23.
Бюджетные полномочия
федеральных органов
государственной
власти, органов государственной
власти субъектов
РФ и органов
местного самоуправления
Бюджетные
полномочия закреплены статьями 7-9 Бюджетного
кодекса РФ.
К бюджетным полномочиям
федеральных органов государственной
власти относятся:
- установление
общих принципов организации и функционирования
бюджетной системы Российской Федерации,
основ бюджетного процесса и межбюджетных
отношений;
- определение
основ составления и рассмотрения проектов
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, утверждения и исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
составления, внешней проверки, рассмотрения
и утверждения отчетов об их исполнении
и осуществления контроля за их исполнением;
- установление
порядка составления и рассмотрения проектов
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации,
утверждения и исполнения федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, осуществления
контроля за их исполнением, составление,
внешняя проверка, рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, составления
отчета об исполнении консолидированного
бюджета Российской Федерации;
- составление
и рассмотрение проектов федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, утверждение
и исполнение федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, осуществление
контроля за их исполнением, составления,
внешняя проверка, рассмотрение и утверждение
отчетов об исполнении федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, составление
отчета об исполнении консолидированного
бюджета Российской Федерации;
- установление
порядка составления и представления
в федеральные органы исполнительной
власти сводов утвержденных бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
и иной бюджетной отчетности и
другие полномочия.
К бюджетным полномочиям
субъектов Российской Федерации
согласно ст. 8 БК относятся:
- установление
порядка составления и рассмотрения проектов
бюджета субъекта Российской Федерации
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов, утверждения и исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов, осуществления контроля
за их исполнением и утверждения отчета
об исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- составление
и рассмотрение проектов бюджета субъекта
Российской Федерации, бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов,
утверждение и исполнение бюджета субъекта
Российской Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов,
осуществление контроля за их исполнением,
составление и утверждение отчетов об
исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов,
составление отчетов об исполнении консолидированного
бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление
порядка представления в исполнительные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации утвержденных местных
бюджетов, отчетов об исполнении местных
бюджетов и иной бюджетной отчетности,
установленной федеральными органами
государственной власти;
- установление
и исполнение расходных обязательств
субъекта Российской Федерации;
- определение
порядка установления и исполнения расходных
обязательств муниципальных образований,
подлежащих исполнению за счет субвенций
из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление
нормативов отчислений доходов в местные
бюджеты от федеральных налогов и сборов,
в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, и (или)
региональных налогов, подлежащих зачислению
в бюджеты субъектов Российской Федерации
и другие полномочия.
Согласно
ст. 9 БК к бюджетным полномочиям
муниципальных образований относятся:
- установление
порядка составления и рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения и исполнения
местного бюджета, осуществления контроля
за его исполнением и утверждения отчета
об исполнении местного бюджета;
- составление
и рассмотрение проекта местного бюджета,
утверждение и исполнение местного бюджета,
осуществление контроля за его исполнением,
составление и утверждение отчета об исполнении
местного бюджета;
- установление
и исполнение расходных обязательств
муниципального образования;
- определение
порядка предоставления межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов, предоставление
межбюджетных трансфертов из местных
бюджетов;
- осуществление
муниципальных заимствований, предоставление
муниципальных гарантий, предоставление
бюджетных кредитов, управление муниципальным
долгом и управление муниципальными активами;
- установление,
детализация и определение порядка применения
бюджетной классификации Российской Федерации
в части, относящейся к местному бюджету.
30.
Понятие и виды
расходов бюджета
Согласно
ст. 6 БК расходы бюджета - выплачиваемые
из бюджета денежные средства, за исключением
средств, являющихся в соответствии
с настоящим Кодексом источниками
финансирования дефицита бюджета.
Категория
расходов бюджета проявляется через конкретные
виды расходов, каждый из которых может
быть охарактеризован с качественной
и количественной сторон. Эти стороны
заключены в коде бюджетной классификации.
В ст. 21 БК РФ указаны следующие виды расходов:
1)
общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность
и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное
хозяйство;
6) охрана окружающей
среды;
7) образование;
8) культура, кинематография,
средства массовой информации;
9) здравоохранение,
физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
31. Расходы и бюджетные
обязательства. Формы
расходов бюджетов.
Согласно
ст. 6 БК бюджетные обязательства – расходные
обязательства, подлежащие исполнению
в соответствующем финансовом году.
