Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ состояния и проблем развития рынка пластиковых карт в России на примере ОАО Ханты-Мансийский банк г.Радужный.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических вопросов использования пластиковых карт в системе безналичных расчетов;
Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский банк» на рынке пластиковых карт;
Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН";
Обоснование необходимости развития российского рынка пластиковых карт с выявлением основных его проблем и определение путей развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………

6
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт…...……………..
6
1.2. Платежная система с использованием пластиковых карт ………………
15
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ ….…………........
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…………………………………

28
2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт………….........................................................................................

28
2.2. Оценка операций с пластиковыми картами ……….……………………..
35
2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН".

43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ………………………..…..

56
3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России….
56
3.2. Проблемы развития пластиковых карт………………………………..……
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 836.00 Кб (Скачать файл)

*данные Росбанка на 1 декабря.

 

По данным исследования компании AnalyticResearchGroup, в течение 1-го полугодия 2011 года банки снижали ставки по кредитным картам. В среднем с начала года снижение составило 1-2%, на начало 2-го полугодия 2011 года средняя процентная ставка рублевого кредита по классической кредитной карте составила 24,9%.

Разнонаправленные изменения продемонстрировали средние стоимости годового обслуживания кредитных карт различных классов. Так, в течение 1-го полугодия 2011 года был зафиксирован рост средней стоимости годового обслуживания карт Visa Electron/MC Electronic и Visa Classic/MC Standart на 3,1 и 8% соответственно. Однако в то же время на 4,9% снизилась средняя стоимость годового обслуживания кредитных карт Visa Gold/MC Gold и составила 2 765 руб. Текущий уровень ставок по кредитным картам сохранится на рынке до конца года. Это объясняется несколькими факторами: высокой стоимостью банковского фондирования; сохраняющимися довольно высокими рисками потерь, закладываемыми в ставку в виде премии за риск; высоким уровнем неудовлетворенности спроса населения на кредитные продукты и на карты в частности.

Не исключено, что некоторые игроки пойдут на небольшое снижение процентных ставок, но это зависит исключительно от целей, которые они ставят перед собой. Например, стратегическая цель увеличения доли на рынке пластиковых карт, и только при условии сохранения того уровня доходности, который запланирован.

Интенсивность развития рынка кредитных карт в среднесрочной перспективе будет зависеть как от эффективности маркетинговой стратегии и тактики банков, так и от того, насколько быстро Россия будет выходить из кризиса, а население - переходить от стратегии накопления и сохранения денежных средств к стратегии потребления и эффективного расходования.

Следует отметить, что госбанки постепенно отвоевывают лидирующие позиции в рознице, в частности на рынке кредитных карт. Традиционными лидерами этого сегмента считались частные банки, которые теперь не успевают наращивать кредитные портфели с такой скоростью, как госбанки. В результате частные игроки могут потерять лидерство в наиболее доходном сегменте банковского бизнеса.

По итогам 2011 года расклад среди банков-лидеров в сегменте пластиковых карт значительно изменился (исследование аналитического агентства Frank Research Group). Из пятерки лидеров рынка выбыл один из самых активных игроков — ХКФ-банк: в начале 2011 года он занимал третье место, уступая лишь «Русскому стандарту» и ВТБ 24, однако по итогам девяти месяцев его потеснили Сбербанк и Ситибанк, а в конце года в пятерку вошел ОТП-банк. Доля ХКФ-банка снизилась с 9% до 4,7% [36].

Лидер сегмента, банк «Русский стандарт», несмотря на значительный отрыв от ближайших конкурентов, в течение прошлого года терял долю рынка: она сократилась с 27,9% до 20,6%. ВТБ 24 сохраняет долю на уровне 10,6%. При этом Сбербанк за год нарастил свое присутствие на рынке с 3,7% до 10%. Доля ОТП-банка выросла с 4,5% до 5,6%, Ситибанка, напротив, снизилась с 6% до 5,6% Утратил позиции и «Ренессанс Кредит»: его доля сократилась с 3,5% до 2,6%.

