Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.
Так, в I-м полугодии 2008 года рост замедлился, но не прекратился, страховые организации Казахстана собрали страховых премий на общую сумму 76,7 млрд. тенге, что на 14,5% больше аналогичного показателя 2007 года. Уже начиная с июля-августа 2008 года, сборы премий стали сокращаться и показывать отрицательную динамику по сравнению с аналогичными показателями 2007 года, что по итогам всего 2008 года привело к уменьшению поступлений страховых премий на 9,4% с 147,3 млрд. до 133,5 млрд. тенге.
Рост совокупных активов и собственного капитала в годовом выражении замедлился, но продолжается, в 2008 г. составил 20,2% и 31,4% соотвественно, что превосходит как рост экономики в целом, так и любого значимого ее сектора. Исходя из этих цифр, можно утверждать, что, несмотря на «коррекцию», страхование имеет потенциал роста и остается одной из самых динамичных и привлекательных для инвестиций отраслью экономики Казахстана. При этом необходимо понимать, что ввиду финансового кризиса происходит естественная «коррекция» на страховом рынке, но в любом случае «коррекция» была неизбежна.
Не зависящие от банков сегменты показали значительный рост, например, объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился на 52,5% (на 10,3 млрд. тенге), составив 30,0 млрд. тенге или 22,5% в структуре всего портфеля премий. Объем по традиционно «банковскому» добровольному имущественному страхованию, напротив, ощутимо уменьшился - на 24,1% до 84,6 млрд. тенге. Следует отметить рост подверженного влиянию со стороны банков добровольного личного страхования на 16,6% (!) до 18,9 млрд. тенге. Уже в первые месяцы 2009 года эти несоответствия отрегулируются рынком.
Объем страховых премий по отрасли «страхование жизни» вырос в сравнении с 2007 годом на 23,9% до 5,8 млрд. тенге, а доля страхования жизни в совокупных страховых премиях составила 4,3% (на конец 2007 года составляла 3,2%).
Наряду с этим, сумма страховых премий, переданных на перестрахование, составила 60,4 млрд. тенге или 45,2% от общего объема страховых премий, при этом на перестрахование нерезидентам передано 38,9% от общего объема страховых премий (на 1 января 2008 года последний показатель составлял 33,5%).
Вместе с тем объем страховых выплат, произведенных по договорам прямого страхования, за 2008 г. составил 55,9 млрд. тенге, что выше показателя 2007 года на 13,6%. В том числе по обязательному страхованию объем выплат составил 9,0 млрд. тенге (больше на 65,1%), по добровольному личному страхованию - 8,1 млрд. (больше на 96%) и по добровольному имущественному страхованию - 38,7 млрд. тенге (меньше на 2,1%).
2009 г.: Кризис продолжается. Тренд сокращения рынка сохраняется. У «рыночных» компаний появился шанс справедливой конкуренции и соответственно увеличения своего присутствия на рынке. Уменьшается влияние «банковских» дочерних компаний на формирование рынка. АО «Казахинстрах» и АО «СК Казкоммерц-Полис» остаются в лидерах.
Совокупный объем страховых премий за 4 мес. 2009 г., принятых страховыми организациями составил 34,7 млрд. тенге, что на 33,4% меньше объема, собранного за аналогичный период прошлого года. При этом, январь-февраль текущего года были наиболее тяжелыми, т.к. падение составило 50,9%.
Объем страховых премий по обязательному страхованию превысил аналогичный показатель прошлого года на 7,5%; по добровольному личному страхованию уменьшение составило 9,3%, несмотря на неожиданный рост по итогам 2008 года, что только подтверждает некоторое банковское влияние на этот продукт; по добровольному имущественному страхованию падение продолжилось и составило 47,2%. Доля страховых премий по обязательному страхованию в общем портфеле премий поступательно растет, составив на 1 мая 2009 г. - 23,8%.
В обязательном страховании 65,7% (5,4 млрд. тенге) поступлений пришлось на страхование ГПО автовладельцев транспортных средств. В добровольном личном страховании наибольшую долю занимает страхование на случай болезни – 47,5% (3,4 млрд. тенге), нужно отметить заметный рост доли последнего в 2008-2009 гг. В добровольном имущественном страховании стремительно упала доля страхования от прочих финансовых убытков до 13,5% (2,6 млрд. тенге).
Доля страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни» продолжает расти и составляет 7,2% в совокупных премиях, объем составил 2,5 млрд. тенге, показав увеличение на 42,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Общий объем страховых выплат, произведенный за январь-апрель 2009 г., составил 7,4 млрд. тенге, снизившись с аналогичным периодом 2008 г. на 53,9%. Из этой суммы наибольший объем выплат приходится на страхование на случай болезни – 23,9%.
Отсутствие аффилированности для страховой организации становится одной из самых сильных сторон, с точки зрения потребителя. На независимую страховую компанию не распространяются риски банка, и у нее самой нет проблем с ликвидностью в связи с отсутствием банковского страхования, т.к. эти страховые продукты не занимали существенного места в портфеле компании.
Для «рыночных» компаний в 2009 году краеугольным камнем становится внутренняя мобилизация и оптимизация организационной структуры в целях агрессивного выхода на рынок с новыми услугами и клиентоориентированными предложениями. Задача для серьезных страховых игроков – предложить клиентам такие продукты, которые станут для них оптимальными в данный период и позволят не отказываться от страховой защиты, например продукты с франшизой с меньшим страховым взносом. Так, блок разработки продуктов, сектор продаж и маркетинговые подразделения становятся приоритетными в структуре страховой компании.
По всей вероятности многие «банковские» страховые компании отойдут на второй план, как это уже произошло с компаниями «БТА Страхование», «Альянс Полис». Также существует ряд компаний, которые по разным причинам, таким как политический фактор, неправильная политика ценообразования, уступили свои рыночные позиции - СК «Виктория», СК «Алтын Полис» и другие. К примеру, на основании несвоевременного осуществления страховых выплат по обязательным видам страхования (а именно по ОС ГПО владельцев транспортных средств), АФН в апреле 2009 г. приостановило действие лицензии компании «Алтын полис». Следовательно, в 2009 году должно произойти сегментное перераспределение страхового рынка.
Учитывая вхождение государства в лице ФНБ «Самрук-Казына» в капиталы двух системообразующих банков страны – АО «Народный Банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк», положение данных финансовых институтов, можно сказать, стабилизировалось. С одной стороны, доверие корпоративных клиентов и населения к ним значительно возросло по сравнению с другими банками, о чем свидетельствует увеличение депозитной базы в обоих банках, а с другой стороны, их акции поползли вверх. Таким образом, данные положительные моменты не могут не сказаться на укреплении рыночных позиций их дочерних структур - АО «Халык-Казахинстрах» и АО «СК Казкоммерц-Полис» соответственно.
Более того, Халык банк и Казком являются операторами фонда «Самрук-Казына» по финансированию предприятий МСБ и рефинансированию ипотечных кредитов из средств, выделенных Правительством в рамках антикризисной программы. Иными словами, определенный обязательный объем страховых услуг уже реализуется и будет реализован через свои же страховые структуры. Резюмируя, можно утверждать, что вышеупомянутые меры государства только помогут закрепить компаниям «Казахинстрах» и «Казкоммерц-Полис» свое присутствие на страховом рынке и остаться в лидерах.
Текущие изменения на рынке позволяют предположить, что снижение темпов роста и/или уменьшение страховых показателей однозначно будет продолжаться, но в большей степени это касается «оптимизационного» нежели «реального» страхования. Помимо этого кризис ускорит уход с рынка ненадежных игроков, т.е. произойдет своего рода «чистка». Также возможны слияния компаний и поглощения мелких игроков крупными.
Согласно прогнозным данным АФН, объем страховых премий в 2009 году снизится на 10-11% и составит порядка 119 млрд. тенге. Также ожидается снижение и доходности страховых организаций. Согласно прогнозным данным, доходы страховщиков в 2009 году снизятся на 3%.
Из 33 продуктов, продаваемых на страховом рынке Казахстана с 2006 по 2009 гг., в данном обзоре выделено 9 самых крупных по объемам премии:
1. ДС от прочих финансовых убытков;
2. ДС имущества;
3. ДС ГПО;
4. ОС ГПО работодателя;
5. ОС ГПО владельцев транспортных средств;
6. ДС автомобильного транспорта;
7. ДС грузов;
8. ДС от несчастных случаев;
9. ДС на случай болезни.
Как видно из списка, три первых места занимают т.н. «схемные продукты», добровольные виды страхования, используемые БВУ или родительскими компаниями для вывода денежных потоков на дочерние страховые организации.
1.4.1. «Схемные» продукты.
Диаграмма 1. Динамика «схемных» продуктов, сбор премий 2006-1 кв.2009 гг.
ДС ГПО, бывший до 2006 г. самым популярным видом страхования, последовательно вытеснялся ДС от прочих финансовых убытков и ДС имущества. Данное явление, наиболее вероятно связано с взрывным ростом банковского сектора в 2006 г. и 3-х кварталах 2007 г. Банковская налоговая оптимизация превзошла по объемам «схемы» компаний реального сектора, в котором было популярно ДС ГПО. Начиная с 4 кв. 2007 года, ввиду ухудшающейся ситуации с коммерческими банками, ДС от прочих финансовых убытков взял курс на постоянное снижение, достигнув в 3 кв. 2008 года своего предельно минимального значения за трехлетний период.
Примечателен тот факт, что ДС имущества в 2007-2009 гг. набирает обороты, показывая значительный рост в начале календарного года. Возможная причина роста данного «схемного» продукта – использование его как инструмент оптимизации налогов в реальном секторе в качестве альтернативы ДС ГПО. Линии тренда по всем 3-м продуктам четко показывают вышеописанные изменения.
Далее рассмотрим динамику долей этих продуктов на рынке.
Диаграмма 2. Динамика долей «схемных» продуктов и ДС грузов в 2006-1 кв.2009гг.
Динамика долей очень волатильна, что объясняется взаимосвязью долей -уменьшение одной доли означает автоматическое увеличение доли совокупности всех других и наоборот. Отдельные пики не показательны, например рост доли ДС имущества до 46% всего рынка в марте 2009 г. - временное явление, которое может быть связанно как с ростом абсолютной величины продаж данного продукта, так и с застоем продаж других продуктов. При анализе продаж за период ситуация видится другой.
Диаграмма 3. Доля по итогам 1-х четырех месяцев 2006-2009 гг.
Диаграмма 2 отражает влияние «коррекции» на финансовом рынке, за 2007-2008 гг. и первый квартал 2009 г. с накоплением. Диаграмма 3 показывает изменения, вызванные «коррекцией», в сравниваемых аналогичных периодах указанных лет. Так ДС от прочих финансовых убытков после стремительного роста в 2006 г. (13%) и 2007 г. (32%), в 2008-2009 гг. снижается: его доля в общих продажах за 1 кв. 2008 г. упала до 8%, продолжив свое падение в первые месяцы 2009г. до 6%. Доля ДС имущества напротив растет с каждым годом с 17% в 2006 г. до 44% в 2009 г. При этом общая доля «схемных» продуктов снизилась в 2008 г. до 62% с 76% и в 2009 г. до 58% за те же периоды.
Необходимо отметить хороший рост доли «реальных» видов страхования, особенно ОС ГПО автовладельцев и ОС ГПО работодателя. Поэтому в средне- и долгосрочной перспективе, несмотря на общую «коррекцию» по сборам страховых премий в сторону понижения, которая четко прослеживается по результатам 2008 года и первых четырех месяцев 2009 года, значительный запас роста доли по данным продуктам имеет серьезную перспективу в будущем.
Табл.2. Рейтинг компаний по крупным продуктам: ДС от прочих финансовых убытков
№ |
Наименование компании |
Доля рынка |
Рейтинг |
Общая премия, тыс. тг |
2006 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
0.43% |
11 |
138 357 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
28.24% |
1 |
8 997 115 | |
|
20.28% |
2 |
6 460 634 | |
|
16.43% |
3 |
5 232 645 | |
|
13.96% |
4 |
4 446 010 | |
|
10.84% |
5 |
3 452 708 | |
|
3.81% |
6 |
1 214 696 | |
|
1.85% |
7 |
589 015 | |
Итого НСК и конкуренты |
30 531 180 | |||
2007 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
0.14% |
12 |
71 440 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
44.46% |
1 |
22 334 249 | |
|
17.68% |
2 |
8 879 279 | |
|
14.56% |
3 |
7 315 632 | |
|
9.37% |
4 |
4 704 433 | |
|
4.95% |
5 |
2 487 282 | |
|
3.57% |
6 |
1 792 973 | |
|
2.08% |
7 |
1 045 659 | |
Итого НСК и конкуренты |
48 630 947 | |||
2008 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
0.86% |
11 |
143 040 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
43.35% |
1 |
7 247 516 | |
|
16.51% |
2 |
2 760 034 | |
|
15.53% |
3 |
2 596 088 | |
|
8.02% |
4 |
1 341 001 | |
|
6.91% |
5 |
1 155 130 | |
|
1.99% |
6 |
333 434 | |
|
1.65% |
7 |
276 147 | |
Итого НСК и конкуренты |
15 852 390 |
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан