Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов.
Рисунок 1 - Бюджетная система Республики Казахстан
Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственное управление, развитие социальной сферы, выполнение международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержки единого уровня защищенности населения.
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещение производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов, огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевых аспектах.
Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:
Перераспределение экономических ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
Экономическая сущность
государственных финансов состоит
в том, что они выражают денежные
отношения, связанные с созданием,
распределение и
Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.
Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими платежами по сравнению с ростом ВВП. Такое явление известно закон Вагнера 2, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объем производств. А.Вагнер связывает рост государственных активов с тремя факторами:
3) государство усиливает активность в сферах образования и здравоохранения, где выгоды от представленных услуг не восприимчивы к экономической оценке.
Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственное регулирование экономических процессов.
Для государственных финансов в
большей степени приемлема
Вместе с тем в случаях действия финансовых отношений, связанных с реальным производством (государственные предприятия, национальные холдинги и компании) в государственном секторе экономики, действует воспроизводственная функция государственных органов.
Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить составляющие подфункции, которые вытекают из необходимости регулирующих действий государства:
Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рыночной системы, и государству необходимо выделить и разместить ресурсы для их производства и обеспечения населения. Задача заключается в оптимальном распределение ограниченных экономических ресурсов между «частными» и «общественными» товарами и выбора структуры. Поскольку ресурсы под общественными товарами формируются, главным образом, за счет налогов, то ограничивается возможности производства частных, рыночных товаров и проблемы оптимизации могут представляться сложными для фискальной политики.
Среди различных фискальных инструментов перераспределительная подфункция выполняется наиболее непосредственным путем:
Действие подфункции стабилизации сводится к обеспечению высокой занятости, приемлемой цене стабилизации и экономического роста с учетом результатов внешней торговли и состоянию платежного баланса. При этом государство воздействует на совокупный спрос, применения решительные или ограничивающие меры по расходам государственного бюджета и изменения налогообложения.
Финансовая наука
Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.
Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства, составляет около 60% от валового общественного продукта. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального фонда, они представляют собой денежные выражения той части материальных ресурсов, которые общество направляет на конечные использования, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, оно эффективнее. Вместе с тем, от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.
Источники финансовых ресурсов являются три элемента валового общественного продукта : «С», «V», «m».
Таблица 1 - Валовый общественный продукт.
C |
V |
m | ||
Материальные затраты |
Необходимый продукт |
Прибавочный продукт | ||
Себестоимость ( издержки) |
||||
Амортиза-ционные отчисления |
Оборот- ные средства |
Платежи в составе материаль- ных затрат |
Национальный доход | |
Отчисления в социальные фонды (социальный налог) |
Чистый доход | |||
Налоги с населения | ||||
Займы |
Косвенные налоги ( налог на добавленную стоимость, акцизы, другие) | |||
Добровольные взносы | ||||
Платежи за природные ресурсы |
Поступления от внешнеэкономической деятельности | |||
Платежи за пошлины, лицензии, регистрационные сборы | ||||
Платежи в природоохранные фонды | ||||
Поступления от продажи (приватизации) Государственного имущества | ||||
Поступления от внешнего источников (инвестиции, займы, трансферты, гранты) |
Валовый общественный продукт рассчитывается по формуле:
где: P – совокупность (валовой) общественной продукции;
C – производственные материальные затраты;
V – стоимость необходимого продукта;
m – стоимость прибавочного продукта.
Часть финансовых
ресурсов формируется комплексн
Источником финансовых ресурсов государства является также средства, привлеченные путем государственного кредита.
В государственном кредите
отношения связаны с
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение общественного труда, что выражает относительное увеличение общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.
Второй фактор – это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход.
Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентрализованном порядке. В централизованном порядке образуются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов. Децентрализованными методами формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов сферы материального производства, фонды, амортизационные отчисления, финансовые резервы и вспомогательные фонды, другие денежные фонды хозорганов.
Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности – по мере их исчерпания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей, роялти и бонусы.
Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствует о том, что существенно повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшения удельного веса всех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ
И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.
Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты