Проблемы потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитие банковского дела. Решение этих задач возможно лишь на основе практического изучения функционирования российских и зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике. Общая логика развития финансовой системы России привела большинство руководителей финансовых структур к пониманию, что без выхода на рынок потребительского кредитования настроенному на развитие банку не обойтись. Кроме объективных причин – стабилизирующаяся экономика; развитие рынка товаров длительного пользования; ограниченное количество людей, способных сразу заплатить за эти товары; предполагаемое присутствие на российском банковском рынке зарубежных финансовых институтов – присутствует еще и внутренняя необходимость: потребительское кредитование необходимо самим банкам, чтобы снизить кредитные риски, путем дополнительной диверсификации кредитного портфеля.

Содержание

Введение………………………………………………………………… .. 5
1 Теоретические основы потребительского кредитования……………. 8
1.1 Нормативное регулирование потребительского кредитования в РФ 8
1.2 Виды и формы потребительского кредитования………………….. 21
1.3 Потребительское кредитование в России на современном этапе... 30
2 Анализ потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»……………………………………………………………………... 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………………….. 37
2.2 Услуги, предоставляемые банком………………………………….. 44
2.3 Анализ потребительского кредитования…………………………... 46
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»………………………………………… 68
3.1 Проблемы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………… 68
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………… 76
Заключение ……………………………………………………………… 87
Список используемой литературы……………………………………... 90
Приложения…………………………………………………………….. 93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом проблемы потребительского кредитования (2).doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

По итогам 2012 года объемы потребительского кредитования в Российской Федерации выросли на целых 39,3 процента. Объемы корпоративных кредитов также стали больше на 12,7 процентов, хотя если сравнивать данный показатель с 2011 годом, то он составлял 26 процентов. В Центральном Банке заявили, что хотели бы заметить более существенный рост корпоративных кредитов, потому как большие объемы кредитов населения достаточно опасны и угрожают финансовой системе и ее стабильности.

Также эксперты кредитования предполагают, что в России в ближайшее время, то есть в первом квартале 2013 года произойдет рост ставок по кредитам. Считается, что коммерческие банки станут поднимать ставки после заявления об аналогичном решении самого популярного банка среди населения страны — Сбербанка.

Россияне одалживают все больше денег у банков и  все чаще задерживают платежи. Проблемная задолженность по потребительским кредитам выросла с начала года на 10 процентов, отмечают специалисты.29

Бурный рост рынка  потребительского кредитования в 2012 году вызвал увеличение объема просроченной задолженности. Причем просрочка по займам, выданным на покупку потребительских товаров, в 1,5-1,7 раза опережает по темпам роста другие виды розничной задолженности.

По данным Центробанка, объем просрочки по потребительским  ссудам, выданным россиянам, (ссуды, по которым срок платежа наступил в  отчетном периоде; без учета автокредитов, ипотеки и жилищных ссуд) на первое октября составлял 139,8 млрд. рублей. Это на 28 процентов больше аналогичного показателя прошлого года - тогда было 109,2 млрд. рублей, и на 10 процентов больше, чем в начале 2012 года (127,3 млрд. рублей). Между тем, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), еще в первом полугодии 2012 года просроченная задолженность по потребительским кредитам составляла 211 млрд. рублей, а объемы выдачи таких кредитов увеличились с начала года на 23 процента.30

Долги россиян растут, а доходы за ними явно не поспевают. По данным Росстата, в сентябре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года реальные доходы жителей страны увеличились лишь на 3,8 процента. А за 9 месяцев 2012 года – на 3,6 процента. Ситуация усугубляется тем, что становится все больше заемщиков, у которых не один кредит, а сразу несколько. Такую тенденцию отмечают в Национальной ассоциации коллекторских агентств. По мнению аналитиков, существенные различия в темпах роста кредитования и реальных доходов граждан ведут к созданию очередного кредитного «пузыря».

По данным «Секвойя кредит консолидейшн», среди лидеров по количеству должников по потребительским кредитам - Свердловская, Московская, Кемеровская, Новосибирская, Челябинская, Нижегородская, Самарская области, Краснодарский, Алтайский, Приморский, Пермский края, республики Башкортостан, Татарстан, Москва и Санкт-Петербург.

По данным экспертов, более половины кредитов, выданных населению, приходится на категорию менее 30 тысяч рублей. На сумму до 100 тысяч рублей выдано 25 процентов кредитов, на сумму 100-500 тысяч рублей - 17 процентов, на сумму свыше 500 тысяч рублей - около 5 процентов. По оценке экспертов НБКИ, самым рискованным сегментом являются кредиты от 30 до 100 тысяч рублей, поскольку доля просрочки по ним увеличивается наиболее быстрыми темпами. В категории до 30 тысяч рублей на долю кредитов, просроченных более чем на 30 дней, приходится 4,3 процента займов, а диапазоне 30-100 тысяч рублей - 5,95 процента, в сегменте 100-500 тысяч рублей - 5,38 процента, свыше 500 тысяч рублей - 3,9 процента.

 

 

2 Анализ потребительского  кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»

 

Восточный экспресс банк — крупный российский банк. Занимает 32 место в списке 500 крупнейших банков России на I полугодие 2012 года[1]. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк». Банк зарегистрирован в Благовещенске, Амурской области. Штаб-квартира находится в Хабаровске.

 

Таблица 2 – Крупнейшие акционеры банка по состоянию  на 31 марта 2012 г.

Акционер

Доля, %

Эвизон Холдингз Лимитед (в интересах Baring Vostok Private Equity Fund IV (англ.)русск., Республика Кипр)

30,0

Международная финансовая корпорация

13,9

Сергей Власов

12,4

Андрей Бекарев

8,2

Игорь Ким

7,1

Antof N.V. (в интересах  Игоря Кима, Нидерланды)

8,5

Александр Таранов

7,3


Руководство банка:

  • Председатель правления — Сергей Власов;
  • Председатель совета директоров — Алексей Григорьев.

Банк представлен 12 филиалами (свыше 500 отделений более чем  в 330 городах страны) на территории 7 федеральных округов - Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного.

В 2009 году банк успешно  завершил процедуры объединения  с ОАО «Эталонбанк» (июнь) и ЗАО КБ «Движение» (октябрь), в 2010 году «КАМАБАНК» (май) и ОАО «Ростпромстройбанк» (сентябрь) путем присоединения к Восточному экспресс банку. В июле 2010 года банк приобрел 100 % долей ООО «Городской Ипотечный банк». В декабре 2010 банк приобрел 100 % акционерного капитала ЗАО «Сантандер Консьюмер Банк», являющегося российским подразделением европейского банка «Santander Group«.

Восточный экспресс банк — финансовый институт розничного направления. Размещает облигации на ММВБ. Принимает вклады (лучший депозитный банк по вкладам в рублях, 28 место в России по объёму депозитов) и выдает кредиты (7 место в России по объёму беззалоговых кредитов) населению. Один из лидеров автокредитования: 1 место в России по количеству выданных кредитов на покупку подержанных автомобилей.

Открытое акционерное  общество «Восточный экспресс банк» – один из самых крупных и быстроразвивающихся российских финансовых институтов с самой широкой филиальной сетью среди частных банков (присутствует во всех федеральных округах страны, представлен 586 отделениями на начало 2012 года, имеет свыше 1200 точек присутствия по всей стране).

«Восточный экспресс» является ведущим частным розничным банком в сфере потребительского кредитования. Отличительные черты банка – акцент на розничный бизнес (экспресс-кредиты в точках продаж и кредитные карты), а также широкое присутствие в регионах. В своем развитии банк успешно комбинирует органический рост и консолидацию небольших и средних региональных банков. Клиентская база составляет почти 3 млн клиентов.

Исторически имея сильные  позиции на Дальнем Востоке и в Сибири, банк в течение последних нескольких лет также завоевал лидирующие позиции на новых рынках розничных банковских услуг Центральной и Западной России.

 «Восточный экспресс банк» входит в тройку крупнейших банков России по размеру филиальной сети, в ТОР-10 по депозитам физических лиц и потребительским кредитам, занимает 32 место в общем рейтинге банков России по величине активов.

В 2012 году банк успешно  разместил биржевые облигации на 3 млрд руб. В рейтинге экономического журнала “TheBanker” за 2011 год «Восточный» занял 7 место среди мировых банков по рентабельности. Надежность банка подтверждена ведущими рейтинговыми агентствами: Moody’s Investors Service (B1/NP/E+), RusRating («ВВВ-», прогноз «возможное повышение»).

Банк стремится предложить своим клиентам новые современные финансовые продукты, сервисы и технологии, а также уделяет большое внимание качеству обслуживания. В 2012 году национальная ассоциация контактных центров (НАКЦ) признала контакт-центр «Восточного экспресс банка» лучшим в России среди компаний финансового сектора.

Итоги 2012 года показали, что развитие банка прогрессивно и разнонаправлено. Банк  активно осваивает новые территории. В РБК рейтинге «Самые филиальные банки России» Восточный занял третье место с суммарным количеством точек продаж на 01.09.2012 г. - 1078 штук. В отличие от банков, которые попали в рейтинг, офисов нашего банка становится все больше и больше. В начале года – 565 штук, за первое полугодие 2012 года – 716 штук, а к концу года количество точек выросло, почти в 2 раза.

Наиболее резкий скачок сделал Восточный экспресс по объемам  карточного кредитного портфеля. По итогам 2011 года банк не входил даже в топ-20, а по итогам 2012 года занял пятое место по объемам. Банк стал развивать карточное направление в 2012 году, практически «с нуля», начав год с портфелем в 600 млн. рублей, причем только в декабре прошлого года банк нарастил портфель на 6,5 млрд., или на 42% до 22,1 млрд. рублей.

На рынке сберегательных услуг развитие банка также было динамичным.  За 2012 год размер депозитного портфеля вырос на 54%. Объем привлечения вкладов за 2012 год вырос на 51%.

Помимо услуг кредитования и сберегательных услуг, банк также  развивал услуги денежных переводов (как через партнерские системы переводов, так и через собственную систему денежных переводов). В конце 2012 года услуги денежных переводов автоматизировались на технологическом уровне, так называемые «Переводы в одном окне»  и валютообменные операции.

По итогам работы в 2012 году Банк значительно улучшил свои позиции в различных рейтингах:

Банк впервые вошел  в число наиболее динамично развивающихся  банков мира по версии авторитетного экономического  журнала «The Banker», заняв 18 место по темпам роста активов.

Агентство «Рус-Рейтинг» повысило кредитный рейтинг ОАО «Восточный экспресс банк» с уровня «ВВ+», прогноз «возможное повышение» до «ВВB-», прогноз «стабильный».

В 2012 году Банк развивал все виды классических банковских услуг  разным категориям клиентов в соответствии с выданными лицензиями.

Обслуживание частных клиентов является стратегическим приоритетом. Банк обладает необходимыми инструментами для решения задачи по увеличению доли розницы в своем бизнесе: широкий спектр розничных банковских продуктов услуг сочетается с развитой инфраструктурой. Банк предлагает широкую линейку продуктов для частных клиентов: кредиты, вклады, пластиковые карты, расчетно-кассовое обслуживание, сейфовые ячейки, валютно-обменные операции, переводы, дистанционное банковское обслуживание. Основными задачами Банк в сегменте розничного бизнеса в 2012 году стали: привлечение средств во вклады, активное наращивание кредитного портфеля, повышение качества кредитного портфеля за счет снижения уровня просроченной и проблемной задолженностей.

В Банке создана и  успешно функционирует система  финансового обслуживания состоятельных клиентов, Банк предлагает состоятельным клиентам, предпочитающим индивидуальный подход, широкий круг преимуществ в решении финансовых вопросов:

  • обслуживание в комфортабельных VIP-отделениях банка;
  • услуги персонального менеджера, выполняющего роль личного банкира;
  • возможность предоставления специальных условий по продуктам банка;
  • выделенный VIP-сектор в контакт-центре банка;
  • услуги «Консьерж-сервиса»;
  • членство в клубе VIP-привилегий – специальные условия обслуживания, участие в закрытых мероприятиях партнеров банка.

В 2012 году прирост депозитного  портфеля Банка составил 31,8 млрд. рублей (2011г.: 27,5 млрд. рублей), что стало  рекордным показателем, начиная с 2006 года. Совокупный объем розничного депозитного портфеля увеличился в отчетном периоде на 51% за год (2011г.: 79%) и составил 94,3 млрд. рублей на начало 2013 года (на начало 2012г.: 62,5 млрд. рублей). В значительной степени столь высокому притоку вкладов способствовало изменение потребительских настроений: период расходования средств сменился для населения в 2010–2012 годах фазой накопления. Доля валютных вкладов по итогам 2012 года составила 14%, что несколько меньше чем годом ранее (2011г.: 14,9%). Наблюдаемое сокращение доли валютных вкладов произошло на фоне заметного ослабления курса рубля в августе-сентябре, таким образом, это свидетельствует об общем росте доверия к рублю со стороны граждан России. Доля рынка по вкладам возросла до 1,73% на конец года (2011г.: 1,56%).

Обслуживание малого бизнеса является одним из направлений деятельности Банка. Стабилизация банковского сектора способствовала оживлению кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и росту межбанковской конкуренции, но развитие сегмента по-прежнему сдерживали низкие темпы восстановления экономики и связанные с этим высокие кредитные риски.

В 2012 году Банк предлагал  ряд программ, ориентированных на решение стратегических задач развития предприятий и компаний малого бизнеса - это специализированная линия экспресс-кредитов для решения различных задач бизнеса, расчетно-кассовое обслуживание, гарантии, депозитные программы. Основными и наиболее востребованными операциями, осуществляемыми ОАО КБ «Восточный» на всей территории присутствия являются:

  • операции с иностранной валютой (в том числе конверсионные операции и операции по выполнению функций агента валютного контроля);
  • расчетно-кассовое обслуживание (в том числе дистанционное банковское обслуживание) рубли РФ, доллары США, евро, белорусские рубли, юани, йены, швейцарские франки;
  • операции по привлечению депозитов юридических лиц;
  • обслуживание  с использованием пластиковых карт системы безналичных платежей «Visa».
  • кредитные операции: основными  кредитными продуктами для субъектов малого и среднего бизнеса являются: первичные кредиты  с лимитом до 500 тыс. руб. и вторичные до 1 млн. руб.  срок кредита до  5 лет, также  востребован такой продукт как «Экспресс овердрафт» на расчетный счёт, с возможным лимитом до 3 млн. руб.

Основные задачи политики Банка в отношении корпоративного кредитования в 2012 году состояли в улучшении качества кредитного портфеля. Первостепенной задачей было сохранение сотрудничества с существующими заемщиками, а также привлечение новых надежных клиентов. Особое внимание было направлено на сокращение проблемной задолженности, мониторинг и диверсификацию кредитных рисков.

Информация о работе Проблемы потребительского кредитования