Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ состояния и проблем развития рынка пластиковых карт в России на примере ОАО Ханты-Мансийский банк г.Радужный.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических вопросов использования пластиковых карт в системе безналичных расчетов;
Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский банк» на рынке пластиковых карт;
Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН";
Обоснование необходимости развития российского рынка пластиковых карт с выявлением основных его проблем и определение путей развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………
6
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт…...……………..
6
1.2. Платежная система с использованием пластиковых карт ………………
15
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ ….…………........
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…………………………………
28
2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт………….........................................................................................
28
2.2. Оценка операций с пластиковыми картами ……….……………………..
35
2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН".
43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ………………………..…..
56
3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России….
56
3.2. Проблемы развития пластиковых карт………………………………..……
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
- взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;
- работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);
- обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);
- маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам).
Эмиссия карточек – это отнюдь не техническая функция банка – эмитента. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при стопроцентной авторизации в режиме реального времени.
Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
К следующей функции банка – эмитента, как обслуживание клиентуры, относятся все виды контактов банка с клиентом за исключением анализа кредитоспособности и взыскания просроченной задолженности. В первую очередь речь идет об ответах на запросы и рассмотрение жалоб.
Причины, по которым клиент обращается в банк, как правило, связаны со следующим [13]:
- операции, оспариваемые клиентом;
- неполучение в срок биллинговых выписок;
- неполучение банком перевода в оплату биллинговой выписки;
- запрос об остатке непогашенной задолженности.
в) Банк - эквайр. Обязанности банка, занимающегося эквайрингом, определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем.
Основные функции банка – эквайра заключаются в следующем [13]:
- процессинг торговых счетов, представленных в банк торговцем по операциям с карточками;
- обмен информацией о сделках и уплата комиссии за интерчейндж в пользу банка эмитента;
- рассмотрение заявок торговцев на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
- маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек.
г) Процессинг торговых счетов осуществляет процессинговый центр. Сам процессинг состоит в том, что данные с бумажного счета переносятся на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и “продажи” этих сумм банку-эмитенту (исходящий интерчейндж).
д) И, наконец, еще один участник системы карточных расчетов представлен в лице предприятия торговли или сферы услуг. Данное предприятие, участвующее в соглашении, выполняет следующие функции:
- обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию (получать разрешение) в предусмотренных соглашением случаях;
- обязуется изъять карточку, если есть подозрения, что предъявитель не является законным его владельцем;
- может предъявлять банку для оплаты торговые счета для получения по ним денег немедленно;
- обязан хранить конфиденциальную информацию о клиенте.
Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества [16]:
а) расширение продаж и привлечение новых покупателей;
б) не нужно заботиться о конвертации денег и инкассации выручки;
в) возможность предоставления кредита без использований собственных средств и ведения специальных систем учета;
г) снижение риска получения фальшивых купюр;
д) человек с карточкой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличных;
е) повышается безопасность работы (так как чеки (слипы) с подписями клиентов, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);
ж) повышается престиж, рейтинг магазина.
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ
Рынок пластиковых денег в России один из самых быстрорастущих в Европе и в ближайшее время его объемы могут еще существенно увеличиться. Этому будет способствовать, готовящаяся масштабная кампания, целью которой будет убедить население переходить на пластиковые деньги.
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов, суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 % всех выпушенных карт.
Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту [37].
По данным Центробанка, в нашей стране выпущено 47 миллионов 245 тысяч карточек. Однако, реально в обращении находится примерно 80% от общей эмиссии. Вместе с тем необходимо отметить, что в России 93,8% из всех выпущенных банками пластиковых карт, по сути, являются зарплатными проектами. Большинство пользователей пластиковых карт по-прежнему применяют их как инструмент для снятия наличных. Для полноценного внедрения карт в качестве средства расчета банкам требуется законодательная поддержка государства.
Рынок банковских платежных карт эксперты называют в числе наиболее перспективных направлений развития банковских услуг для населения. Есть впечатление, что рынок очень маленький, но очень быстро развивается. По мнению других экспертов, темпы рынка пластиковых карт в 2011г. могут не превысить темпы прошлого года. Аналитики рынка отмечают ряд серьезных препятствий для внедрения карт в качестве полноценного платежного средства, объединенных общим понятием "российская ментальность". Только начинается массовый переход отечественных компаний на работу "в белую", в том числе предполагающий безналичную систему расчета с сотрудниками. 99% пластиковых проектов начинались как зарплатные проекты. Сейчас пластик получает «второе дыхание».
Эксперты полагают, что для развития рынка не хватает согласованных усилий государства, банков, торговых сетей по стимулированию и предоставлению возможностей для более активного использования карт как средства оплаты товаров и услуг. В целом участники рынка с надеждой высказываются в отношении практически любых законодательных инициатив, касающихся отечественного рынка пластиковых платежных карт, ныне регулируемого только Гражданским кодексом и нормативными документами ЦБ РФ. Однако вероятно и без государственного внимания "карточный рынок" продолжит свое развитие и в итоге обретет цивилизованный вид [25].
Объем прироста рынка пластиковых карт в России до 2010 г. составил около 200%, а в 2011 г. в России наблюдается значительный спад потребительского кредитования с использованием пластиковых карт, связанный в колебаниями курсов доллара и евро.
Согласно результатам опросов российских граждан в январе и августе 2010 года, лишь пятая часть граждан определилась с намерениями пользоваться кредитами с использованием пластиковых карт в ближайший год. Причём в начале текущего года таковых было 23%, а к сентябрю стало 19%.
Но ряд экспертов считают, что через 3-5 лет количество пластиковых карт по отношению к населению в РФ будет приближаться к среднецентральным европейским показателям. Сейчас в России на 100 человек приходится 7 пластиковых карт, в Европе на 100 человек - 40 пластиковых карт.
В последнее время на российском рынке пластиковых карт наметилось несколько основных тенденций [25].
Первая - появление массового спроса на «пластик». Увеличивается доля россиян, использующих пластиковые карты как платежное средство, развивается инфраструктура приема карт, растет число эквайринговых точек. В ближайшие несколько лет можно ожидать роста эмиссии пластиковых карт на 70-80%, увеличения оборотов в эквайринговой сети - на 50-60%. Вторая тенденция - развитие рынка кредитных карт. Причем последние 4-5 лет это направление банковских услуг развивалось настолько стремительно, что уже практически невозможно себе представить работающего россиянина, не использующего пластиковую карту. Для открытия кредитной карты необходимо подтвердить свою платежеспособность. На основании предоставленной информации банк определяет кредитный лимит по карте, которым вправе воспользоваться ее держатель.
При безналичных расчетах по карте плата обычно не взимается. Основной объем операций по картам происходит в рамках платежных систем Visa и MasterCard. Рынок банковских карт становится все более конкурентным, и банки помимо предложений по организации сервиса и обслуживания карт проводят целый комплекс мероприятий по популяризации услуги и привлечению новых клиентов. Несмотря на обилие цветных наклеек на дверях магазинов, приглашающих цивилизованно расплатиться с продавцом, пластиковые «кошельки» пока не могут потеснить или оказать серьезную конкуренцию наличным. Однако, если верить заверениям банков, в ближайшее время нас ожидает едва ли не взрыв всенародной любви к пластиковым деньгам. Впрочем, пока что тратить их будут в основном за границами нашей Родины: ведь ажиотаж вокруг карточек, главным образом, связан с началом периода летних отпусков.
По мнению многих экспертов в области изучения рынка «пластика», потенциально рынок пластиковых карт в России огромен, однако сознание людей по-прежнему ориентировано на использование наличных денег. Причем на перспективы развития этого рынка напрямую влияет степень доверия настрадавшихся за время прошлых финансовых кризисов россиян к банкам. В будущем победа достанется тем кредитным учреждениям, которые смогут предложить своим клиентам дополнительные услуги: возможность покупки товаров через Интернет, управление карточным счетом по телефону и тому подобное.
Деятельность банков направлена на увеличение балансовой прибыли, поэтому величина получения прибыли является основным фактором, заставляющим, активно проводить политику привлечения предприятий на выплату заработной платы на карточные счета сотрудников.
В послекризисный период ситуация на рынке пластиковых карт изменилась. Российские банки продолжают наращивать количество пластиковых карт, активно внедряя их в зарплатные проекты и в потребительское кредитование. За минувший 2010 год количество пластиковых карт в обращении, за редким исключением, у банков увеличилось, причем по отдельным участникам рост составляет десятки процентов.
В 2010 году лидерами по приросту активных пластиковых карт на российском рынке оказались Мастер-банк (51,5%), ВТБ24 (24,7%) и Промсвязьбанк (32,4%). Среди же международных платежных систем больший прирост карт оказался у системы MasterCard (34%), а не Visa (27,7%). В то же время в абсолютных значениях число карт Visa на начало января по десяти крупнейшим пластиковым банкам оказалось около 40 млн., штук против 35 млн., штук у MasterCard.
За 2010 год количество пластиковых карт в обращении у топ-10 пластиковых банков выросло на 28% и достигло почти 80 млн. штук. Лидером по приросту активных карт оказался Мастер-банк, у которого за 2010 год их количество выросло на 51,5%, до 2,5 млн. штук. Второе место занял банк ВТБ24, у которого за 2010 год прирост карт составил 34,7%, а общее число активных карт достигло 5,97 млн. штук. У Сбербанка же, доля которого от общего числа карт превышает 60%, количество карт увеличилось на 29,4%. В 2010 году число карт Сбербанка перешагнуло через значимую отметку 50 млн. штук, а на 1 января 2011 года достигло 51,5 млн. штук.
Что касается платежных систем, лидером по приросту карт в 2010 году по десяти банкам оказалась MasterCard. За год количество карт этой системы увеличилось на 34% и достигло порядка 35 млн. штук. Такого успеха MasterCard достигла не без помощи Сбербанка, у которого на 1 января 2011 года число карт этой платежной системы достигло 29,7 млн. штук против 19,4 карт Visa. В то же время у ряда других банков, как Промсвязьбанк и Росбанк, число карт MasterCard снизилось в прошлом году на 14 и 12% соответственно.
У платежной системы Visa прирост активных карт за 2010 год составил 27,7%, а общее количество по десяти банкам достигло порядка 40 млн. штук. Наибольший прирост картам Visa обеспечили Промсвязьбанк (54,6%), Мастер-банк (48,2%) и ВТБ24 (35%) (источник: данные банков).
Таблица 1.3.1
Количество активных пластиковых карт по десяти банкам - лидерам на рынке пластиковых карт
№ |
Банк |
Кол-во карт в обращении на 1 января 2010 г., млн шт. |
Кол-во карт в обращении на 1 января 2011 г., млн шт. |
Прирост, % |
Кол-во карт Visa на 1 января 2010 г., млн шт. |
Кол-во карт Visa на 1 января 2011 г., млн шт. |
Прирост, % |
Кол-во карт MC на 1 января 2010 г., млн шт. |
Кол-во карт MC на 1 января 2011 г., млн шт. |
Прирост, % |
1 |
Мастер-банк |
1,65 |
2,5 |
51,5 |
1,35 |
2 |
48,2 |
0,3 |
0,5 |
66,5 |
2 |
ВТБ24 |
4,43 |
5,97 |
34,7 |
4,28 |
5,77 |
35 |
0,15 |
0,19 |
26 |
3 |
Промсвязьбанк |
0,74 |
0,98 |
32,4 |
0,5 |
0,77 |
54,6 |
0,24 |
0,21 |
-14 |
4 |
«Траст» |
1,31 |
1,72 |
31,2 |
0,97 |
1,03 |
6 |
0,34 |
0,69 |
101 |
5 |
Сбербанк |
39,8 |
51,5 |
29,4 |
14,9 |
19,4 |
30,2 |
21,8 |
29,7 |
36,2 |
6 |
«Уралсиб» |
3,61 |
4,41 |
22 |
2,6 |
3,16 |
22 |
1,01 |
1,25 |
23,6 |
7 |
Альфа-банк |
5,92 |
7,09 |
19,7 |
5 |
5,84 |
17 |
0,93 |
1,26 |
35,7 |
8 |
Райффайзенбанк |
1,16 |
1,22 |
4,7 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
||
9 |
Росбанк |
2,74 |
2,81* |
2,6 |
1,38 |
1,62* |
17 |
1,31 |
1,15* |
-12 |
10 |
«Возрождение» |
1,38 |
1,39 |
0,7 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
||
Итого |
62,74 |
79,59 |
28 |
30,98 |
39,59 |
27,7 |
Информация о работе Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России