния и смертная  казнь;

2. Лишение  всех прав состояния и ссылка  на каторжные работы;

3. Лишение  всех прав состояния и ссылка  в Сибирь или на Кавказ.

При этом добавлялось публичное битье  плетьми для лиц, не освобожденных  от телесного наказания. Исправительными  наказаниями были следующие: ссылка, направление в арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные и работные дома, кратковременный  арест, выговор, денежные взыскания. Необходимо отметить, что в Уложении о наказаниях закреплен явно выраженный сословный  подход.

Состояние уголовно-исполнительных учреждений.

Реформы второй половины XIX века сильно изменили пеницитарную систему России. Ликвидация крепостного права и крестьянская реформа привели к необходимости изменения правового статуса личности в государственной системе.

Места заключения того периода можно охарактеризовать следующим образом: обычное тюремное учреждение состояло из коридоров, в  которые выходило по несколько общих  камер с деревянными, железными  или решетчатыми дверями. Некоторые  камеры были рассчитаны на сравнительно небольшое количество заключенных  – 10–20 человек; другие – на 25–70 и  более человек. При распределении арестанты размещались по камерам чаще всего без какого-либо определенного порядка либо по внешним признакам24. В материальном отношении пенитенциарные учреждения также не выдерживали критики, так как повсеместным явлением была ветхость зданий, антисанитарные условия и крайняя теснота помещений.

Во второй половине XIX в. закладываются начала серьезной разработки теоретической  базы пенитенциарной проблематики. В  этом отношении следует выделить работы пенитенциариста С.В. Позднышева25. С.В. Позднышев определял тюрьмоведение как отрасль знания, которая освещает сделанные опыты общими научными идеями, проверяет, объединяет и оценивает их и на их почве строит свои указания относительно наилучшего при современных условиях состояния тюрем. Соответственно задача тюрьмоведения заключается в выяснении тех условий, при которых тюрьма будет в наибольшей степени достигать (нравственного или юридического) исправления арестантов. Поскольку цель наказания, по С.В. Позднышеву, – это наиболее сильное психическое противодействие к преступлению, то тюрьма должна быть организована так, чтобы исправлять нравственно или, по крайней мере, юридически возможно больший процент содержащихся в ней арестантов. В соответствии с означенной целью С.В. Позднышев определяет следующие принципы наказания:

1. Допустимость  всех ограничений свободы и  всех воздействий на заключенных,  необходимых в целях их исправления.

2. Недопустимость  таких мер воздействия, которые  не нужны для осуществления  на практике исправления заключенных  или противоречат данной цели (унижение, оскорбление и др.). В  этой связи С. В. Позднышев отмечает, что «тюрьма не должна превращать арестанта в простой номер. С другой стороны, она должна не убивать в арестанте, а, наоборот, развивать и укреплять чувство собственного достоинства.

3. Установление в каждом месте заключения тюремной системы и режима, больше всего соответствующих целям данных карательных учреждений.

4. Тюремная жизнь и управление должны быть проникнуты началом законности, т.е. уважением к закону и неукоснительным его исполнением;

5. Тюрьма должна по возможности окупать трудом заключенных свое содержание;

6. Необходимость обеспечения наиболее широкого участия в тюремной жизни и управлении живых общественных сил. Для реформирования уголовно-исполнительной системы недостаточно только усилий правительства26.

Изучая  западноевропейский опыт устройства пенитенциарных учреждений, профессор С.В. Позднышев приходит к выводу о преимуществе одиночного заключения по сравнению с общим, но при обязательной занятости заключенных на трудовых работах. В этом отношении С.В. Позднышев был сторонником оборнской системы, допускающей совместные работы заключенных при их разъединении на ночь. Большим вкладом С.В. Позднышева в развитие пенитенциарного дела в России стала разработка положений «прогрессивной системы», заимствованных в общем виде из опыта тюремных систем западноевропейских стран, но вполне применимых на российской почве. По данной системе, в соответствии с поведением и стремлением к исправлению заключенные делятся на 4 класса: «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники». Таким образом, в пределах одного карательного заведения для разных групп заключенных мог быть установлен различный режим27.

Единое  тюремное ведомство.

В шестидесятых годах XIX века начались работы по реформированию уголовно-исполнительной системы. Главной задачей было создание единого тюремного ведомства. В 1862 году при МВД была учреждена Особая комиссия под руководством министра юстиции графа К.И. Палена, основными целями которой стали исследование и общая разработка тюремного вопроса. Сильное влияние на проект оказал опыт развития таких стран как Франция, Бельгия, Великобритания. Вот некоторые положения проекта. Ночное разделение арестантов и требование обязательного молчания между заключенными во время совместных работ. Комиссией были внесены предложения о пересмотре Уложения о наказаниях и установлении новой системы наказаний. Также была затронута проблема таких видов наказания, как каторжные работы и ссылка в Сибирь, которую планировалось заменить тюремным заключением. В соответствии с новым подходом к тюремному вопросу проектом вводились обязательные работы для заключенных, которые должны были частично оплачиваться. Также регламентировалась система тюремных дисциплинарных наказаний в исправительных тюрьмах.

По окончании  работы комитетов и комиссий по выработке  проектов по преобразованию уголовно-исполнительной системы в правительственном  аппарате началась деятельность по их реализации. При этом практиками отчетливо  осознавалась некоторая утопичность  отдельных проектов и пожеланий  теоретиков. В частности, часть положений, в основе которых лежал западноевропейский опыт, были трудновыполнимы, иногда вовсе  неприемлемы в российских условиях. Основной причиной данного противоречия явилось то, что теоретики брали  за основу, главным образом, опыт стран, которые по географическим, климатическим, социально-экономическим и культурным характеристикам не соответствовали  условиям Российской империи. Действительно, образцовые с точки зрения устройства пенитенциарной системы страны, такие  как Англия, Франция и особенно Бельгия и Ирландия, находились совсем в иных условиях и несли качественно  иной груз проблем, чем Россия. Данный факт предопределял совершенно разный подход к выработке уголовно-исполнительной политики. Следует заметить, что пеницитарная система Российской Империи XIX века только в общих чертах походила на, ту систему европейский стран, которую описывает Мишель Фуко. Многое конечно было перенято с запада, но развитой тюремной дисциплинарной системы так и не сложилось. Основным видом наказания являлась колония ссылка, что сохранилось и в XX веке, но об этом ниже.

 

Отечественная пеницитарная система XX века.  Анализ современного состояния.

Период  становления СССР.

Пеницитарную систему того периода можно охарактеризовать как исправительно-трудовую. Кроме того усиливается дуализм в подходе к политическим и уголовным преступникам. Первым документом, регулирующим правовую основу исправительно-трудовой системы, была «Временная инструкция28», принятая 23 июля 1918 года. Предусматривался новый порядок распределения заключённых по местам лишения свободы, новая система содержания заключённых, а также меры возможных репрессивных действий. Была разработана новая система мест лишений свободы, включающая в себя:

1. тюрьмы

2. колонии  (воспитательно-карательные учреждения)

3. учреждения  для лиц, по отношению к которым  имеются основания для послабления  режима

4. лечебные  заведения карательного характера  для лиц с психическими отклонениями

5. больницы  при тюрьмах

Более жесткая  политика проводилась в отношении  нелегитимных классовых элементов. Для них существовали особые лагеря при НКВД. Можно говорить о двух независимых системах исполнения наказаний. Чуть позже в 1922 году вся пеницитарная система перешла под юрисдикцию НКВД. На эти органы возлагались все полномочия, связанные с карательной политикой. Им были подчинены распределительные и наблюдательные комиссии, бюро принудительных работ. Можно заявить, что именно с этого момента начался отход пеницитарной системы от стандартов обращения с заключёнными, принятыми на западе в то время. В последствии это вылилось в создание системы главного управления лагерями (ГУЛАГ).

ИТК 1924 года.

Шестнадцатого октября 1924 г. принимается первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР29), который стал регулировать исполнение наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Предусматривались следующие виды мест лишения свободы:

1. Учреждения  для применения мер социальной  защиты исправительного характера:

– дома заключения (для содержания подследственных; лиц, лишенных свободы на срок до 6 месяцев);

– исправительно-трудовые дома (для содержания приговоренных  к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев);

– сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные колонии (для содержания приговоренных к  лишению свободы без строгой  изоляции на срок до 5 лет);

– изоляторы  специального назначения (для содержания приговоренных к лишению свободы  со строгой изоляцией лиц, не принадлежащих  к классу трудящихся и совершивших  преступление в силу классовых интересов);

Информация о работе Социально-философский анализ пеницитарной системы России