Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;

Содержание

Введение


1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия

1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия

1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь


2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации


3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия

3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Конкурентоспособность предприятия.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение


 

1. Конкурентоспособность предприятия  в условиях рынка

1.1. Понятия  конкуренция и конкурентоспособность  предприятия в маркетинге. Методика  определения конкурентоспособности предприятия


1.2. Метод  исследования конкурентоспособности  предприятия


1.3. Проблемы  поддержания конкурентоспособности  предприятия на рынке Республики  Беларусь


 

2. Анализ ситуационного положения  предприятия на рынке

2.1. Экономико  – организационная характеристика  предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке


2.2. Анализ  сильных и слабых сторон предприятия  с учетом рыночной ситуации


 

3. Пути повышения конкурентоспособности  предприятия

3.1. Стратегические  подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия


3.2. Совершенствование  комплекса маркетинга предприятия


 

Заключение


 

Литература


 

Приложения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :  

-   отсутствие экономической  стабильности;

-   недостаток собственного  капитала, кредитов и наличности;

-   жесткая система налогообложения;

-   задержка платежей со  стороны покупателей; 

-   потеря поставщиков, нарушение хозяйственных связей;

-  уменьшение объема продаж  за счет снижения покупательского  спроса;

-  отсутствие надежной информационной  базы для перспективного планирования;

-  проблемы адаптации руководителей  и сотрудников к новым условиям хозяйствования;

-  текучесть кадров и ряд  других.

 Многие кооперативные организации  и предприятия становятся нерентабельными в результате неправильного выбора направления своей деятельности на рынке, поскольку ими недостаточно учитываются требования обслуживаемых потребителей и свои возможности. Поэтому сегодня перед работниками потребительской кооперации стоит задача организации и обеспечения надлежащей конкурентоспособности на потребительском рынке с целью удовлетворения желаемых запросов обслуживаемого контингента.

Для решения обозначенного круга  вопросов, необходимо знать, как работать с потребителем, как правильно  оценить своих конкурентов, их сильные  и слабые стороны, и при этом, предприятие  должно учитывать свои достоинства  и недостатки в области производства, финансов, сбыта и т.д.  Для того, чтобы  предприятие было рентабельным и не потеряло свои позиции на рынке ему необходимо провести исследование макро- и микросреды для выявления своих сильных и слабых сторон (в сравнении с  конкурентами) и, путем обобщения изученных показателей, определить конкурентные преимущества и оценить свою конкурентоспособность и пути ее повышения.

Исследования в маркетинге представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

Целью данной работы является определение  степени конкурентоспособности предприятия, выявление слабых и сильных сторон, возможностей его функционирования, а также поиск путей повышения конкурентоспособности предприятия.

В ходе написания дипломной работы для рассмотрения выделяются   следующие задачи:

- Рассмотреть конкурентоспособность предприятия как марке-тинговую категорию: дать определение понятий конкуренция и конку-рентоспособность предприятия в маркетинговой интерпретации, определить методику определения конкурентоспособности предприятия; рас-смотреть метод исследования конкурентоспособности предприятия в це-лом; охарактеризовать проблемы поддержания конкурентоспособности в сложившихся условиях в национальной экономике;

- необходимо произвести анализ ситуационного положения райпо: дать экономико – организационную характеристику предприятия; определить сильные и слабые позиции предприятия;

-  определить пути повышения  конкурентоспособности предприятия путем установления стратегических подходов к ее обеспечению и совершенствования комплекса маркетинга райпо.

Методологической базой является законы "О предприятии"," О  конкуренции" и другие нормативно-правовые акты РБ.

Информационной базой являются - статистические и оперативные данные, а также бухгалтерский отчет предприятия.

При написании работы были использованы следующие методы маркетинговых исследований:

 метод анализа документов;

    • экономико – математический метод: метод факторного анализа;
    • метод сравнений;
    • метод балльной оценки.

Объектом исследования в дипломной  работе является Гродненское райпо, которое функционирует на рынке (на рынке Гродненского района) более 55 лет.

Данная работа представлена на листах машинописного текста, имеет 17 таблиц, 8 рисунков и приложения.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка

 

1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность

предприятия в маркетинге. Методика определения

  конкурентоспособности предприятия

 

 

Конкуренция (в переводе c английского « соперничество ») – это сложившийся тип взаимоотношений между производителями товаров и услуг по поводу установления цен и объемов предложения и потребления этих товаров и услуг,  по поводу формирования цен и объема спроса на них [ 1, 24с.].

В рыночной экономике  различают четыре вида конкуренции – чистая, монополистическая, олигополистическая, монополия [9, 208 c.].

Чистая конкуренция характеризуется большим количеством не связанных между собой производителей определенного товара; она характер-на для рынка сельскохозяйственной продукции и производства промышленной продукции. Отсутствует контроль за ценами. 

Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях важно добиться отличительных преимуществ за счет комбинирования факторов маркетинга: следует прилагать усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента. Маркетинговая стратегия предприятия строится на товарной дифференциации и сегментации рынка.

Олигополистическая конкуренция – существует на рынке, где действует несколько крупных предприятий (фирм), причем товары могут быть, как одинаковыми по своим параметрам, стандартными, так и различными. Характерна высокая степень концентрации производства и эффективность ценовой политики.

Монополия характеризуется тем, что существует один производитель одного или нескольких товаров. Она характерна для всех видов промышленности.

Следует отметить существование ценовой конкуренции, которая определяет вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары  При неценовой конкуренции роль цены несколько снижена, на первый план выступают уникальные свойства товара, его надежность и качество. Именно  это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить их конкурентоспособность. Функциональная конкуренция существует на рынке тогда, когда несколько выпускающих какой – либо товар предприятий, удовлетворяют посредством его конкретную потребность. Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но при этом существует по крайней мере один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя). Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого различными предприятиями (фирмами) . Такая конкуренция чаще встречается в пищевой промыш-ленности.

Конкурентоспособность предприятия  – это реальная и потенциальная способность предприятия проектировать, производить  и сбывать, в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам, в комплексе, более привлекательны для потенциального потребителя, чем товары конкурентов. Конкурентоспособность – основной критерий и ориентир в условиях становления рыночных отношений . Она является основополагающим моментом для функционирования и развития предприятия на рынке в условиях конкуренции. Достижение высокого уровня конкурентоспособности для большинства хозяйствующих субъектов – не просто стратегическая, но и перспективная социально – экономическая цель их развития [6, 244-246 cc., 248-251 cc., 23,].

Существует много мнений различных экономистов по поводу конкурентоспособности предприятия. В отечественной экономической литературе вопросы конкурентоспособности субъектов рынка рассматриваются рядом исследователей, но данную проблему они рассматривают только с позиции качественной ее характеристики, не касаясь вопросов количественной оценки. Конкурентоспособность определяется как относительная характеристика, которая выражает отличия данного субъекта рынка в его развитии, от развития состязающихся предприятий (фирм) по степени удовлетворения своими товарами спроса покупателей, а также по эффективности хозяйственной деятельности. Достоинством позиции исследователей является то, что характеристика составляющих конкурентоспособности  субъектов хозяйствования представлена с учетом сложившихся экономических отношений в переходный период. Они считают, что конкурентоспособность характеризует возможности и динамику адаптации субъектов хозяйствования к условиям рыночных отношений, доказывают влияние ряда факторов на конкурентоспособность стратегической единицы: коммерческие условия, организацию сбытовой сети и техобслужива-ния, имидж предприятия, емкость рынка, число конкурентов и легкость доступа на рынок, тип производимого товара .

Некоторые моменты, связанные  с изучением конкурентоспособнос-ти системы потребительской кооперации, имеются в работах белорусских  авторов : Л. Мисниковой, Т. Емельяновой, Н. Козыревой. По их определению конкурентоспособность торгового предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на потребительском рынке. В качестве критерия оценки выдвигается эффективность деятельности и режим экономии. Как представляется, эффективность экономической деятельности является лишь одной из приоритетных  составляющих конкурентоспособности потребительской кооперации .

В самой системе потребительской  кооперации для расчета конкурентоспособности применяется обобщающий показатель, представляющий сo бой значения суммы ранговых мест отдельных показателей (темп роста фи зического объема товарооборота, уровня рентабельности товарооборота, коэффициента финансовой устойчивости и др.) На основании полученного расчета для каждой организации (облпотребсоюза) и предприятия (рай-по) определяется место с точки зрения конкурентоспособности [5,18 c.]:

 

Таблица 1.1.1.

Сравнение финансово – экономических  показателей

Гродненского  райпо в сравнении с Гродненским облпотребсоюзом

и   Белкоопсоюзом за 1998 год

Показатели

Гродненский

райпотребсоюз

 Гродненский  облпотребсоюз

Белкоопсоз

 

число

балл

число

балл

число

балл

 

1. Рентабельность  общая

1.1.Рентабельность  торговли

2. Валовые  доходы

3. Издержки  обра-щения 

3.1. Расходы  на оп-лату труда

3.2. Расходы  по пе-ревозкам 

3.3. Проценты  за кредиты 

4.Оборачиваемость  тов. запасов, дн.

 

 

1,13

 

0,1

16,44

 

15,34

 

5,13

 

2,76

 

0,88

 

23

 

 

3

 

3

3

 

1

 

3

 

1

 

1

 

1

 

 

1,38

 

1,12

18,64

 

16,77

 

5,06

 

2,78

 

1,38

 

29

 

 

2

 

2

2

 

2

 

1

 

2

 

2

 

3

 

 

3,18

 

1,14

20,02

 

17,47

 

5,12

 

3,01

 

1,51

 

28

 

 

1

 

1

1

 

3

 

2

 

3

 

3

 

2

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия