Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 23:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.
Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект.doc

— 992.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей  Санкт-Петербурга  с Францией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург                                                                                                     

2012

Содержание                                                                                 

                                                                                   

                                                        

                                                                  

Введение                                                              

 

Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что в современных условиях развития мировой экономики внешнеэкономические связи приобретают все большее значение и во многом определяют, как развитие Российской Федерации, в целом, так и отдельных ее субъектов.

Таким образом, внешнеэкономические связи являются важной составляющей деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Однако такое партнерство не является самоцелью, так как внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации – это реальное средство модернизации региональной экономики, возможность формирования фондов, которые непосредственно направляются на нужды соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом необходимо иметь четкое представление о том, какие именно связи и в какой форме принесут субъектам и жителям субъекта Российской Федерации ощутимые выгоды. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется исследованию механизмов государственного регулирования внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, в том числе и Санкт-Петербурга, с иностранными партнерами, например, с Францией.

В то же время, в современной российской экономической литературе практически отсутствуют научные монографии, которые комплексно отражают состояние проблемы государственного регулирования экономических отношений Санкт-Петербурга и Франции, а также посвященные перспективам развития двусторонних внешнеэкономических связей. Кроме того, недостаточно системно представлены аналитические обобщения, методические рекомендации и оценки реальных возможностей Санкт-Петербурга по усилению своих экономических позиций на рынке Франции.

Объектом исследования выступают внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга и Франции в условиях глобализации мирового хозяйства.

Предметом исследования является процесс государственного регулирования внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга с Францией.

Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию  государственного регулирования внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга и Франции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить сущность  и понятие государственного регулирования  в области внешнеэкономических связей, рассмотреть нормативно – правовое обеспечение внешнеэкономических  связей  России с Францией;

- проследить историю и обозначить современное состояние внешнеэкономических связей России и Франции;

- проанализировать основные направления внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией;

- охарактеризовать деятельность  Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга;

- выявить  проблемы   и   разработать  предложения   по  совершенствованию государственного регулирования внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией.

В соответствии с указанными задачами в дипломном проекте рассматриваются конституционные положения и нормы федерального законодательства, устанавливающие правовой режим внешнеэкономических отношений субъектов Федерации, анализируется региональная законодательная база внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга.

При проведении дипломного исследования использовались методы системного, логического и сравнительного, в том числе статистического, анализа и т.д.

Дипломный  проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Также в дипломном проекте 7 таблиц, 7 рисунков, список  литературы состоит  из  90  источников  и  2 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономических связей России с Францией

1.1 Суть и понятие государственного  регулирования в области внешнеэкономических связей

 

Согласно определению большинства специалистов в области государственного регулирования внешнеэкономическими связями можно считать определенную совокупность направлений, форм, а также методов и средств торгово-экономического и  научно-технического сотрудничества между субъектами государственного управления 1.

Внешнеэкономические связи также включают в себя валютно-финансовые и кредитные отношения между странами, регулирование которых преследует цель рационального использования преимуществ международного разделения труда, использование возможностей международных экономических отношений между странами, что в целом означает повышение экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности объектов государственного регулирования 2.

Внешнеэкономические связи  включают в себя экономику, политику, дипломатию, торговлю, промышленное производство, кредитно-финансовые и валютные операции, научные исследования 3.

Многие специалисты проводят собственную классификацию внешнеэкономических связей, которые требуют государственного регулирования.

В частности, Е. Ф. Авдокушин предлагает включить во внешнеэкономические связи следующие направления:

- внешняя торговля;

- международное производственное  сотрудничество, включающее в себя аграрное и промышленное;

- международное научно-техническое  сотрудничество;

- международное инвестиционное  сотрудничество;

- валютно-финансовое сотрудничество;

- экономическое и техническое  содействие 4.

Очевидно, что сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей заключается в том, чтобы обеспечить гармонию интересов между объектами внешнеэкономической деятельности.

Сам механизм государственного регулирования должен включать в себя  разнообразные инструменты, средства и рычаги, обеспечивающие полноценное воздействие на систему национальных экономических интересов, которые отражают внешнеэкономические связи страны 5.

Также государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может пониматься как определенная система хозяйственных и политических мер, которые осуществляются государственными органами.

Предпринимаемые государственными органами меры должны способствовать углублению и расширению участия страны (объекта государственного регулирования) в системе международного разделения труда, что повышает эффективность общественного производства и оптимизацию общей структуры потребления.

В таком случае государственное регулирование в области внешнеэкономических связей является основной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала страны. Следовательно, при таком понимании страна представляет собой основной объект государственного регулирования, в который входит регулирование национальной экономики страны в целом, включающей воспроизводственную, технологическую, отраслевую, территориальную структуры, научно-технический прогресс, сферу социальных отношений, окружающую среду и другие компоненты национальной экономики 6.

Цели государственного регулирования в области внешнеэкономических связей могут быть конкретизированы в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной или социальной сферах на данный период времени. Также могут быть связаны с преодолением кризиса экономики (как это происходило недавно в России), с необходимостью структурной перестройки производственного потенциала страны, с защитой отечественного производителя, с увеличением занятости населения, с оздоровлением финансовой ситуации в стране, с борьбой  инфляции и др.

 От достижения поставленных целей определяются конкретные направления, масштабы и формы государственного регулирования в области внешнеэкономических связей. При этом существенное влияние оказывают внутриэкономические и внешнеэкономические установки страны (объекта государственного регулирования) и общий интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности 7.

Многие специалисты отмечают, что государственное регулирование в области внешнеэкономических связей может быть осуществлено только  с помощью применения определенных мер.

А. В. Клименко включает в государственное регулирование внешнеэкономических связей следующие аспекты:

1. Административные средства.

2. Денежные и кредитные  средства.

3. Бюджетные средства.

4. Регулирование политики.

5. Регулирование государственного сектора экономики 8.

По мнению В. Г. Игнатова сущность государственного регулирования в области внешнеэкономических связей должна заключаться в том, чтобы привести систему внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое могло бы обеспечить оптимальную реализацию интересов субъектов внешнеэкономической деятельности – государственных, коллективных и личных. Это должно происходить в конкретном временном периоде и  ориентироваться на реализацию правовой перспективы и общепризнанных международных правил и норм 9.

По мнению А. В. Гиглавого механизм государственного регулирования в сфере международных экономических связей должен представлять собой определенную систему, включающую в себя принципы, методы и инструменты управления  отношений субъектов внешнеэкономической деятельности.

Данная система должна включать три основных блока:

-    принципы государственного управления;

- совокупность конкретных  методов и инструментов государственного  регулирования;

-       совокупность институционно-правовых структур 10.

Совокупность институционно-правовых структур является одним из основных блоков государственного регулирования в области внешнеэкономических связей.

В блок институционно-правовых структур включаются следующие механизмы государственного регулирования:

- международные акты;

- национальные акты;

- договора;

- соглашения;

- нормы;

- правила;

- обычаи;

- другие документы, регулирующие  порядок осуществления внешнеэкономических  связей 11.

Вопрос эффективности государственного регулирования в области внешнеэкономических связей всегда остается актуальным.

 Некоторые специалисты  предлагают оценивать эффективность  механизма государственного регулирования  в области внешнеэкономических  связей  при помощи следующих  критериев:

- эффективность распределения и использования имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны;

- влияние системы регулирования  на рост экономического потенциала, а также привлечение инвестиций;

- обеспечение занятости населения;

- распределение доходов  между субъектами внешнеэкономической  деятельности как на международном, так и на национальном уровнях;

- стабильность рыночных  цен;

- качество жизни в стране;

- экономическая безопасность  страны 12.

Сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей состоит из двух элементов, связанных между собой, это:

- национальный компонент;

- международный компонент 13.

Наличие этих двух компонентов позволяет утверждать, что сам механизм государственного регулирования в области внешнеэкономических связей зависит от влияния определенных международных рычагов и инструментов.

 Степень данного международного влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в международные связи, от роли и места национальной экономики страны в мировом хозяйстве 14.

 Если рассматривать государственное регулирование в области внешнеэкономических связей как определенную систему, ее изучение предполагает выделение четырех основных элементов:

- элемент внешнеэкономической  политики;

- «технологический» элемент;

Информация о работе Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией