Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения имеющихся научных источников, официальных документов, а также доступных статистических и фактических данных сформировать системное представления о природе и характере функционирования СЭЗ РФ на современном этапе глобализации, с акцентированным выделением в этих рамках картины развития мировых и российских оффшорных территорий как структурообразующего элемента данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ 9
1.1. Теория особых экономических зон 9
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации 16
1.3. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах на современном этапе 22
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 29
2.1. Понятие особой экономической зоны и отграничение ее от смежных категорий 29
2.2. Территория особой экономической зоны 43
2.3. Правовой режим предпринимательской деятельности в особой экономической зоне 46
2.4. Виды особых экономических зон 52
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА НА НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЭЗ 56
3.1. Расчет эффективности использования оффшоров 56
3.2. Направления совершенствования деятельности по повышению эффективности и прозрачности оффшоров 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
В правовые
условия, кроме льгот (которые должны
быть многообразны и значительны), следует
также включать расширение прав местных
властей и государственные
Однако
наличие всех указанных условий
на какой-либо территории еще не превращает
ее в свободную зону. Их следует
считать лишь начальными условиями,
необходимыми и достаточными для
ее создания, на их основе зона формируется
как самоорганизующаяся система, подчиняясь
объективным синергетическим
Свободная
зона в экономической системе
выполняет три функции, реализуемые
в краткосрочной, среднесрочной
и долгосрочной перспективе. В краткосрочной
перспективе она избавляет
Диалектика создания свободных зон такова, что, будучи направлены на массовое привлечение инвестиций в экономику той или иной территории, они сами являются крупномасштабными инвестиционными проектами. Даже самые малые по размеру (так называемые "точечные") зоны требуют на свое обустройство значительных капитальных затрат, полностью окупающихся лишь в достаточно отдаленной перспективе. И чем больше размеры зоны, тем выше указанные затраты и отдаленнее сроки их окупаемости.
Возможные варианты создания свободных
экономических зон в
Создание свободных зон | |||||
Целенаправленное |
спонтанное - за счет льгот | ||||
Формы | |||||
Государственная |
Совместная |
Частная |
потенциальных |
косвенных |
Рис. 1. Варианты создания свободных экономических зон
Целенаправленное
Инициаторами, организаторами и финансистами
создания свободных зон могут
выступать сами потенциальные инвесторы.
Так, учредителем зоны может стать
некоторая компания, взявшая у
государства в концессию
Свободная
зона является одним из наиболее ярких
примеров открытых и существенно
неравновесных систем, в которых,
согласно современной науке, происходит
спонтанная эволюция от простого к
сложному и от низшего к высшему.
Соответственно механизм функционирования
СЭЗ следует рассматривать как
механизм этой эволюции. Он предопределяется
особенностями рыночной экономики
как той внешней среды, с которой
СЭЗ вынуждена
Рис. 2. Взаимодействие свободных экономических зон
и фаз экономического цикла
Данному циклу вынуждена подчиняться и свободная зона, поскольку от него напрямую зависит динамика внешних инвестиций: их приток, рассматриваемый во времени, представляет собой волну, делящуюся на эти же фазы. Каждой из этих фаз соответствует свой режим функционирования свободной экономической зоны, а периодическая смена этих режимов образует механизм ее функционирования. При этом рынок сам определяет, в каком именно режиме функционировать свободной зоне в тот или иной период времени. Иначе говоря, регулирование ее деятельности становится частным случаем рыночного саморегулирования.
В период подъема в экономической
системе образуется избыток инвестиций,
способный привести к ее "перегреву".
Крупномасштабная инвестиционная деятельность
в этот период становится опасной
не только для самих инвесторов,
но и для экономики в целом.
Для развитой рыночной экономики
характерен избыточный объем инвестиций,
обеспечивающий некоторое стабильное
превышение предложения над спросом,
стимулируя конкуренцию
Во избежание такого развития событий следует с самого начала отделить избыточные инвестиции от необходимых, изолировав их в некоторой особой части экономического пространства. Именно такую услугу предоставляет свободная зона в период бума. Она, как вакуум, "высасывает" избыточные инвестиции из экономической системы, направляя их на осуществление массового количества инновационных проектов, закладывающих элементную базу следующего, более сложного технологического уклада.
В период спада инвестиционная активность
в экономической системе резко
сокращается, а вместе с ней - и
приток инвестиций в свободную экономическую
зону. В результате она перестает
получать объем внешней энергии,
достаточный для поддержания
достигнутого уровня своей организации.
Массовые инновации, бывшие на предыдущем
этапе самоцелью независимо от степени
своей непосредственной полезности
и эффективности, теперь оказываются
предоставленными сами себе и начинают
разрушаться с нарастающей
В период депрессии экономическая
система характеризуется
В период оживления, когда инвестиционная
активность в экономической системе
вновь начинает нарастать, предприятия
за пределами свободной зоны сами
стремятся производить
В диссертационной работе рассмотрена эволюция типов и видов свободных экономических зон, прослежены тенденции их развития в современном мире. Так, возрастает роль инновационных зон. Они развиваются особенно интенсивно и наиболее адекватно отражают сущность свободной зоны как таковой. Возможностями перманентно менять технологические уклады обладают технополисы - комплексные постиндустриальные зоны, поглощающие или подчиняющие все другие их виды. Стихийное их формирование идет путем постепенного укрупнения технопарков, которые в результате становятся градообразующими факторами, подчиняя себе социальную, бытовую и культурную инфраструктуры. Сознательно же они создаются по специальным государственным проектам на базе существующих или вновь строящихся городов. При этом сущность технополисов заключается в том, что они представляют собой города будущего постиндустриального общества, в котором доминирует сфера услуг.
Проанализированы подходы к свободным зонам в странах с различными типами экономики. Выявлено, что в каждой из групп стран свободные зоны, в одинаковой мере раскрывая свой объективный потенциал, решают при помощи него различные задачи. Реализация потенциала свободной зоны состоит в том, что во всех трех случаях они помогают странам совершить резкий скачок в будущее.
В развитых странах таковыми являются
скачки через фазы экономического спада
и депрессии и от старого технологического
уклада к новому. Серия же последних
скачков представляет собой форсированный
переход к экономике
В развивающихся странах
В странах с переходной экономикой
свободные зоны помогают опережающими
темпами развивать рыночные отношения
на территориях, лучше подготовленных
к экономическим реформам. При
этом центральное место в них
должны занять конверсионные зоны,
обеспечивающие ускоренную демилитаризацию
инновационного потенциала и переориентацию
в текущем плане на производство
импортозамещающей и экспортной
продукции, вывод отдельных территорий
из экономической депрессии, а в
перспективном - на перманентную смену
технологических укладов и
1.2. История правового регулирования создания и функционирования свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации
Формирование законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах (ОЭЗ) началось в начале 1990-х гг., когда на территории бывшего Советского Союза стали создаваться первые свободные экономические зоны (СЭЗ). К примеру, в РСФСР это были СЭЗ "Выборг", "Даурия", "Кузбасс", "Находка", "Садко", "Сахалин", "Технополис Зеленоград", "Янтарь"[6,с43] и др.; в Республике Беларусь - СЭЗ в районе г. Брест[34,с7]; в Республике Кыргызстан - СЭЗ в Нарынской области[45,с76]; в Республике Казахстан - Алакульская, Восточно-Казахстанская, Жайрем-Атасуйская, Жаркентская, Карагандинская, Магнистаунская СЭЗ и т.д.
В своем
развитии законодательство Российской
Федерации об ОЭЗ охватывает три
этапа, каждый из которых отличается
друг от друга уровнем (степенью) правового
регулирования инвестиционных отношений
и прежде всего наличием или отсутствием
специального законодательного акта об
ОЭЗ в Российской Федерации. В
качестве других характеристик следует
выделить: сферу действия специального
законодательства и полноту урегулирования
им инвестиционных отношений; виды актов,
в которых преимущественно
I. Период формирования законодательства об ОЭЗ (1990 - 1995 гг.). 14 июля 1990 г. Верховный Совет РСФСР в своем Постановлении № 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства"[32,с78] принял предложения Ленинградского и Выборгского городских, Приморского краевого (в том числе г. Находка), Калининградского, Сахалинского и Читинского областных Советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства и поручил Совету Министров РСФСР совместно сместными Советами народных депутатов указанных территорий разработать в двухмесячный срок и представить на рассмотрение Верховного Совета РСФСР проект постановления о правовом статусе названных зон свободного предпринимательства, а также определить порядок деятельности предприятий и организаций на этих территориях, налоговый и инвестиционный режимы передвижения капиталов и услуг, особенности регулирования трудовых отношений, условия социальной защиты работников. Именно так - зонами свободного предпринимательства они первоначально именовались. Позднее Советом Министров РСФСР были утверждены соответствующие положения, но уже о СЭЗ на этих и других территориях.
Информация о работе Анализ фирмы СЭЗ РФ на современном этапе глобализации