Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или отдельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного социального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.
В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравенство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.
Существует несколько
теорий, объясняющих причины
Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют различные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.
Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Социальное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в процессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.
Категория “общество”
- самая широкая абстракция, первичное
теоретическое понятие, не сводимое
к другим.
– это исторический результат естественно
складывающихся отношений людей
– это самая большая из проживающих на
данной территории группа людей, существующая
относительно автономно от всей совокупности
людей
– обладает качествами, которыми не обладают
составляющие его элементы.
Э. Шилз выделил следующие
признаки общества:
1. Оно не является органической частью
какой-либо более крупной системы
2. Браки заключаются между представителями
данной общности
3. Оно пополняется за счет детей тех людей,
которые являются членами данной общности
4. Оно имеет свою территорию
5. У него есть самоназвание и своя история
6. Оно обладает своей системой управления
7. Оно существует дольше средней продолжительности
жизни отдельного индивида
8. Его сплачивает общая система ценностей,
норм, законов, правил.
Если учитывать эти признаки, то понятию общество отвечает следующее определение: Общество – это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Социальная структура
общества – это есть совокупность
различных по численности, социальному
положению в системе
Важнейшая отличительная
особенность социальной структуры
заключается в том, что она
тождественна системным свойствам
комплекса составляющих ее элементов.
В любой структуре можно
Согласно определению Р. Мертона социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют с друг другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Характерными особенностями
и признаками социальной группы являются:
1.Определенный способ взаимодействия
между членами. (Например, члены одной
спортивной команды, готовящиеся к соревнованиям
по художественной гимнастике вместе
обсуждают упражнения, вместе тренируются.
Взаимодействуют друг с другом в процессе
выполнения этих упражнений и исполняют
в то же время свои собственные упражнения,
т.е. их связывает общий интерес и общее
дело).
2. Осознание членства, чувство принадлежности
к данной группе. (Гимнастки должны хранить
верность своему коллективу, отстаивать
его честь на соревнованиях и в негласных
соперничествах).
3. Осознание единства. (Гимнастки одного
коллектива воспринимаются как целостность
не только ими самими, но и окружающими
их людьми: судьями, зрителями, болельщиками,
которые рассматривают участников этой
группы как единое целое. Например гимнасток
тренирующихся в клубе «Динамо» называют
«динамовцами» и т.д).
В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч.Кули, который понимал под первичными «группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством». Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Результатом тесной связи индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описанием которого служит общее представление «МЫ», заключающее в себе определенный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных людей могут быть и различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некого общего настроения. Так, например, гимнастка может оспаривать у своих коллег по команде свое место в команде, но превыше этих споров будет ставить общий успех команды.
К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули относит семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу старших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства. А так же в том смысле, что они не изменяются в той же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.
Вторичные группы образуются
из людей, между которыми почти отсутствуют
эмоциональные связи: их взаимодействия
обусловлены стремлением к
Понятие, содержание, основания социальной стратификации
Люди различаются между
собой по множеству признаков:
полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию,
этнической принадлежности и
т. д. Но социальными эти
различия становятся лишь
Социальная стратификация выполняет
двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в
то же время представляет его социальный
портрет. Социальная стратификация отличается
определенной стабильностью в рамках
конкретного исторического этапа.
В социологии существует несколько подходов
к изучению социальной стратификации:
1) «самооценочный», когда социолог предоставляет
право респонденту отнести самого себя
к группе населения;
2) метод «оценки», при котором опрашиваемым
предлагают оценить социальное положение
друг друга;
3) здесь социолог оперирует определенным
критерием социальной дифференциации.
Основания стратификации
Социальная стратификация
— центральная тема социологии,
так как она объясняет
Т Парсонс выделил три группы дифференцирующих
признаков. К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают
от рождения, — пол, возраст, этническая
принадлежность, физические и интеллектуальные
особенности, родственные связи семьи
и пр.;
2) признаки, связанные с исполнением роли,
т. е. с различными видами профессионально-трудовой
деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются
собственность, привилегии, материальные
и духовные ценности и т. д. Эти признаки
являются исходной теоретической основой
многомерного подхода к изучению социальной
стратификации. Социологи выделяют разнообразные
срезы или измерения при определении количества
и распределения социальных страт. Это
разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых, она
связана с распределением населения в
иерархически оформленные группы, т. е.
высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация
заключается в неравном распределении
социокультурных благ и ценностей. По
мнению П. Сорокина, объектом социального
неравенства выступают четыре группы
факторов:
1) права и привилегии;
2) обязанности и ответственность;
3) социальное богатство и нужда;
4) власть и влияние.
Стратификация тесно связана с господствующей
в обществе системой ценностей. Она формирует
нормативную шкалу оценивания различных
видов человеческой деятельности, на основе
которой происходит ранжирование людей
по степени социального престижа. В эмпирических
исследованиях в современной западной
социологии престиж часто обобщенно определяется
при помощи трех измеряемых признаков
— престижа профессии, уровня дохода,
уровня образования. Этот показатель называют
индексом социально-экономической позиции.
Понятие одномерной и многомерной стратификации
П. Сорокин выделяет
два способа расслоения
Существует множество критериев, по которым
можно делить любое общество:
1) по разделению труда и престижу положения
(организаторский, исполнительский, умственный,
физический, квалифицированный, творческий
и др.). Существует несколько категорий
работников:
а) высший класс профессионалов;
б) технические специалисты среднего
уровня;
в) рабочие, осуществляющие руководящие
функции;
г) квалифицированные рабочие;
д) рядовые рабочие.
Все они имеют разный престиж. Так, очевидно,
что быть преподавателем университета
престижнее, чем разнорабочим на стройке.
Однако сегодня престиж часто смещается
и ассоциируется с уровнем доходов от
занятия: чем выше доход — тем больше престиж
работы;
2) по уровню доходов. Доход — это денежная
сумма, которую получает отдельный индивид
или семья в течение определенного периода
времени (месяц, год);
3) по доступу к ресурсам собственности
и власти. Власть — право и возможность
распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять
людей своей воле. Однако есть еще и многомерная
стратификация, когда за основу берутся
сразу несколько признаков. За всю историю
существования человечества существовало
много таких общностей:
1) рабство — закрепощение людей, граничащее
с полным бесправием;
2) касты — группы людей, соблюдающие ритуальную
чистоту. Каждая каста представляет собой
замкнутую группу. Место каждой касты
проявляется в системе разделения труда.
Существует четкий перечень занятий, которыми
члены этой касты могут заниматься. Положение
в кастовой системе передается по наследству,
переход в другую касту практически невозможен:
а) сословия — своеобразные социально-правовые
группы в докапиталистических формациях,
которые были относительно замкнуты и
наследственны;
б) этнические общности людей, представляющие
собой устойчивые группы — племена, народности,
нации;
в) социально-территориальные общности
(города, деревни, регионы), различающиеся
по месту в общественном разделении труда,
стилю, уровню жизни;
г) общественные классы, слои, группы как
многомерные социальные общности.
Согласно Марксу, человек прежде всего – это человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от животных. Человек отличается от животного тем, что он не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем, труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития людей все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.
В условиях отчуждения «деятельность
человека оказывается мукой, его
собственного творения – чуждой ему
силой, его богатство – его
бедностью, его сущностная связь, соединяющая
его с другим человеком – несущественной
связью, и напротив, его оторванность
от другого человека оказывается
его истинным бытием, его жизнь
оказывается принесением в
Маркс исходит из того, что человек по природе своей – существо целостное, «неотчужденное», доброе. Для того, чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человечестве человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового, «золотого века», от первобытного заключается в том, что здесь «неотчужденность» базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.
На основе концепции присвоения Маркс создает учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этой концепции он стремится представить человека как преобразующего природу в соответствии с самими законами природы, и в то же время, налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы возвыситься до человека, стать формой человеческого бытия.