Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

Существует 16 программ здорового образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.

Важнейшие предпосылки обретения и сохранения здоровья: труд, сон, положительные эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.

 


34. Культура: проблема сущности  и типологии. Человек как творец  и творение культуры.

Понятие культуры многозначно: не менее, чем 130 значений в англоязычной и более 200 в русскоязычной литературе. Это свидетельство универсальности культуры и показатель проблемы точного понимания данного общественного явления.

Условно выделяют несколько подходов:

1) Исторический: Культура – это возделывание земли (почвы) в интересах человека (Коттон, Др.Рим, 1 в. до н.э. – "Трактат о сельском хозяйстве").

2) Аксеологический: Культура – это все позитивные ценности и нормы, созданные человечеством.

3) Символический: Культура – это набор символов и правил пользования ими (флаги, жесты, изображения, гербы и т.д.)

4) Традиционный: Культура – это процесс и результат совершенствования интеллекта, нравственности и тела.

5) Конкретно-научный: Культура – это (1) сельскохозяйственная культура – селекционные виды растений, породы скота, штаммы микроорганизмов и др.; и (2) этнографическая культура – обычаи, традиции, обряды какого-либо народа (этноса).

► Инвариантное определение:

Культура – это система созданных поколениями людей средств человеческой деятельности, которыми программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, социальных групп, этносов, государств и человечества в целом.

Основу культуры составляют идеалы и позитивные ценности (Добро, Истина, Красота, Справедливость, Гуманность, Гармония, Совершенство), а в религиозной культуре – Бог как символ абсолютного совершенства.

Культура противоречива, т.к. у разных народов свои способы деятельности и их ценности при соотношении взаимотрицающие. Но во многих случаях – взаимодействие людей. Напр., экономическая депрессия в России отрицательна для россиян, но позитивна для всего человечества.

Типология культуры

– это объединение однородных явлений культуры в группы, множества, типы, виды в зависимости от принятого критерия:

1. Историческая типология – виды культуры в зависимости от уровня развития человечества:

- культура первобытного общества,

- культура рабовладельческого  общества,

- культура феодального общества,

- культура эпохи Возрождения,

- культура Нового Времени (17-19 вв.),

- культура Новейшего Времени (с  конца 19 в.).

2. Этнографическая типология культуры – в зависимости от достижений конкретных народов, существовавших и существующих (майя, ацтеки, народность острова Паски, др.)

3.Структурно-функциональная типология культуры – в зависимости от основного состояния, функция которого положительна для общественного целого:

1) Материальная культура – система вещественно-энергетических средств деятельности (техника, орудия труда и быта, средства нападения и защиты, материальное благосостояние личности и семьи – зар.плата, доходы, комфортабельность жизни, качество пищи, жилья и др.), соматическая культура (физическая культура, спорт, гимнастика, …).

Функции материальной культуры:

- обеспечение физического выживания при взаимодействии с природой;

- обеспечение оптимальности взаимодействия  с людьми;

- создание материальной основы  для удовлетворения идеационных  потребностей личности.

2) Социальная культура – система норм и правил поведения людей, межличностных отношений и в специальных условиях жизни.

• Этикет – стереотипы поведения и общения, основанные на вежливости и уважении между людьми независимо от социальной принадлежности или в особенно строго регламентированных взаимодействиях людей (врачебный, дипломатический, придворный этикет).

• Экономическая культура – нормы и правила поведения в исторически определенной системе производства.

• Политическая культура – нормы и правила поведения по поводу власти.

• Правовая культура – нормы и правила поведения по поводу законов, установленных государством.

• Нравственная культура – нормы и правила поведения по поводу соблюдения морали – знания о дóлжном поведении на основе идеалов добра и его модификаций.

Функции социальной культуры:

- обеспечение выживания индивида или социальных групп в системе государства и общества в целом;

- оптимизация взаимодействия социальных  групп и индивида на основе  стандарта мирного существования;

- обеспечение организованного  целенаправленного действия значительных  масс населения для реализации общественно-значимых целей.

3) Идеационная культура – система информации, знания, смыслов и оценок, созданных благодаря сознанию для реализации предметной деятельности человека в труде, производстве, социальной практике.

Идеационная культура – самая разнообразная и сложная форма культуры. Многие философы признают культуру только как идеационную культуру, а не материальную или социальную, особенно в рамках идеализма.

Виды идеационной культуры:

• Наука – система знаний и деятельности по достижению максимально объективно истинного знания о действительности .

• Мораль – система знаний о дóлжном поведении на основе идеалов добра, гуманности, справедливости.

• Право – система знаний о дóлжном поведении на основе соблюдения законов государства.

• Идеология – система теоретических знаний о потребностях, интересах и месте социальных групп, классов в обществе.

• Религия – система суждения и деятельности по регламентированному почитанию и поклонению сверхъестественных и всемогущих сил бытия.

• Атеизм (свободомыслие) – система сознания и деятельности, основанная на реалистическом понимании бытия как естественного процесса, в котором нет сверхъестественного, а есть непознанное к данному моменту времени.

• Мировоззрение – система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни.

• Искусство – система знания и деятельности по поводу чувственного переживания, рационального понимания и предметно-знакового воплощения красоты и ее модификаций в различных жанрах искусства.

• Язык – универсальная форма идеационной культуры, выражающая ее идеалистическое содержание в особой исторически или искусственно созданной системе речи и письма, на основе которых формируются специфические системы знаков – жесты, мимика, телодвижения.

• Культура мышления – уровень развития рациональных способностей человека к логическому определению понятий, формулировке суждений и умозаключений, способность к организации совей деятельности с четким выделением целей, средств и результатов. Высшая форма культуры мышления – разум.

• Культура чувств – состояние эмоционально-волевых качеств человека, в которых проявляется субъективное отношение его к происходящему в действительности.

• Особая форма культуры – система воспитания и образования – система обучения и формирования общественно значимых правил поведения, информации, смыслов и оценок.

 


35. Мораль и нравственность  в системе культуры общества  и личности.

Ценностные формы культуры – такие виды идеационной культуры и ее реализации в социальной деятельности, которые основаны на позитивно значимом идеале, цели, особом смысле.

Специфика морали как ценностной формы культуры:

1. Нормативность – знание о нормах – стандартах поведения и мышления. Каждая норма имеет такую структуру:

1) Диспозиция – предписание, запрет поведения (типа "не убий", "не укради", "не завидуй", "будь благороден", "помогай другим" и т.д.).

2) Масштаб – распространение на определенное количество людей. Масштаб бывает единичным, особенным (для группы) и общим (для всех).

3) Гипотеза морали – указание на условия действия предписания:

а) категорические (безусловные) гипотезы,

б) относительные гипотезы, учитывающие особенности.

2. Универсальность морали – все состояния бытия оцениваются в понятиях морали.

3. Идеальность морали - принадлежность к сфере идеалов.

4. Автономность морали – зависимость от свободной воли человека совершения того или иного поступка с полным соблюдением морали или частично.

5. Функционирование на основе исторически сложившихся обычаев, традиций и силы общественного мнения.

Долг – осознание личностью безусловной необходимости исполнения каких-либо действий, исходя из моральных норм.

Совесть – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу вне зависимости от мнения окружающих.

Стыд – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу, учитывая мнения других.

Добро – понятие морали, выражающее позитивную ценность (идеал), реализуя который, человек достигает наиболее величественного и совершенного в своей жизни.

Зло – понятие морали, выражающее негативные стороны деятельности, препятст-вующие совершенствованию человека.

Физическое зло (смерть, болезни, телесные недостатки, стихийные бедствия) – зло, потому что препятствует совершенствованию человека.

Моральное зло – то, что противоречит идеалам, порядку и нормам поведения, установленным в социальной группе, этносе или государстве. Пример: в религиозной культуре чревоугодие, гнев, алчность, леность, вожделение, гордыня, зависть являются смертным злом, а в рамках классовой (социально-групповой) морали эти качества оцениваются позитивно.

Функции морали:

1. Коммуникативная функция –  обеспечение оптимальности речевого  взаимодействия людей.

2. Развитие духовности – таких  способов поведения, в которых отсутствуют эгоизм, корысть, физиологические мотивы деятельности.

3. Ценностно-оценочная функция  – определение вариантов оценки  происходящих событий во внутреннем  мире человека и во внешней  действительности.

4. Идеологическая (социальная) функция – осуществление общезначимых или социально-групповых способов поведения индивида или социальных групп.

 


36. Религия и свободомыслие  в системе культуры общества  и личности.

Функции религии:

1. Мировоззренческая  функция – создание оригинальной модели понимания мира, места человека в нем и смысла жизни на основе идеи первичности сверхъестественных и всемогущих сил.

2. Компенсаторная функция – возмещение человеком ограниченности его жизни на основе идеи возможного совершенства и лучшей жизни после смерти (в абсолютном варианте), а в этой жизни – по воле бога (богов). Компенсаторная функция уникальна для религии, потому что реальная жизнь отличается неравенством людей, страданиями, обездоленностью, угнетением человека человеком, состояниями безнадежности и т.д., а религия обещает человеку восстановить всю эту справедливость.

3. Коммуникативная функция –  обмен информацией между верующими  и сверхъестественными силами  бытия.

4. Регулирующая функция – управление  действиями социальных групп, народа  и индивида, а в средние века – и государств.

5. Интегрирующая функция – сплочение  народа для общественно-значимых  действий.

Напр., в 415 г. в г.Александрии христиане по призыву патриарха Кирилла сожгли библиотеку и убили жену философа Ипатию – дочь Тиона.

Напр., в 621 г. Мухаммед организовал кочевые народы Аравии под идеями бога Аллаха и после 130 лет войны была организована исламская цивилизация, одна из могущественных в настоящее время.

6. Культуро-творческая функция  – поддержание и развитие многих  явлений культуры (письменность, книгопечатание, искусство, архитектура), но запрещение науки, свободомыслия, светской культуры в целом.

7. Легитимирующая функция –  придание определенного значения (оценки), которое позитивно или  негативно для жизни людей.

Брак имеет ценность святости (но прямые запреты на брак священнослужителя, в монгольском буддизме любой верующий не может вступать в брак (отсюда снижение численности монголов).

Законы шариата (в Чечне) разрешают такое поведение людей, как кровная месть, убийство неверных, которое запрещено юридическими законами. Достижения науки и литературы объявляются кощунственными.

Религия включает:

1. Религиозное сознание – система знания и информации, основанная на бездоказательном принятии за истину тех сведений, которые создаются теоретиками религии и оформляются как священные книги,

2. Догматика, утвержденная высшим  руководством религии:

ü Папа Римский – наместник Бога на Земле,

ü догма об истечении Святого Духа от святых,

ü высказывание священников по их иерархии.

Признаки религиозного сознания:

1) Вера в реальное существование  сверхъестественных и всемогущих  сил.

2) Чувство зависимости от этих  сил.

3) Проникновенное осознание требований  этих высших сил к себе.

4) Вера в возможность контакта  с ними [силами].

5) Желание установить добрые отношения с этими силами с помощью: (а) жертвоприноше-ний и (б) покаяний.

Составные религии

1. Религиозное сознание поддерживает психику человека, помогает ему выжить в сложных социальных условиях.

2. Религиозная деятельность (культ) – особая предметная и знаковая активность, организованная по-своему каждой из официальных или оппозиционных типов религии. В её состав входят: поклоны, знамения, молитвы, праздники, жертвоприношения. Существенно наличие культовых предметов, зданий, книг, религиозного искусства.

3. Религиозные отношения между людьми (по поводу веры).

4. Религиозная организация –  система упорядоченного осуществления  религиозного сознания, религиозной  деятельности и религиозных отношений  в зависимости от исторических  условий жизни народов и сложившихся вариантов религий:

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"