Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Московский  государственный институт приборостроения и информатики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз

 

 

 

 

 

Филипп Бушина, МВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контекст  и цели.

 

Известным и  неоспоримым фактом является огромный рост лоббинга в Евросоюзе в последние  два десятилетия, причем как на уровне Евросоюза так и на уровне отдельных национальных правительств. Факт существования  в настоящее время в Евросоюзе густой сети заинтересованных групп, закономерно вызвал всплеск различных исследований, касающихся европейских  лоббистов и заинтересованных групп. 

 

В то время, как  был достигнут прогресс в сравнении количества заинтересованных групп, описании их тактики и стратегий доступа к нужным институтам ЕС, очень мало исследований было посвящено следам лоббирования и воздействия лоббистов в Евросоюзе в среде, которая имеет много уровней и сложную институциональную структуру. 

 

Во время  наших лекций мы попытаемся понять и разобрать роль и задачи заинтересованных групп в политическом процесе, начиная  определением и коректурой программы и заканчивая его реализацией. Будем заниматься прежде всего наблюдением за тем, как происходит самоорганизация заинтересованных групп с целью оказания влияния на различные учреждения Евросоюза и как объединяются в различные коалициии в рамках полтиеского процесса в разных областях экономической политики Евросоюза. 

 

Мы затронем изменения и описание процессов получения опыта институтами ЕС и актерами лоббинга, а также возникновение профессионализацию лоббирования и возникновение нового политического стиля в Евросоюзе. Конкретно, с точки зрения участников процесса лоббирования, будет интересно проанализировать рост прямого лоббирования и то, как способ появления новых временных коалиций, создаваемых для конкретных случаев и вопросов, изменил логику коллективных действий и поведения в среде лоббистов в Евросоюзе. С институциональной точки зрения будут разобраны требования  к источникам, легитимность институтов и практическое влияние процессов лоббирования на возникновение прямых лоббистских отношений в ЕС.

 

Существует  целый ряд факторов как на уровне институтов так актеров, которые  влияют на роль, которую играют заинтересованные группы в общественной политике.

 

Будут рассмотрены следующие области :

 

Во-первых, коснемся среды, в которой действуют и работают заинтересованные группы, особенно многоуровневх и  институциональных аспектов влияния лоббиования на политические процессы, происходящие в Евросоюзе. Попробуем дать оценку, в каких точках соприкосновения институты являются частью политики ЕС и как изменения институциональных ролей оказывают влияние на активность заитересованных групп. Рассматривая Европейскую Комиссию, Европейский парамент, Совет минстров (далее СМ), Европейский судебный двор (ЕСД), Комитет постоянных представителей (COREPER) и Европейский экономический и социальный комитет a (ЕЭСК) будет проанализировано, к каким из этих европейских институтов заинтересванные группы требуют доступ в рамках политических процессов и как данные евопейские институты сформировали свои специфические типы представительств.

 

Рассматривая  каждый из этих институтов отдельно, касательно требований к информации, политике и транспарентности, в отношении, требуемых от заинтересованных  групп, для всех из них будет рассмотрено  где,когда и какую роль они  играют в политических программах, их формулировании и реализации в Евросоюзе. 

 

Результатом этих лекций должно стать создание единой инструкции к пониманию лоббирования в сложнейшей политичской среде  Евросоюза.

 

Кроме этого, рассмотреть  проблемы мобилизации, способность представлять интересы, угрозу „овладения“ и скорости консультаций в контексте Евросоюза и его иститутов. Это могло бы стать руководством или , если хотите, подсказкой, описывающей лоббирование в Евросоюзе, помочь создать у вас представление о происходящих в Брюсселе дебатах по поводу транспарентности ЕС. 

 

Во-вторых, будет  рассмотрена подача различных политических ценностей различными заинтересованными  группами в происходящие актуальные политические процессы. Обратив внимание на различия во внутренней оргнизационной структуре, проведем анализ того, какие инструменты лоббинга имеют в своем распоряжении лоббисты :

  • финансы,
  • истоники информации,
  • репутаця
  • демократическую надежность.

 

Эти функции  в отношении связей с ощественностью и лоббистких способностей являются дополнением к выше приведенной институциональной точке зрения из-за того, что рассматирвают реакцию актеров на политичские требования с позиции стиля,частоты и уровня контактов. Рассматривая частное, в лекциях будет описано где,когда и каким образом в рамках политического цикла различные актеры лоббирования вступают в отношения с различными инстиутами Евросоюза и каким образом появляюся различные стратегии для разных институтов.

 

В течении следующих  недель будут разобраны темы основ лоббинга в ЕС и инструкция, как организовать функционирование общественных интересов в международных организациях.

 

Потом (надеюсь) станет понятно, что политические подходы, используемые к влиянию на политические процессы, такие как высоко-расходные  или бюджетные стратегии, внешние и внутренние стратегии, совместные и прямые акции и союзы для поддержки конкретных вопросов являются функцией типа политики. Будет рассмотрена шкала регуляторных и дистрибутивных типов политики для того, чтобы понять степень их влияния на создание и проведение политики.

 

1.2 Развитие  представления интересов. 

 

Система заинтересованных групп в Евросоюзе является сложным  многоуровневым, постоянно меняющимся механизмом. Заинтересованные группы создали рамки интеграционного  процесса и развивались параллельно развитию ЕС и его институтов. В течениии 80-х и 90-х годов количество  заинтересованных групп и лоббистов значительно выросло как естесвенная реакция на процесс углубления интеграции и усиления регуляторных компетенций, на основании интеграционных договоров ЕС.   

 

Вынесенные  на политическую орбиту ЕС мандатами  договоров и развитием новых  методов общества, заинтересованные группы находятся на разных уровнях зависимости от источников и отношений с соответствующими институтами , участвующими в политических процесах ЕС. Достаточно большое количество исследований пробовало целиком описать взаимную зависимость и постоянно изменяющееся лицо  заинтересованных групп, бюрократов и требований политиков в политическом цикле ЕС, но намного меньше было попыток подробного описания структуры целей лоббирования и объяснения поиска таких мест лоббистами.

 

Лоббисты и  заинтересованные группы являются частью европейской политики начиная с  первых шагов объединения Европы. Однако именно за последние 20 лет, в связи с созданием Евросоюза и введением единой валюты, их значение и активность драматически увеличились. На раннем этапе лоббисты в Евросоюзе характеризовал группировались по государственному признаку и коллективным представлением интересов в объединениях, ассоциациях и профсоюзах, начиная 90-ми годами геометрически возросло прямое лоббирование компаний и на сцене лоббирования в Евросоюзе стали активно действовать негосударственные организации.

 

По общим  оценкам, на сегодняшний день в Брюсселе работает порядка 15 000 -  20 000 лоббистов - представителей заинтересованных групп и около 2600 специализированных заинтересованных групп имеет в Брюсселе свои офисы. Если сегментировать эти числа, то нашему взору представиться картины актеров задействованных в обшественном политическом процессе ЕС:

  • 300 компаний,
  • 843 торговых союза,
  • более 430 гражданских групп и инициатив,
  • 198 регионов,
  • 105 групп экспертов в юридических компаниях
  • 115 компаний с специализацией на общественных проблемах. 

 

Эти данные подтвердены недавно опубликованной оценкой Европейского парламента, который информировал о 5 039 аккредитированных заинтересованных группах, кторые содержат :

  • 70 объединений ориентированных на торговлю
  • 30 - негосударственных организаций.

 

 

Естественно, что все выше приведенные  цифры открыты для дискуссии в отношении двойного учета экономических интересов, одноразовых  встреч, которые нельзя считать также как и регуярные встречи профессиональных лоббистов с чиновниками ЕС и недооцениванием представитетлей национальных интересов, которые периодически лоббируют напрямую или используют посредников. Неоспоримым остается лишь тот факт, что существующее представление интересов являетя  огромным рынком, который по разным оценкам генерирует от 60 до 90 миллионов Евро годовых доходов за активность лоббистов в Евросоюзе.

 

При таком разнообразии мобилизованных заинтересованных групп не удивляет факт возникновения различных лоббистских стратегий в ЕС и сложных лоббистких коалиций, которые используют новые структурные возможности для оказания влияния.

 

Эффективное лоббирование в ЕС  всегда зависело от использования  всех доступных политических каналов  в любых вариантах, которые казались приемлимыми для данной политической проблемы и фазы политического цикла. Однако постепенное расширение полномочий институтов ЕС и создание единого рынка товаров и услуг кроме выдавливания интересов в политическую сферу Евросоюза изменило также и политический характер национальных  заинтересованных групп с нарастающей заграничной активностью, совестными предприятиями и политическими союзами. Вследствие этого, политику интересов в Евросоюзе вы не увидитие как подачу национальных интересов „сверху вниз“ на уровень ЕС или наоборот координацию „сверху вниз“ от Евросоюза странам, но  скорее управляемый многоуровневый процесс с многочисленными спиралями обратных связей и ходами, ограниченными лишь величиной заинтересованных групп, бюджета для лоббирования, происхождением и облатями политики. Нерегулярный эффект многоуровневой стратегии лоббирования был необходим для профессионализации общественных интересов и функций правительственных вопросов в конце 90-х лет прошлого века для того, чтобы было можно управлять всем этим сложным процессом

 

1.3 Влияние  лоббирования на политические  циклы ЕС 

 

Мало кто  может сомневаться в том, что постепенная передача регуляторных полномочий в Евросоюз привела к европеизации заинтересованных групп лоббистов. Рост числа заинтересованных групп является чисто функционально необходимым шагом, здесь скорее будет обращено внимание на   институты ЕС, которые действуют как силы давления, требующие изменений и создания новых функциональных моделей лоббирования в Евросоюзе. Эо будет проиллюстрировано примерами того, как каждый инстиут Евросоюза с течением времени развил и создал специфические формальные и неформальные  институциональные критерии подхода, причем самым значимым в области общественнй политики ЕС оказались доверие и надежность, ставшие наиболее эффективным инструментом лоббистов в Брюсселе. 

 

 

В случае Европейской  коммиссии на стиль лоббирования оказывают влияние три функции:

 

- законодательная  власть

- исполнительная  власть

- контрольно-надзорные  функции

 

С точки зрения законодательной власти Коммиссия  вляется органом, который создает  программу и имеет формальное право подавать и предлагать содержание правовых норм. Кроме того, разбираемая политика имеет тенденцию   регулятивного характера, соответсвенно Коммиссию можно рассматривать и как орган не-мажоритарный регулятор, требующий высокую степень технической и поитической информированности. Однако, Коммиссия, имея всего 15 000 сотрудников, сама контактирует определенные заинтересованные группы из 15 000 лоббистов, чтобы получить специфическую информацию в рамках сложного элитного элитарного плюрализма

 

В реальности большинство чновников Коммиссии признает роль заинтересованных групп как легиимную и считает их эффективными спикерами в политическом процессе. С точки зрения исполнительной власти Коммиссия несет ответственность за управление финансами ЕС и  по этой причине подержена лоббированию государствами - членами ЕС, представителей национальных интересов и заинтересованных групп науровне ЕС с целью повлить распределение фондов в рамках общей сельскохозяйственной политики, взаимопомощи и политики в области научных исследований. Наверное , именно здесь происходит лоббирование, в наибольшей степени соответствущее американской модели стремления к экономическим выгодам и взаимных предложений  выгод и „разделы шкуры неубитого медведя“. Также можно увидеть лоббирование с помощью споров о интерпретации договора, плохая имплементация директив Евросоюза местными и европейскими заинтересованными группами. 

 

Признавая институциональную  роль Коммиссии в создании рамок  для заинтересованных групп, возможно объяснить повышеннуюактивность и разнообразие стилей лоббирования на основании предложения финансовых стимулов, регулятивных полномочий отделов Коммиссии и созданияновых институциональных мест и форумов . 

 

Очень важным и  исключительным фактором для лоббирования и лоббистов в ЕС является возникновения регулятора - модель регулирования лоббироания коммиссии и создание системы посредничества для заинтересованных групп, которая требует отношения основанные на доверии чиновников институтов ЕС к материалам, подготовленным заинтересованными группами. Принятие пояснений делегирования регуляторных полномочий Еврокоммиссии на основании обязательств, элиминация обвинений и на основе знаний рынка и техники помогает повысить легитимизацию политики, проводимой Еврокомиссией.  Однако эта форма посредничества ведет к созданию напряжения между политической легитимностью и законностью политики. Это означает, что создание определеннй политики требует высокого уровня легитимности (законности) данных от ограниченного круга технически информированных заинтересованных групп, что позволяет быстрое и  эффективное создание и претворение в жизнь политики – особенно это касается регулирования продуктов и создания рыков. В случае распределительной политик и регулировании процессов Еврокомиссия будет требовать более широких консультаций таким образом, чтобы была обеспечена легитимность производных актов и материалов. По этой причине можно наблюдать многообразие взаимодействия представителей различных интересов и их концентрацию в окружении разных директоратов Еврокомиссии. Генеральные директораты, ответственные за экономику и промышленность имеют наивысшую меру концентрации заинтересованных групп и самое большое количество представителей со стороны лоббистов, что вполне логично т.к. создание рынка предполагает технические детали от регулируемых компаний, отраслей и групп потребителей, тогда как генеральный директорат имеет в распоряжении наибольшее количество форумов для консультаций.  Также можно предположить рост активности заинтересованных групп в рамках генеральных директоратов занимающихся компаниями, окружающей средой и здравоохранением, потому что именно в этих областях в последние годы происходит максимальная законотворческая активность в Евросоюзе.

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина