Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 17:45, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение 3
1. Познание и практика 4
2. Структура познавательной деятельности (субъект,
средства и объект познания) 7
3. Субъективный познавательный образ 11
4. Истина, ее формы и критерии 16
Заключение 22
Список литературы 23
Обусловленность познания духовными основаниями и исследовательскими стандартами, выработанными научным сообществом. В качестве подобных оснований выступают: философские основания науки; стили научного мышления; научные картины мира; идеалы и нормы познания, характерные для соответствующей эпохи и области познания. К примеру, в истории науки выделяются последовательно развивавшиеся и сменявшие друг друга стили научного мышления. Исторически первым из них был механический детерминизм (XVII - XIX в.в.), предполагавший представление любых явлений как механических, связанных однозначно-необходимыми зависимостями и описываемых законами классической механики. На смену этому стилю с середины XIX века постепенно приходит эволюционно-вероятностный стиль мышления, с позиций которого объекты начинают рассматриваться как развивающиеся, с учетом присущих им как жестко детерминистических, так и вероятностных закономерностей. Наконец, начиная с последней трети XX века, в науке формируется и постепенно начинает играть доминирующую роль системный стиль мышления, предполагающий рассмотрение объектов как сложных, организованных, саморазвивающихся целостностей. Такие гносеологические конструкты как научные картины мира и идеалы построения теорий будут рассмотрены в дальнейшем изложении. Указанные научно-философские основания и общенаучные конструкты оказывают существенное влияние на характер, методы и весь процесс исследований в конкретных науках.
3. Субъективный познавательный образ
Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания. Субъект познания – это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и так далее) [1, 84-85]. С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и так далее. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя [1, 84-93, 100-115]. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи [1, 6-12].
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Познание и знание различаются как процесс и результат. В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и так далее). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.
Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и так далее, составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.
В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний. Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.
Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.
Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Вопрос об отражении тесно связан с вопросом о творческой природе познания. Механическое копирование, где и кем бы оно ни осуществлялось, исключает творческую свободу личности, за что его и критиковали многие философы. Нередко ставился вопрос: либо процесс познания есть отражение (и тогда в нем нет ничего творческого), либо познание всегда есть творчество (и тогда оно не отражение). На самом деле, указанная дилемма является, по существу, ложной. Лишь при поверхностном, одностороннем и абстрактном понимании познания, когда абсолютизируется либо одна, либо другая его грань, возможно противопоставление отражения и творчества [1, 185-192].
Творчество есть специфический человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество – созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой конструирование научных образов изучаемого объекта. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция. Интуиция – способность человека постигать истину путем прямого ее усмотрения. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Важным свойством интуиции является ее непосредственность. В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Поскольку познание может быть как «правильным», так и ложным, то в гносеологии, ведущей проблемой является проблема истины. Существует много точек зрения относительно определения истины. Так, Маркс считал, что истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Выделяют также абсолютную истину – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) – «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место, как при научном, так и при художественном или обыденном познании [2, 132].
На эмпирической ступени познания происходит сбор, накопление и первичная обработка данных. Она характерна следующими формами: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов. Восприятие – целостный образ предмета или явления. Представление – сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Формами второй ступени познания – теоретической являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение – связь между несколькими суждениями. Теоретическое познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы. Это касается, прежде всего, познания социальных явлений. Обе ситуации познания тесно связаны между собой.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
4. Истина, ее формы и критерии
Истина и ее критерии. Под истиной понимается соответствие знания своему объекту. Хотя процесс познания нацелен на достижение истины, в нем нередки заблуждения. Заблуждение – это искаженное отражение объекта в знании. Заблуждение нельзя рассматривать как недомыслие или нечто чуждое познанию. Заблуждение – естественный спутник познания, обусловленный его сложностью, противоречивостью, множеством искажающих влияний. Путь движения к истине противоречив, зигзагообразен и пролегает через преодоление ошибок и заблуждений. Заблуждение, как непреднамеренное искажение действительности, следует отличать от лжи, которая является сознательным, целенаправленным искажением. В отличие от заблуждений, преодоление которых приближает к истине, ложь, как правило, уводит с истинного пути. Центральной проблемой теории познания является поиск путей достижения истины и отличия ее от заблуждений.
Главными качествами истинного знания являются его объективность и конкретность.
Объективность истины означает, что содержание истинного знания определяется только объектом и не зависит от познающего субъекта. Проявлением объективности знания являются неоднократно имевшие место в истории науки ситуации, когда различные ученые, исследовавшие независимо друг от друга один и тот же объект, приходили в итоге к близким или даже одинаковым представлениям (знаниям) о его природе. Так независимо друг от друга пришли к идее эволюции органического мира через естественный отбор Ч. Дарвин и Д. Уоллес; к открытию дифференциального и интегрального исчисления И. Ньютон и Г. Лейбниц и т.п. Истина, будучи объективной по содержанию, субъективна по форме, ибо она не существует вне субъекта познания. Различия чувственно-эмоционального мира субъектов, их интересов, типов культуры, характера мышления неизбежно проявляются в различии форм полученного ими знания.
Конкретность истины означает, что знание может считаться истинным только в том случае, если оно учитывает конкретные условия существования объекта. Так, например утверждение "температура кипения воды – 1000" вопреки распространенному мнению не может считаться истинным, так как не учитывает такой существенно влияющий на температуру кипения фактор как атмосферное давление. Высоко в горах, где атмосферное давление понижено, вода может закипать при температурах ниже 1000. Поэтому указанное утверждение может стать истинным лишь при дополнении его конкретизирующим условием (давление 760 мм ртутного столба). Не учет требования конкретности истины приводит на практике к огромному числу политических, научных, инженерных, юридических и др. ошибок. Реализация данного требования предполагает: а) тщательный учет условий места, времени, других конкретных особенностей существования объекта; б) выявление границ применимости теоретических положений, выход за которые лишает их смысла; в) конкретизирующую модификацию этих положений при применении их к качественно иным объектам. Характерным примером нарушения принципа конкретности истины явилось внедрение рыночной экономики в России по западным рецептам, без учета сложившейся экономической структуры, масштабов страны, менталитета народа. Неудивительно, что подобная "модернизация" обернулась для страны тяжелейшим кризисом.
Абсолютность и относительность истины. Достаточно очевидно, что различные элементы существующего знания обладают различной степенью полноты, точности, достоверности. В ходе познания происходит последовательное углубление, уточнение, развитие знания. Неравноценность различных элементов знания и закономерное движение познания к достижению большей глубины, полноты, точности отражаются в понятиях абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается знание, отличающееся полнотой, точностью, достоверностью и не опровергающееся дальнейшим ходом познания. Важно заметить, что хотя в научном знании имеются положения, обладающие признаками абсолютности, но их весьма мало. К таким положениям могут быть отнесены закон сохранения энергии, точно установленные даты различных событий и др. Большинство же научных знаний не обладают всеми признаками абсолютной истины и относятся к истинам относительным. Относительная истина – это знание, которое отображает объект неполно, неточно, приблизительно. Углубление, уточнение, дополнение относительных истин в ходе познания обеспечивает его движение к абсолютной истине. Учитывая сказанное, абсолютную истину следует понимать скорее как идеал, к которому стремится человеческое познание углубляясь в сущность явлений. Соотношение абсолютной и относительной истины в ходе познания характеризуется определенными закономерностями. Одна из них состоит том, что во всякой относительной истине содержится момент абсолютной истины. Это положение предостерегает от поспешного отбрасывания в чем-то не оправдавшихся теорий, подходов, типов общественного устройства и т.п. Оно ориентирует на выявление в них позитивных, абсолютных моментов, без учета которых невозможно создать более совершенные подходы. Так попытки тотального разрушения и отбрасывания социализма в России в 90-х годах XX века привели к тому, что по многим важнейшим характеристикам страна скатилась на значительно более низкую ступень развития чем та, которая была достигнута при весьма несовершенном советском социализме. Движение познания к абсолютной истине происходит путем накопления множества относительных истин. Каждое новое знание об объекте дополняет, уточняет, углубляет представление о нем, приближая его к абсолютной истине. Прогресс в движении научного познания проявляется в его углублении от одной относительно истиной картины объекта к другой – более точной, полной, содержащей больше элементов абсолютной истины.