Согласно
ст. 219 БК исполнение бюджета по расходам
предусматривает:
- принятие
бюджетных обязательств;
- подтверждение
денежных обязательств;
- санкционирование
оплаты денежных обязательств;
- подтверждение
исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных
средств принимает бюджетные
обязательства в пределах доведенных
до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных
средств принимает бюджетные
обязательства путем заключения
государственных (муниципальных) контрактов,
иных договоров с физическими и юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями
или в соответствии с законом, иным правовым
актом, соглашением.
Получатель бюджетных
средств подтверждает обязанность
оплатить за счет средств бюджета
денежные обязательства в соответствии
с платежными и иными документами, необходимыми
для санкционирования их оплаты, а в случаях,
связанных с выполнением оперативно-розыскных
мероприятий, в соответствии с платежными
документами.
Санкционирование
оплаты денежных обязательств осуществляется
в форме совершения разрешительной надписи
(акцепта) после проверки наличия документов,
предусмотренных порядком санкционирования оплаты
денежных обязательств, установленным
финансовым органом в соответствии с положениями
настоящего Кодекса.
Оплата денежных
обязательств (за исключением денежных
обязательств по публичным нормативным
обязательствам) осуществляется в пределах
доведенных до получателя бюджетных средств
лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных
обязательств по публичным нормативным
обязательствам может осуществляться
в пределах доведенных до получателя
бюджетных средств бюджетных
ассигнований.
Подтверждение исполнения
денежных обязательств осуществляется
на основании платежных документов, подтверждающих
списание денежных средств с единого счета
бюджета в пользу физических или юридических
лиц, бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, субъектов международного
права, а также проверки иных документов,
подтверждающих проведение неденежных
операций по исполнению денежных обязательств
получателей бюджетных средств.
Основными
формами расходов бюджетов являются:
- ассигнования
на содержание бюджетных учреждений;
- средства
на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых
физическим и юридическим лицами по государственным
или муниципальным контрактам;
- трансферты
населению;
- бюджетные
кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые
кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате
налогов, платежей и других обязательств;
- субвенции
и субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции
в уставные капиталы действующих или вновь
создаваемых предприятий;
- бюджетные
ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам
других уровней, государственным внебюджетным
фондам;
- кредиты иностранным
государствам;
- средства
на обслуживание долговых обязательств,
в т.ч. государственных или муниципальных
гарантий.
32.
Правовой режим
сметно-бюджетного
финансирования
Публично-правовой
режим сметно-бюджетного финансирования
позволяет контролировать все финансовые
средства, расходуемые на осуществление
своих полномочий органами государственной
власти и местного самоуправления. А это
позволит обеспечить публичный интерес,
совокупный интерес народа.
Сметно-бюджетное
финансирование представляет собой безвозмездное
и безвозвратное предоставление денежных
средств из бюджетов различных уровней
бюджетным учреждениям. Бюджетные учреждения
получают средства на свое содержание
из бюджета на основе финансовых документов,
называемых сметами. Смета – финансово-плановый
акт-план, определяющий объем, целевое
направление и поквартальное распределение
ассигнований, обеспечивающих функционирование
учреждений и организаций. Смета состоит
из статей, каждая из которых содержит
однородную группу расходов, носящих строго
обязательный характер и не подлежащих
произвольному (усмотрительному) изменению.
Данные положения следуют из требований
сметно-бюджетной дисциплины и природы
самого бюджета, имеющего силу закона.
Смета органа государственной власти
включает в себя следующие виды расходов:
- заработная
плата,
- текущие расходы
(канцелярские и хозяйственные, почтово-телеграфные,
телефонные и типографские расходы);
- расходы по
командировкам и служебным разъездам;
- содержание
и ремонт оборудования и инвентаря;
- капитальный
ремонт зданий и сооружений, которыми
пользуются органы государственной власти;
- содержание
транспорта, обслуживающего орган государственной
власти.
Государство
осуществляет лимитирование расходов
на содержание всех органов государственной
власти РФ.
34.
Дефицит бюджета и источники
его покрытия
Согласно
ст.6 БК РФ дефицит бюджета - превышение
расходов бюджета над его доходами.
Источники финансирования
дефицита бюджета согласно ст. 94 БК
РФ делятся на внутренние и внешние:
1.
В состав источников внутреннего
финансирования дефицита бюджета
включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг Российской
Федерации, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской Федерации,
и средствами, направленными на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоставленными
федеральному бюджету другими бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами кредитных организаций;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами международных финансовых организаций;
- изменение
остатков средств на счетах по учету средств
бюджета в течение соответствующего финансового
года;
- иные
источники внутреннего финансирования
дефицита бюджета.