Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 5
1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий 5
1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы 9
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 20
1.4 Методы регулирования естественных монополий 23
2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России 32
2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий 32
2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации 34
2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России 37
3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.2 Перспективы развития естественных монополий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Вложенные файлы: 1 файл

24.12.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %.

Расценки на грузовые перевозки устанавливаются тарифным руководством на уровне или выше их себестоимости, в то время как тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных и спальных вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Вследствие этого пассажирские перевозки в рамках ОАО «РЖД» (за исключением отдельных высокодоходных направлений) являются убыточными; данные убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части - с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок [6].

В таблице 2.3 отражены доходы от перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования с 2008-2013 гг.

Таблица 2.3 – Финансовые результаты от перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования ОАО «РЖД» за 2010-2013 гг.

Показатели

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы от перевозок грузов и пассажиров – всего, млрд. руб.

997,4

934

979,1

1010,5

1097,4

1096,8

в том числе:

 

грузов

847,0

783,0

936,2

1003,1

1089,3

1088,2

пассажиров

150,4

151,0

42,9

7,4

8,1

8,6


 

Таким образом, естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. На экономику страны их влияние очень велико, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются бюджетообразующими. На долю крупнейших компания ОАО "Газпром" и ОАО "РЖД" приходится около 14% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходности.

 

 

 

3 Проблемы государственного финансового  регулирования  деятельности естественных монополий                                                                                    

 

3.1 Проблемы государственного финансового  регулирования  деятельности естественных монополий                                                   

 

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.

Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать, в какой степени потребители продукции зависимы от монополии, какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д. К тому же на практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат, так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется. Органам регулирования в своей практической деятельности сначала необходимо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования. Существуют некоторые проблемы, связанные с этим.

Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если:

- производится товар (услуга) первой  необходимости, т. е. спрос неэластичен;

- имеется физическая связь между  потребителями и поставщиком (провода, трубы и т. п.) [3].

Примерами такого рода товаров (услуг) могут служить снабжение электроэнергией, газом и водой, канализация, проводная телефонная связь, железные дороги, нефтепроводы. Однако идентифицировать естественную монополию по двум указанным признакам, а тем более определить, есть ли потребность в ее регулировании, достаточно сложно.

Наличие возрастающей отдачи от масштаба, неэластичного спроса и физической связи между поставщиками и пользователями - все это не может служить достаточным основанием для регулирования. Ряд услуг, перечисленных выше, имеют близкие заменители. Проводная телефонная связь в определенной степени может быть заменена сотовой или немобильной беспроводной. Путешествие или перевозка грузов по железной дороге могут быть заменены услугами автомобильного или авиатранспорта. Конечно же, технические возможности такой замены ограничены и различаются между странами и регионами одной страны. Количество сотовых телефонов в Скандинавских странах, например, позволяет считать их реальными заменителями проводной связи. Железнодорожный транспорт в сравнительно небольших государствах может иметь сильного конкурента в виде автомобильного транспорта. Аналогично, если речь идет о пригородном железнодорожном сообщении, автобусы могут создать реальную конкуренцию на отдельных направлениях. Потенциальная или реальная конкуренция необязательно снимает необходимость регулирования, но может привести к изменениям в его характере и степени жесткости.

Еще одна проблема связана с тем, что предприятие, предоставляющее услуги как естественная монополия, как правило, занимается и другими видами деятельности, работая на потенциально или реально конкурентных рынках товаров или услуг. Эти рынки часто считаются частью естественной монополии, так что в итоге наличие естественной монополии трактуется слишком широко. В частности, когда речь заходит о наиболее крупных предприятиях - естественных монополистах в России, - обычно называются "Газпром", "ЕЭС России" и железные дороги. Однако доля товаров и услуг, производимых в условиях естественной монополии, в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг этими компаниями незначительна.

Газопроводы действительно являются естественной монополией, но добыча, переработка и продажа газа вполне могут осуществляться на конкурентной основе. Аналогично, производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения действительно представляют собой естественную монополию. В ряде стран (например, в Норвегии) потребители могут самостоятельно выбрать поставщика электроэнергии. Этот рынок высококонкурентен, в результате чего цены достаточно низки и имеется тенденция к их понижению. Собственно система передачи электроэнергии регулируется государством и изолирована от производителей и поставщиков энергии. Производители и поставщики заключают сделки непосредственно друг с другом, а затем заключают договор на обслуживание с предприятиями, владеющими системами передачи энергии [3].

Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных предприятий объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике, однако, цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов. Предоставление гарантий снабжения газом и электроэнергией имеет больше отрицательных, чем положительных сторон, что видно на примере деятельности "Газпрома" и "ЕЭС России". Две эти компании генерировали мощный поток неплатежей в экономике, поставляя газ и электроэнергию часто без всякой надежды на их оплату со стороны потребителей. Безусловно, будет большим преувеличением сказать, что, поступая подобным образом, компании действовали исходя из "государственных интересов" и в ущерб себе. Неплатежи потребителей компенсировались льготами со стороны государства, в том числе в виде отсрочек по уплате налогов. Обе компании в большей степени ориентировались на поиск ренты, чем на поиск прибыли. Непринятие кардинальных мер по реструктуризации этих отраслей только усугубляет экономические проблемы страны.

Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, предоставляющих коммунальные и общественные услуги (железные дороги, водопровод и т. д.), которые в основном и являются естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли. На четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании [3].

Выделяют следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект регулирования:

1. Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.

2. Существенные различия в эластичности  спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких  групп должен быть низкоэластичным.

3. Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.

4. Физическая связь поставщиков  с потребителями, которые не могут  быстро и относительно дешево  сменить поставщика. Поставщики  могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг) [18].

Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.

К данным четырем критериям, выполнение которых означает наличие возрастающей отдачи от масштаба и возможностей для проведения политики ценовой дискриминации, ранее учитывались также еще два условия (критерия). Согласно первому из них, товар (услуга) должны быть предметом первой необходимости, второй критерий предполагал высокую долю основных средств в общих активах отрасли. В США оба эти критерия больше не применяются для определения отраслей, подлежащих регулированию. Причина состоит в том, что целый ряд отраслей, соответствующих этим критериям, на самом деле являются конкурентными. Использование же указанных критериев для целей регулирования только сдерживало развитие конкуренции в этих отраслях [18].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания работы были выполнены все поставленные задачи.

В результате обобщения организационных основ государственного финансового регулирования деятельности было выявлено, что государственное финансовое регулирование - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия. Направления финансовой политики государства зависят от экономического состояния страны. Государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

В результате анализа состояния государственной финансово регулирующей деятельности естественных монополий в РФ было выявлено, что Правительство Российской Федерации определяет и регулирует оптовые цены на продукцию или услуги крупных монополистов.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий