Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат
Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
зависимость человека от него. “... Трудно предположить, чтобы
какая-нибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас
влияние” [24].
Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь
человека
- достаточно подробно
полагал,
что “наше научное
представления о значении для органического царства космических
излучений”. Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению
Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о
единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого
целого достигли в наши дни особой ясности и глубины... Строение Земли,
её физикохимия,
биосфера являются
Вселенной”.
Чижевский противопоставляет
мнению, что “жизнь есть результат случайной игры только земных сил”. Для
него
жизнь в значительно большей
степени есть явление
земное.
Она создана воздействием
материал Земли. Человек “не только земное существо, отмечал он, - но и
космическое,
связанное всей своей
своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями”. В этом случае
вовсе
не случайным выглядит влияние
солнечной энергии на
жизненных
процессов. Чижевский одним из
первых исследователей
эту идею
конкретными научными фактами.
В частности, он
корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что
солнечная
активность выступает
эпидемических
процессов. Это конечно не
солнцедеятельности
является непосредственной
распространения тех или иных болезней”, но активность Солнца
“способствует
их быстрому назреванию и
Проблема
единого мира и единого знания
о мире была наиболее
разработана В.И.Вернадским. Вернадский отмечал, что “антропоцентрическое
представление не совпадает с тем реальным выявлением Космоса, который
охватывается научной работой и научной мыслью исследователя Природы”
[17]. Он отмечал, что “в науке нет до сих пор ясного сознания, что
явления
жизни и явления мёртвой
планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса”. Но,
как подчёркивает Вернадский, биологи не должны забывать, что изучаемая
ими сфера
жизни является неразрывной
неё активное обратное влияние, изменяя её. Они не должны рассматривать
жизнь
в отрыве от эволюции
установка явилась следствием того, что длительное время Вселенная
казалась безжизненной. Основанием для таких настроений явилось
утверждение в науке принципа Коперника, а когда в первой половине XIX в.
Были получены числовые данные о размерах Вселенной, казалось, что жизнь
вообще
растворилась в космическом
утверждаться мнение, что малое значение жизни в мироздании является
выводом из научных исследований. Однако по мере развития науки
появляются
основания усомниться в
Вернадский
противопоставляет
демонстрирует, что в мировой эволюции жизнь выступает не случайным, а
закономерным следствием, что характер космического развития жизненных
процессов обусловлен всем космическим целым. При таком рассмотрении
жизнь
выступает уже как космическое
явление. Вернадский
человечество как часть биосферы, которая оказывает на эту систему
активное
воздействие. Возникающее в
сознание
становится особым фактором
возрастает
с течением времени.
является
логическим завершением
развивающегося
мира оказываются
вписывается в этот мир.
В русском
космизме достаточно ясно
человека
от космоса, но и обратное
влияние человека на
Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой
русскими
космистами идеи о
деятельность
с принципами целостности
обосновывались
принципы нового отношения
он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в
дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного
экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в
работах космистов и вовсе не случайно. Холодный указывал, что
“изменения,
навязываемые человеком
существо разумное, человек должен предвидеть результаты своей
деятельности,
за которую несёт
осознание русским космизмом возможных глобальных противоречий между
технократической
деятельностью человека и
его к
поискам выхода из возможного
будущего неблагоприятного
в которое
могло бы быть ввергнуто
Каждый из космистов предлагал свой вариант будущего развития
человечества.
Циолковский рисовал вполне
климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается
обитаемой
и приносящей великие плоды.
Будет полный простор для
как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника
будущего даст возможность изучить все планеты..., несовершенные миры
будут
ликвидированы и заменены
отдавать
небесным колониям свой
увидим
бесконечную Вселенную с
[18]. Наиболее
реалистичные сценарии
Вернадского.
Рассмотрение человека как
способной радикально изменить мир, в котором он живёт, приводили к
выводу
о возможных негативных
может
оцениваться как предвидение
вероятных глобальных
кризисов.
Вместе с тем, Вернадский
перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода
биосферы
в ноосферу и возрастанием
регулирующей роли
Разума.
Интересные размышления были
предложены в философии “
Фёдорова, в которой он предостерегал от возможных последствий
неразумного обращения с природой. “Человек сделал, по-видимому, всё зло,
какое
только мог относительно
хищничество),
относительно и друг друга
(изобретение губительных
и вообще
средств для взаимного
по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Общее
дело
выступает как управление
этого
проекта Фёдоров в
силу человека и силу его разума. “Космос нуждается в разуме для того,
чтобы стать космосом, а не хаосом. Космос (каков он есть, но не каковым
должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы.
Но как же разум может стать силой, а сила - разумом? Сила станет
разумной, когда разум станет управлять ею. Стало быть все зависит от
человека”. Т.е. общее дело являлось как путь, ведущий человечество к
единению
и обновлению на
В философии
космизма очень отчётливо
взаимосвязи
человека и космоса: с одной
стороны, человек
как неотъемлемая
часть меняющегося Космоса,
проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек
рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности
таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал
активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв.
вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не
проявлялись
кризисные последствия
космисты
предупреждали будущие
последствий
безудержной и ничем не
эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого
распространения
и повторил судьбу многих
продуктивные
идеи которых значительно
в современной
ситуации перед лицом
дела”
как регуляции отношений
приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных
принципов
философии космизма и многих
основных идей современной
картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как
единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в
соединении
идей западноевропейской
философских систем, где человек изначально рассматривался как
неотъемлемая часть Космоса. А также помочь в разработке новой метафизики
связанной с новым пониманием отношения человека к окружающему миру.
Ноосфера: утопия или реальность ?
В конце XX в. люди Земли заговорили о выживании. Основоположники учения
о ноосфере верили в то, что её становление ведёт к улучшению природной и
социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Ведь
ноосфера
является результатом
преобразования биосферы в качественно новое состояние. Это
преобразование принималось как несомненное благо, которое принесёт
человечеству
разрешение всех трудных
его с
социализмом, расширив задачу
преодоления стихийности
общества.
К.Э.Циолковским ноосфера
зла, как всеобщая гармония. Экологическая обстановка современности столь