Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:40, дипломная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью
1.1. Понятие, сущность и классификация дебиторской задолженности
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»

2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»

ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»

3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

отл.doc

— 706.00 Кб (Скачать файл)

- авансы выданные - задолженность  по выданным авансам в счет  предстоящих поставок продукции  или выполнения работ;

- задолженность зависимых  и дочерних обществ;

- прочие дебиторы - задолженность  подотчетным лицам, по налогам и сборам, по ссудам работникам и др.

По срокам образования  дебиторскую задолженность можно  разделить на краткосрочную, среднесрочную  и долгосрочную. Краткосрочной считается  дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней, среднесрочной - дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев, долгосрочной - свыше 12 месяцев.

По целесообразности образования дебиторскую задолженность  может быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил и связан с нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность - дебиторская задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.; она является неоправданной.

В зависимости от обеспечения  дебиторскую задолженность классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями. Дебиторская задолженность может быть обеспечена неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

По степени надежности возврата дебиторскую задолженность  можно выделить надежную, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Надежной признается дебиторская задолженность в случае подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств, а также задолженность, обеспеченная гарантией. В свою очередь сомнительной является просроченная дебиторская задолженность, не подтвержденная кредитором. Безнадежной считается дебиторская задолженность, у которой срок исковой давности истек, а также дебиторская задолженность, признанная таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).

Соблюдение нормы закона является следующим классификационным признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств, а также, если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.

По степени подверженности планированию можно выделить планируемую и не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая величина задолженности по условиям договора, в которых предусмотрена отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды задолженности относятся к незапланированной.

По возможности осуществления  контроля выделяют контролируемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.[51, с.273]

1.2. Содержание, цель и задачи политики  управления дебиторской  
задолженностью

Рассмотрим  статистические данные, характеризующие динамику дебиторской  задолженности. Согласно статистике, около 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность составляет 10-15% пассивов. [47, с.25]       

Исходя из ниже представленных данных в таблицах и на графиках, можно утверждать о росте дебиторской задолженности, что само по себе не является положительной тенденцией, но стоит отметить, что рост простроченной дебиторской задолженности весьма не значителен, что отчасти свидетельствует об эффективном применении сущности дебиторской задолженности, как инструмента финансовой политики предприятия.               

Рассмотрим динамику дебиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) РФ (табл.1.1).

Таблица 1.1 - Динамика дебиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации , млрд. рублей

 

 

Год

 

Дебиторская задолженность

 

Из нее: просроченная

Из общего объема дебиторской задолженности

Задолженность покупателей и заказчиков

Из нее: просроченная

2007

11061

887

5807

627

2008

13783

1051

6966

797

2009

15442

1011

7505

756

2010

18004

1048

8589

805


 

Рассмотрим динамику данных показателей задолженности организаций на графике (рис.1.1).

 

Рис.1.1. Задолженность  организаций (без  субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации (на конец отчетного периода, млрд.руб.)

Динамика показателей  просроченной задолженности организаций представлена на графике (рис.1.2).

Рис.1.2. Просроченная задолженность организаций (без субъектов малого предпринимательства)  по Российской Федерации (на конец отчетного периода, млрд.руб.)

Показатели  темпа роста (снижения)  дебиторской  задолженности организаций  по Российской Федерации представлены в таблице (табл.1.2).                

Данные показатели характеризуют уменьшение темпа роста дебиторской задолженности организации по Российской Федерации  (без субъектов малого предпринимательства) в целом, но отражают увеличение темпов роста просроченной  дебиторской задолженности, что говорит о неэффективной политике управления дебиторской задолженностью в целом на российских предприятиях.

Таблица 1.2 - Темпы роста (снижения) дебиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации ( на конец года, в % к предыдущему году)

 

Год

 

Дебиторская задолженность

 

Из нее: просроченная

Из общего объема дебиторской задолженности

Задолженность покупателей и заказчиков

Из нее: просроченная

2007

140,5

85,3

134,3

106,6

2008

124,6

118,5

120,0

127,1

2009

112,0

96,2

107,7

94,9

2010

116,6

103,6

114,4

106,6


 
        Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании. [61]

Эффективное управление дебиторской задолженностью является важнейшей характеристикой ликвидности  фирмы, так как чем меньше средств  омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

При проведении в жизнь  политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств  от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.

Переменные второй группы также  могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. [52, c.132]

В целях эффективного управления дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью (рис.1.3).

Рис. 1.3. Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:

-   контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей  и видов продукции (кредитной политики);

-   анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);

- контроль расчетов  с дебиторами по отсроченным  и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений  денежных средств от дебиторов  (на основе коэффициентов инкассации);

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Некоторые предприниматели находят выгодным занимать деньги, отдавая в залог  дебиторскую задолженность или  продавая ее. Дебиторские счета являются главным активом для многих фирм. Это особенно важно, когда кредит берется на пополнение оборотного капитала. Дебиторская задолженность является хорошим залогом, когда объем продаж достаточно велик, когда компания поставляет именно товары, а не услуги, когда клиенты компании являются сильными в финансовом отношении и когда сама компания-заемщик испытывает неудобство от длительного цикла обращения дебиторской задолженности. [35, c.105]

И все  же из этого правила есть исключения. Так, в США существует компания National Century Financial Enterprises (NCFE), которая является крупнейшим скупщиком дебиторской  задолженности по услугам здравоохранения в США. Компания скупает со скидкой счета за врачебные программы, услуги больниц и других медицинских учреждений у компаний, занимающихся предоставлением этих услуг. Она выпускает облигации, которые гасит после того, как должники — страховые компании и федеральные программы — платят ей по счетам. За счет полученной разницы она финансирует свои операции. Часть своих финансов она использует для того, чтобы гарантировать облигации, а на оставшиеся средства финансирует скупку новых счетов. [60]

Преимущество кредитования под залог дебиторской задолженности состоит в выравнивании динамики чистого денежного потока. Недостаток — в необходимости контроля над движением большого количества счетов-фактур. 
       При кредитовании под залог дебиторской задолженности обычно сам кредитор выбирает, какие счета будут служить залогом. Когда кредитный договор заключен, заемщик периодически отсылает партию счетов-фактур кредитору. Последний, получив счета, проводит оценку кредитоспособности покупателей — должников заемщика. Счета, которые не отвечают критериям кредитоспособности, установленным кредитором, не принимаются в качестве залога. Ссуда предоставляется в виде кредитной линии, которая меняется в зависимости от изменений объемов продаж: для фирм с сезонным характером деятельности она будет колебаться, а для растущей фирмы может постоянно увеличиваться.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью