Состояние и проблемы развития фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:41, дипломная работа

Краткое описание

Выбрав именно эту тему для своей работы, я хотел показать особую роль фондового рынка в развитой рыночной экономике, указать на сложившиеся черты современного фондового рынка России и разработать своевременные методы исправления его недостатков. Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор отечественных и зарубежных фондовых рынков
1.1 Правовое регулирование фондовых рынков
1.2 Место фондовых рынков в современной экономике
1.3 Масштабы, структура, динамика и роль фондовых рынков в экономике различных стран
Глава 2. Изменения в структуре участников фондового рынка
2.1 Эмитенты
2.2 Инвесторы на фондовом рынке
2.3 Приватизация и фондовый рынок
2.4 Виды профессиональных посредников на фондовом рынке: анализ практики различных стран мира
Глава 3.Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.1 Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.2 Количественные характеристики фондовых бирж
3.3 Изменения в торговых системах фондовых бирж
3.4 Перспективы развития фондовых бирж в свете появления новых организаторов торговли и Интернет
3.5 Изменения в системах урегулирования расчетов.
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Киреев Н.М. тема №27 -.docx

— 736.98 Кб (Скачать файл)

Доля биржи в глобальном биржевом объеме торгов акциями и  депозитарными расписками российских эмитентов в 1 квартале 2010 года составила 61 %.

Объем торгов акциями в 2009 г. составил 836,3 млрд. долл., что в 1,7 раза меньше объема торгов в 2008 г.

ММВБ является общенациональной системой торговли государственными ценными бумагами (ГЦБ), объединяющей восемь основных региональных финансовых центров России. На ММВБ участники рынка получают доступ к широкому спектру инструментов рынка ГЦБ, среди которых, наряду с ГКО и ОФЗ, присутствуют иные государственные облигации и облигации Банка России (ОБР). Помимо этого участникам рынка предоставляется возможность использовать полный комплекс операций с облигациями.

С учетом активно идущих процессов глобализации и вступления России во Всемирную торговую организацию группа ММВБ реализует стратегию развития, предусматривающую интеграцию в инфраструктуру мирового рынка капитала. Растет число зарубежных участников рынков ММВБ, доля операций иностранных инвесторов в обороте торгов акциями на бирже ЗАО «ММВБ» превышает 20 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изменения  в структуре участников фондового  рынка

2.1 Эмитенты

Как правило, мелкое производство финансируется за счет собственных  накоплений и капиталов собственников  – владельцев производства и банковских кредитов. Крупное же акционерное производство финансирует свои капитальные затраты почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является отделение собственности и финансирования предприятий от самого производства. Государство в лице центрального правительства и местных органов власти также прибегает к заимствованию средств для финансирования бюджетных расходов в дополнение к взиманию налогов, а также в интервалах между поступлениями налогов, за счет эмиссии ценных бумаг .

Таким образом, основными  эмитентами (эмитент, согласно Федеральному Закону «О рынке ценных бумаг» – «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими» ) являются государство, государственные органы, органы местной администрации, предприятия и другие юридические лица, включая совместные предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки.

Эмитент поставляет на фондовый рынок товар – ценную бумагу и  несет от своего имени обязательства  перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу. Эмитент выпускает в обращение эмиссионные ценные бумаги: акции, долговые обязательства государства, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, опционы – то есть это организации, заинтересованные в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов, которые могут доказать, что им как заемщикам можно доверять.

Под эмиссионной ценной бумагой  понимается любая ценная бумага, в  том числе бездокументарная, которая  размещается выпусками, имеет равный объем и сроки осуществления  прав внутри одного выпуска вне зависимости  от времени ее приобретения, а также  закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка. На долю эмиссионных ценных бумаг приходится основной объем операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг; по объемам и  влиянию на состояние фондового рынка лидируют акции и облигации.

Основной мотив, которым  руководствуется эмитент, выпуская ценные бумаги – это привлечение  денежных ресурсов. Кроме того, продажа  ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность или провести секъюритизацию задолженности .

Состав эмитентов Российской Федерации можно представить  следующим образом:

1) Государство:

    • Центральное правительство
    • Республиканские органы власти
    • Муниципальные органы власти

2) Учреждения и организации,  пользующиеся государственной поддержкой

3) Акционерное общество (корпорация):

    • Производственного сектора: приватизированные предприятия, вновь создаваемые общества данного сектора
    • Кредитной сферы
    • Биржи
    • Финансовые структуры: инвестиционные компании и инвестиционные фонды
    1. Частные предприятия
    1. Нерезиденты Российской Федерации.

Среди российских эмитентов  первенство принадлежит государству. Считается, что государственные  ценные бумаги имеют нулевой риск, так государство будет нести  свои обязательства всегда. При этом, государственные ценные бумаги, эмитируемые Правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.

Местные органы власти вышли  на фондовый рынок несколько позже  государства, и их статус среди инвесторов ниже.

Негосударственные структуры  при выпуске ценных бумаг могут  пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы.

Акционерные общества, возникшие  как эмитент в результате приватизации и – далее – перераспределения собственности –не всегда пользуются доверием, поскольку для них зачастую характерны информационная закрытость, неопределённость экономических перспектив, слабая предсказуемость показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима техническая доступность реестра, существенные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.

Эмитенты ценных бумаг  могут сами разместить свои обязательства  в виде ценных бумаг или прибегнуть к услугам профессиональных посредников – банков, финансовых брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.

2.2  Инвесторы  на фондовом рынке

С эмитентами тесно взаимодействуют  инвесторы  – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, с целью заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, инвесторы могут быть заинтересованы в получении определённых прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса) .

Федеральным Законом «О рынке  ценных бумаг» инвестор определяется как «лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец)» .

Инвесторов можно классифицировать по статусу: индивидуальные (физические лица), институциональные (коллективные) и профессионалы рынка; – и  по цели инвестирования: стратегические и портфельные. Стратегический инвестор через владение акциями переходит к полному контролю над акционерным обществом (или получает его в собственность), портфельный рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг. Для портфельного инвестора наиболее актуально постоянное взаимодействие с биржей, чтобы решать, что, где и когда покупать.

 Если основным эмитентом  на рынке ценных бумаг является  государство, то основным инвестором, определяющим состояние фондового рынка, – индивидуальный инвестор: физическое лицо, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг. При этом количество индивидуальных инвесторов может в определенной степени служить показателем благосостояния граждан, поскольку частные лица начинают вкладывать средства в ценные бумаги лишь тогда, когда достигают достаточной степени личного богатства и становится актуальным вопрос управления им.

Юридические лица, не имеющие  лицензии на право осуществления  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счёт, составляют группу институциональных инвесторов.

Инвесторами выступают и  профессионалы фондового рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нём, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.

На рынке денежных ценных бумаг в качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как  посредники частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиентов (например, коммерческие банки одних предприятий предлагают другим предприятиям). На рынке капитальных ценных бумаг наблюдается переход от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных инвесторов, что важно для развития рынка, поскольку дает возможность расширения круга покупателей финансовых инструментов, а соответственно рассредоточения риска помещения средств в ценные бумаги . Схема инвесторов разных уровней и типов инвестирования приведена на рис. 1.

Специализированные  институты

Инвестиционные институты

Инвестиционные компании

Инвестиционные фонды

Специализированные фонды и  компании (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.

Инвесторы

Институциональные

Индивидуальные

Профессионалы рынка

Фондовые  посредники

Банки

Государство

Корпоративные инвесторы


Рис. 1. Схема инвесторов фондового рынка.

Первыми институциональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения, стали траст-департаменты коммерческих банков. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли активами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 миллиардов долларов.

Крупнейшими инвесторами  сначала в США, а затем и  в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды – государственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бумаги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.

Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды – крупные финансовые учреждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд – это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, приносящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 миллиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.

2.3  Приватизация  и фондовый рынок

Основную роль в создании российского фондового рынка сыграла приватизация государственных предприятий, которая дала возможность населению стать собственниками ценных бумаг - ваучеров (в частности, к середине 1993г. обращалось около 100 млн. приватизационных чеков с валовой курсовой стоимостью 500 млрд. руб.; по сути это были государственные ценные бумаги).

Создание рыночной экономики  в России практически не имело  экономической базы образования частной собственности. Поэтому правительство решило выпустить в наличной форме своеобразную предъявительскую ценную бумаг – приватизационные чеки (ваучеры), которые могли служить средством платежа при покупке акций приватизированных предприятий, объектом обмена на акции приватизационных фондов, продажи, дарения или передачи по наследству.

Номинальная стоимость ваучеров - условная величина, рассчитанная делением суммы цен (по состоянию на начало 1992 г.) подлежащего приватизации в 1993 г. имущества (1,5 трлн. руб.) на численность населения (около 150 млн. чел.), составила 10 000 руб. Отпечатанные ваучеры (около 150 млн. штук) начали выдаваться населению 01.11.1992 г. Уже к началу 1993 г. начал образовываться довольно ликвидный вторичный рынок этих ценных бумаг; их продавали в основном малоимущие граждане, а скупали в наличной и безналичной форме предприятия и организации для использования ваучеров в качестве ликвидного платежного средства при покупке акций приватизированных предприятий или последующей перепродажи бумаг по выросшему курсу. Курсовая стоимость приватизационных чеков в значительной степени колебалась из-за политических событий и игры крупных инвесторов. В результате стоимость бумаг с 4 000 руб. - 5 000 руб. в октябре-ноябре 1992 г. уже в декабре поднялась до 8 500 руб. - 9 000 руб.: ожидались первые аукционы по покупке акций приватизированных предприятий (их стоимость при обмене на ваучеры была существенно занижена). В результате конечными инвесторами стали в основном приватизируемые предприятия.

Таким образом, с одной  стороны, приватизационные чеки способствовали быстрой реорганизации отношений собственности, а с другой стороны, получившие возможность стать собственниками-акционерами индивидуальные инвесторы (население) практически потеряли свои средства, вложив ваучеры в недобросовестные, но усиленно рекламируемые компании. Поэтому в России слой мелких акционеров практически не был создан.

Специализированные инвестиционные фонды приватизации появились в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ № 1186 от 7 октября 1992 г., утверждающего Положение об их создании. Поскольку они предоставляли больше инвестиционных возможностей и пользовались налоговыми льготами, они были широко распространены (например, по сравнению с инвестиционными фондами открытого типа). Если организация выполняет функции специализированного инвестиционного фонда, она не может совмещать их с другими видами хозяйственной деятельности. Кроме этого, минимум 30% активов фонда должно быть вложено в ценные бумаги. Создание специализированных фондов являлось хорошей возможностью организации бизнеса, потому что не требовало высоких затрат, крупного стартового капитала; требования регулирования были вполне разумны. С начала чековой приватизации до середины 90-х гг. число фондов быстро росло (за этот период лицензии получили около 600 специализированных инвестиционных фондов с совокупными активами около 1,4 млрд. руб., а общее количество акционерных фондов превысило 23 млн. чел., т.е. 16% всего населения страны. У 60 фондов лицензии были отозваны или не были продлены, а 30 были реорганизованы путем их слияния или присоединения более мелкого фонда к более крупному). Затем их рост стабилизировался и оставался сравнительно небольшим, потом наметилась тенденция уменьшения количества фондов, связанная с их реорганизацией (слияния, поглощения) и переоформлением лицензий (отдельным фондам не выдавалась новая лицензия или приостанавливалось действие старой лицензии, если нарушались требования действующего законодательства). Пик роста количества специализированных фондов пришелся на начало 1993 г., когда было лицензировано около 500 фондов. В результате фонды стали крупными портфельными инвесторами, аккумулировав около 45 млн. приватизационных чеков или около 30% их общего количества. Эти фонды были созданы с целью аккумулирования приватизационных чеков граждан путем их обмена на собственные акции и инвестирования в ценные бумаги приватизированных предприятий; обеспечения участия российских граждан в массовой приватизации предприятий и образование достаточно массового слоя акционеров. Приватизационный чек механизма ваучерной приватизации стал первой российской ценной бумагой. Физические лица-резиденты могли самостоятельно участвовать в аукционах или вкладывать свои ценные бумаги в специализированные приватизационные фонды (в обмен на их акции), что привело к более квалифицированному инвестированию приватизационных чеков фондом, формированию довольно многочисленного класса российских институциональных инвесторов и к становлению достаточно крупных акционеров в лице специализированных инвестиционных фондов, способных противостоять администрации приватизированных предприятий и защищать интересы вкладчиков.

Информация о работе Состояние и проблемы развития фондового рынка