Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция

Краткое описание

Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Классификация отраслей в зависимости от барьеров входа по Бейну:

  1. Отрасли со свободным входом характеризуются полной мобильностью ресурсов, т.е. капиталы и труд свободно перемещаются между отраслями. Равновесная цена на уровне предельных издержек.
  2. Отрасли с неэффективными барьерами. Данные барьеры носят кратковременный характер и в долгосрочном периоде фирмы могут войти в отрасль.
  3. Отрасли с эффективным барьерами. Наблюдается замедленный вход фирм на рынок. Барьеры существуют, но с долгосрочном периоде некоторые фирмы все же могут войти на рынок.
  4. Отрасли с блокированным входом. Существуют барьеры и в краткосрочном и в долгосрочном периоде. Новые фирмы не могут войти на рынок, число фирм стабильно.

Барьеры входа делятся на стратегические и нестратегические.

Нестратегическими называют барьеры, создаваемые фундаментальными условиями в отрасли, факторами объективного характера и независимые от деятельности фирм, слабо поддающиеся воздействию.

Стратегическими называют барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы. Факторы субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке.

Виды нестратегических барьеров:

  1. Ограничение спроса и емкости рынка. Высокая насыщенность рынка товарами или низкая платежеспособность покупателей препятствуют освоению рынка фирмой и делают данный товарный рынок малопривлекательным для новых фирм в связи с низкой прибыльностью , высокой конкуренцией и высоким инвестиционным риском.

При заданной емкости рынка, обусловленной ограничениями спроса открытие рынка для иностранных конкурентов становятся барьером входа для отечественных проихводителей. Это характерно для производителей товаров повседневного спроса.

Таким образом, емкость рынка как барьер включает факторы:

    1. Высокая насыщенность рынка товарами
    2. Низкая платежеспособность населения
    3. Наличие иностранных конкурентов
  1. Барьеры капитальных затрат или объем первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок.

Объемы первоначальных инвестиция определяют возможность или невозможность организации нового производства в отрасли. Капитальные затраты включают: затраты на освоение производства, стоимость нового строительства, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию быта и тд.

На величины капитальных затрат влияют факторы: степень развитости рынка капитала, рынка труда, рынка инвестиционных товаров. Эти рынки могут способствовать или препятствовать организации нового производства. Чем более развит рынок капитала, чем более развита инфраструктура, тем легче получить кредит и тем меньше барьеров для входи и наоборот.

  1. Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат.Существуют абсолютные и относительные преимущества в уровне издержек.

Абсолютные преимущества в том, что средние издержки фирм, уже существующих в отрасли ниже издержек потенциальных конкурентов, поэтому цена последних выше, чем средняя цена в отрасли. Это затрудняет вход новых фирм. Абсолютные преимущества создаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и качественным ресурсам, а также за счет экономии издержек и оптимального распределения ресурсов.

Относительные преимущества возникают за счет производства старыми фирмами большого объема выпуска – действует эффект масштаба. Новой фирме будет сложно достичь таких объемов в краткосрочном периоде.

  1. Административные создаются органами высшей гос. власти в виде законодательства: Лицензирование деятельности предприятия, квотирование производства, порядок регистрации новых предприятий, наличие неформальных отношений у предприятий с органами государственной власти, экологич. нормы, ограничение на использование земель, недр и тд.
  2. Состояние инфраструктуры рынка (транспортные сети, склады, торговые точки)
  3. Криминализация экономики

Стратегические барьеры создаются самими фирмами, их поведением, препятствующим проникновению новых фирм в отрасль. К ним относятся такие мероприятия, как сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями, получение лицензий и патентов, увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования.

Стратегические барьеры проявляются в ценовой и сбытовой политике. Наличие барьера входа увеличивает монопольную власть старых фирм и их прибыли. Однако на практике стратегические барьеры встречаются редко. Это ввязано с тем, что инвестиции, направленные на их создание, сделанные одной фирмой создают положительные эффекты для всей отрасли и других фирм. Если вход новой фирмы успешно предотвращен, то все фирмы в отрасли выигрывают, хотя она и не вкладывались в создании стратегического барьера. Наличие положительного эффекта создает проблему «безбилетника», когда каждая фирма в отрасли полагается на то, что другая фирма производит инвестиции в создании стратегического барьера, а сама фирма воспользуется результатами, поэтому каждая фирма будет стараться все меньше вкладывать в стратегические барьеры.

Виды стратегических барьеров:

  1. Ценообразование, ограничивающие вход.  Фирмы, действующие в отрасли, зная совокупный спрос и объем своих издержек, могут назначать более низкие цены, чтобы предотвращать появление конкурентов. Это цена может быть ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль.

Фирма, проводящая такую политику ценообразования, сталкивается с выбором между краткосрочной прибылью и угрозу входа конкурента. Создание подобного барьера может привести к существенным барьерам самой фирмы.

  1. Неценовые барьеры. Они создают необратимые вложения для потенциальных конкурентов , уровень которых препятствует входу.

Могут быть:

  1. Дополнительные инвестиции в оборудование. Старые фирмы могут купить новое оборудование (необратимые издержки фирмы, поскольку фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не производится). Если фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, то потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, т.к. старая фирма при угрозе входа может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек.
  2. Дифференциация продукта. Старая фирма может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов так, что новой фирме будет трудно найти свою нишу рынка. Для старой фирмы действует эффект разнообразия, когда издержки по сбыту и маркетингу возрастают в меньшей степени при увеличении числа товарных марок, чем совокупная выручка. Кроме того, в условиях дифференциации производства действует положительный внешний эффект, т.к. реклама одного товара фирмы способствует сбыту других ее товаров.
  3. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Договоры с поставщиками и потребителями.

 

Бизнес-план –программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемой рисковой рыночной деятельности.

 Бизнес-план является  документом, позволяющим управлять  бизнесом, поэтому его можно представить  как неотъемлемый элемент стратегического  планирования. Он не только дает  правдивую оценку возможностей  и рисков, но показывает необходимость  в привлечении дополнительных  инвестиций.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что он отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана. В связи с этим рекомендуется классифицировать информацию например по определенным категориям (показателям) и представляют в (табличной) форме.

Структура бизнес-плана:Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. Но рекомендательный вид бизнес-плана:

Структура бизнес-плана:1) титульный лист;2) аннотация;3) меморандум о конфиденциальности;4) оглавление;

Затем его основные разделы.1) резюме;2) история бизнеса организации (описание отрасли);3) характеристика объекта бизнеса организации;4) план маркетинга;5)организационный план;6) финансовый план; 7) оценка и страхование риска; 8) приложения.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают: 1)наименование проекта;2) место подготовки плана;3) авторов проекта, название; 4) назначение бизнес-плана.

 

Валютные отношения и валютная система. Этапы развития международной валютной системы.

Валютные отношения  -представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств.

Субъектами международных валютных отношений являются физические лица, предприятия, организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность,

банки, и государство.

Валюта –это денежная единица данного государства; участвует  во внешнеэкономических связях (например, рубль – денежная единица РФ)

Валюты можно разделить на 3 группы:

Свободно конвертируемые валюты;

Частично конвертируемые валюты;

Неконвертируемые валюты.

Конвертируемость валюты – это способность денежной единицы использоваться при любых сделках и обмениваться на любую другую валюту по официальному курсу.

Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. (Интеграция - процесс объединения частей в целое.)

Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения.

Валютная система – это совокупность форм организации валютных отношений.

В экономической теории следует различать:

1) национальную валютную систему, которая устанавливает принципы регулирования валютных отношений внутри государства и действует на основе валютного законодательства; ;( Ассигнации (в России термин "А." — со времени Петра I; через польск. asygnacja, от лат. assignatio — назначение), русские бумажные деньги; впервые выпущены в 1769 при Екатерине II.)

2) международную валютную систему, которая состоит из национальных валютных систем и закреплена межгосударственными соглашениями.

Мировая валютная система прошла несколько этапов в своем развитии:

Монометаллизм – денежная система при которой роль эквивалента закреплена за 1 металлом (золото, серебро, медь)

Золотой монометаллизмпредставлен 3-мя денежными системами:

Золото-монетный;

Золото-слитковый;

Золото-девизный стандарт. .( - это система денежного обращения при которой в стране обращаются только бумажно-кредитные деньги свободно размениваемые на девизы (платежные средства в иностранной валюте) государств, в которых действует золотослитковый стандарт.)

И вот как раз первая мировая валютная система была

1) Золото-монетная. (система золотого стандарта). Сформировалась  в 19 веке в результате промышленной революции; в 1807 году на Парижской конференции;

2) После первой мировой войны в большинстве странбыл введен золото-слитковый стандарт. Вторая мировая валютная система сформировалась на Генусской конференции в 1922 году.

3) Третья мировая валютная система была оформлена в Бреттон-Вудсе в 1944 году в США на валютно-финансовой конференции и был установлен золото-девизный стандарт.

4) Кингстонское соглашение, действующее на текущий момент, заключается в следующем:

а) отмена золотого содержания всех валют;

б) введение плавающих валютных курсов;

в) признание права на образование региональных валютных систем;

Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции