Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция
лекции к госэкзамену по специальности госуправление
• коммерциализацией прикладной науки:
• созданием негос-х предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;
Основная часть НТП республики сегодня сосредоточена в производств-х отраслях эк-ки - промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи. Именно эта часть потенциала обеспечивает поддержание уровня и прогресс производственной сферы. Уменьшение ее доли вызывает озабоченность
Основными типами научных организаций являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, конструкторские организации, проектные, проектно-изыскательские учреждения. Научные исследования также проводятся в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях промышленных предприятий.
68. Основные направления
Важным шагом к переходу экономики на инновационный путь развития явилось определение приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. При их выборе учитывались положения таких программных документов, как «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики до 2010 г.», «Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005–2020 г.». В качестве национальных приоритетных направлений научно-технической деятельности определены следующие:
– ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
– новые материалы и новые источники энергии;
– медицина и фармация;
– информационные и телекоммуникационные технологии;
– технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
– промышленные биотехнологии;
– экология и рациональное природопользование.
Определены также
27 приоритетных макротехнологий, которые
должны обеспечить производственную специализацию
Беларуси в системе мировых хозяйственны
В республике созданы основы нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. В течение последних нескольких лет принято более 50 нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
Завершается доработка проекта Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь». Впервые в Беларуси на законодательном уровне закрепляются такие понятия, как «государственная инновационная политика», «реализация инноваций», «субъекты инновационной деятельности», «венчурная организация» и другие. Принятие указанного закона и реализация его положений будут способствовать активизации инновационной деятельности, усовершенствованию экономических механизмов ее стимулирования
69. Опыт государственного
НТП регулируется
во всех странах с рыночной экономикой.
Этого требуют комплексный
Гос регулирование охватывает: долгосрочные и стратегические направления НТП; грандиозные радикальные разработки в новых отраслях; создание новых отраслей; согласование множества небольших модернизаций; координацию потоков капитала на НТП на макроуровне; стимулирование развития НТП; последствия НТП: стремительное истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.
Гос-во выступает как институт, организующий, управляющий и финансир-й НТП. Гос регулирование в зарубежных странах осуществляется в форме прямого вмешательства гос-ва в научно-технич процессы, а также посредством косвенного регулирования: осуществляется ч/з совокупность налоговых, кредитных и амортизационных льгот. Выбор инструментов гос регулирования зависит от общей роли и места гос органов в соц-эконом сист кажд страны.
Наибольшие успехи в области НТП достигнуты в США и Японии. США остаются главным центром научно-техн-го развития капиталистического мира и по общему уровню научно-техн-го потенциала, широте фронта фундаментальных исследований, ключевым областям НТП они превосходят др страны.
Ряд общих черт, характерных и для США, и для Японии:
1) Функция гос-ва
- регулирование НТП
2) Центр тяжести в организационных и инновационных процессах на внедрение новых технологий и продуктов. Процесс внедрения охватывает проектирование, опытно-экспериментальное производство, обучение кадров, испытание, наладку, организацию технического сервиса.
3) механизм регулирования НТП постоянно совершенствуется в направлении усиления стимулирующей ф-и гос-ва. Стимулирование внедрения научно-технических нововведений и обновления устаревших фондов осуществляется за счет:
• проведения активной гос политики стимулирования;
• постоянного обновления и повышения стандартов качества продукции и снятия устаревшей продукции с производства;
• создания льготных
фин условий инновационной
• гос стимулирования тесных связей (научных, учебных и промышленных организаций), стимулирование финансирования научных исследований и разработок производственными фирмами;
• активного гос стимулирования расширения рынка продукции фирм на основе внутреннего и международного разделения труда и др..
4) территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных фирм со сложной продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.
Но наряду с общими чертами гос регулирование в США и Японии имеет много отличий:
1) различные цели: в США - достижение научно-технического лидерства и военного превосходства, в Японии - обеспечение долгосрочной конкурентоспособности промышленности, ее перестройки в соответствии с новыми условиями;
2) пути реализации поставленных целей. В США – путь научно-технических прорывов и поддержки новейших отраслей и производств. В Японии - путь, во-первых, концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического и эконом развития и, во-вторых, - активного заимствования зарубежного опыта в области НТП.
3) уровень гос
вмешательства в развитие НТП.
В США основной функцией
В деятельности японского государства можно выделить следующие особенности:
• определенный
синтез двух подходов - государственного
программирования и использования
системы косвенных мер
• государство влияет на формирование общей стратегии научно-технического развития и выбор его приоритетных направлений, начиная от провозглашения курса на превращение страны в «государство научно-технической революции» и кончая созданием разветвленной системы государственных органов, формирующих научно-технические приоритеты, регулирующих и стимулирующих заинтересованность фирм в ускорении темпов научно-технического прогресса;
• использование механизма согласования интересов фирм, центральных местных властей, научных кругов на основе интенсивного обмена информацией через деятельность японского управления по науке и технологиям, всевозможные комитеты и ассоциации, через неформальные связи специалистов различных отраслей экономики.
70. Государственное регулирование сферы образования
Образование предоставляет человеку не только знания, умения и навыки. Оно определяет его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Гармоническое сочетание знаний с личными качествами человека является главным моментом в процессе обучения и воспитания.
Образование - сложная развивающаяся социокультурная система воспроизводства личности. Главное его содержание - способы, формы и средства формирования соц и духовных качеств личности, и здесь образование неотделимо от воспитания.
В широком соц контексте под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности.
Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей населения в гармоничном развитии личности, творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.
Основными приоритетами национальной системы образования в РБ являются:
Основными функциями образования как соц системы являются:
В соответствии с потребностями населения в республике создана государственная сеть образовательных учреждений, среднего профессионального образования и система высшего профессионального образования.
Государство через соответствующие исполнительные органы определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.
Регулирование процессов образования в республике осуществляют в рамках своей компетенции органы государственного управления, в том числе Совет Министров и Министерство образования Республики Беларусь, местные органы управления и самоуправления