Потерю лидерских позиций банки объясняют тем, что сегмент кредитных карт обусловлен повышенным риском для качества кредитного портфеля. Таким образом, 20 процентов рынка кредитных карт завоевали по итогам 2011 года два госбанка — Сбербанк и ВТБ 24.

Так или иначе, но очевидно, что наиболее активные позиции на рынке пластиковых карт стали занимать госбанки: получив в кризис значительную поддержку от государства, они воспользовались осторожностью конкурентов, нарастив долю на рынке. Привлекательность сегмента кредитных карт в его высокой доходности, оборотная сторона которой — более низкое качество кредитного портфеля по сравнению с консервативными сегментами. Минимальные ставки у Сбербанка по кредитным картам составляют 17%, у частных банков они начинаются от 20%, а зачастую достигают и 30-40% годовых [36].

Что касается перспективы развития рынка пластика на будущее, то тут можно выделить несколько основных направлений [25].

Во – первых, прогнозируется расширение спектра дополнительных услуг, оказываемых держателям банковских карт, таких как SMS-информирование или получение информации об операциях по карте и состоянии счета через Интернет.

Во – вторых, банки также будут продолжать активно работать в сфере развития кобрендинговых проектов совместно с различными предприятиями торговли и услуг, рассчитанных на клиентов, активно использующих карты как средство оплаты товаров и услуг. Необходимо отметить, что и развитие кредитных карточных продуктов и кобрендинговых проектов находится в прямой зависимости от роста доходов населения.

В – третьих, в будущем году банки продолжат увеличивать функциональность банкоматов, будут развивать бонусные и совместные карточные программы, начнут активнее выводить на рынок кредитные карты. Формирование тарифной политики в каждом банке носит индивидуальный характер, но, учитывая тенденции нынешнего года, вероятно, тарифы будут становиться еще более доступными для клиентов. Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами» [25, с.8]. И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

 

 

2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт

 

 

Открытое акционерное общество «Ханты - Мансийский банк» - современный многопрофильный банк, имеющих разветвленную сеть филиалов и отделений, а также это уполномоченный банк Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по реализации инвестиционных проектов на территории округа. Созданный в 1992 году Банк уже через год становится первым в стране банком – оператором по исполнению бюджета Пенсионного фонда России, а впоследствии получает необходимые лицензии для осуществления всех видов банковской деятельности.

Основными акционерами «Ханты – Мансийского банка» являются Правительство ХМАО – Югры в лице Департамента государственной собственности (его доля в общем объёме акций банка составляет 72%), государственное предприятие «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО – Югры», некоммерческая организация «Ассоциация региональных банков России, Ханты - Мансийский окружной фонд регионального развития.

Крупнейшими клиентами банка являются ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Авиакомпания «UTair», ФГУП «Почта России», ГСК «Югория», ОАО « Северавтотранс», ОАО «Северавтодор», ОАО «Варьеганнефтеспецстрой», ООО «Югорский лесопромышленный холдинг».

ОАО « Ханты - Мансийский банк» - универсальная кредитная организация федерального значения, имеющая диверсифицированную ресурсную базу и осуществляющая весь спектр операций финансовом рынке. Действуют 18 филиалов, функционируют представительства в Праге (Чешская республика) и Екатеринбурге, а также более 130 дополнительных офисов и операционных касс.

Программа развития банковских карт является одним их главных направлений в деятельности банка. Приоритетными направлениями работы Управления банковских карт Банка за анализируемый период (2008 – 2010) являются увеличение эмиссии банковских карт, реализация проекта по переходу на микропроцессорные карты стандарта EMV, расширение инфраструктуры обслуживания и развитие комплекса услуг с целью многофункционального использования международных банковских карт VISA и MasterCard.

В настоящее время ОАО «Ханты - Мансийский банк» выпускает карты следующих платёжных систем: Visa (Visa Electron, Visa Gold, Visa Platinum, Visa Classic), MasterCard (Cirrus Maestro, MasterCard Standard, MasterCard Gold и MasterCard Platinum) и Union Card.

Общая эмиссия Банка на 1 января 2011 года составила 700000 карт, увеличившись по сравнению с 2008 годом. Динамика роста эмиссии карт представлена на рис. 1.

Рис. 2.1.1. Эмиссия банковских карт ОАО «Ханты-Мансийский банк» в г. Югорск 2008-2010 гг.

 

На основании Рис. 2.1 видно, что за 3 года банк увеличил эмиссию почти в 1,5 раза. Это связано и с реализацией зарплатных проектов, и с внедрением Социального проекта «Социальная карта». С 2004 года Банк реализует Социальный проект, направленный на поддержку пенсионеров, студентов, школьников, получателей различных социальных выплат.

На сегодняшний день заключены договоры о сотрудничестве с Департаментом социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом. В рамках программы выпускается банковская «Социальная карта» и предлагается линейка специальных вкладов с повышенной процентной ставкой, предназначенных для перечисления и накопления пенсий, пособий, организации отдыха и оздоровления детей и подростков.

Все операции с пластиковыми картами проводятся при помощи СКС – специального карточного счета, который представляет собой текущий счет клиента, открытый банком на основании договора между банком и клиентом, предназначенный для осуществления расчётов с использованием банковских карт Visa, MasterCad и Union Card.

В бухгалтерском учете данный счет отражается в основном счетом 40817, предназначенный для учета денежных средств физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, так как основными держателями пластиковых карт в Ханты – Мансийском банке являются именно физические лица.

На основании данных оборотных ведомостей ОАО «Ханты - Мансийский банк» по счету 40817 за 2008 – 2010 гг. составлена таблица 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Обороты по счету 40817 в период с 2008 по 2010 гг.

год

Входящий остаток на отчетную дату, млн.руб.

Обороты за отчетный период

Исходящий остаток на отчетную дату, млн. руб.

по дебету

по кредиту

в млн.руб.

в млн.руб.

2008

0,1

19035

21690

2654,90

2009

2654,9

42100

38300

6454,90

2010

6454,9

92620

84260

14814,90




Из данных таблицы 2.1.1. можно предположить, что столь значительные обороты по зачислению и списанию денежных средств связаны с тем, что повышается благосостояние населения, в связи с ростом средней заработной платы в округе и с тем, что ОАО «Ханты - Мансийский банк» открывает на территории округа больше число банкоматов и POS – терминалов (Таблица 2.1.2,рис.2.1.2).

 Таблица 2.1.2

Открытые банкоматы и POS-терминалы ОАО «Ханты-Мансийского банка» 2008-2010 гг.

Год

Банкоматы

POS-терминалы

Итого на конец отчетного года

банкоматы

POS-терминалы

2008

56

170

234

470

2009

162

227

396

697

2010

116

303

512

1000

План 2011 г.

100

300

612

1300


 

Как видно из приведенной выше таблицы с 2008 по 2010 год происходит планомерное снижение количества установленных банкоматов, но неуклонно растет количество установленных POS – терминалов. Это связано с тем, что руководство банка стремится донести до держателей карт всю сущность пластиковой карты, т.к. в настоящее время ее используют лишь для снятия наличных, в то время как по всей своей природе она предназначена для осуществления платежей. Тем самым установка POS – терминалов, в основном, в торгово – сервисных предприятиях способствовала такому большому росту оборотов по списанию средств с пластиковых карт.

Рис. 2.1.2. Открытые банкоматы и POS – терминалы ОАО «Ханты - Мансийский банк» 2008-2010 гг.

 

За анализируемый период можно выделить следующие достижения, которые достиг Ханты – Мансийский банк при работе с пластиковыми картами.

Во – первых, в 2008 году были введены в эксплуатацию два банкоматных модуля cash-in, позволяющих держателям карт Банка производить операции по пополнению карточных счетов и оплате услуг сотовой и городской телефонной связи в режиме «on-line». Также была завершена миграция баз карточных счетов всех филиалов Банка в единый регистр данных ОАО Ханты-Мансийский банк. Интеграция позволила унифицировать тарифы и обеспечить предоставление более широкого комплекса услуг клиентам.

Информация о работе Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России