Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Введение
Актуальность темы
дипломного исследования определяется
необходимостью активизации развития
малого предпринимательства как одного
из условий скорейшего завершения рыночной
трансформации отечественной экономики.
В системе экономических и социальных
отношений большинства государств малое
предпринимательство выполняет сегодня
важнейшие функции. В этой сфере производится
основная часть валового внутреннего
продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем
по странам Европейского Союза.], обеспечивается
занятость большинства работающего населения
[54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам
Европейского Союза]. Малое предпринимательство
содействует развитию научно-технического
прогресса, создавая более половины всех
инноваций. Наконец, благодаря ему возник
и приобрел свой современный вид так называемый
"средний класс" – важнейший фактор
социально-политической стабильности
современного общества. Исследование
процесса зарождения малого предпринимательства
в отечественной экономике выявило наличие
противоречивой ситуации. С одной стороны,
в Беларуси уже имеются все формальные
предпосылки для его успешного развития.
Приняты соответствующие законы и многочисленные подзаконные
акты о государственной поддержке малых
предприятий. Создана необходимая инфраструктура
в лице государственных фондов, ассоциаций
предпринимателей. Имеется рынок резервной
рабочей силы, включая высококвалифицированных
рабочих и дипломированных специалистов.
После кризиса 1998 года на финансовых рынках
появились ресурсы, ранее аккумулированные
в государственных заимствованиях. Важность
развития малого предпринимательства
подтверждена выступлениями государственных
деятелей, политиков, руководителей крупнейших
банков.. С другой стороны, фактическое
состояние малого предпринимательства
представителями всех заинтересованных
сторон оценивается как крайне неудовлетворительное.
В исследуемой сфере Россия значительно
отстает от остальных членов "Большой
восьмерки", стран Восточной Европы,
Китая. На начало 2003 года отечественные
малые предприятия производили менее
10 % ВВП, обеспечивая занятость 8,6 % населения.
Динамика этих показателей в 1995-2002 гг.
не дает оснований прогнозировать радикальное
улучшение ситуации в ближайшее время.
Выявление факторов, определивших рассмотренное
противоречие и далее – способов их скорейшей
нейтрализации является важней макроэкономической
задачек. Ее решение обеспечит возможность
реализации потенциала малого предпринимательства
в части стимулирующего воздействия на
основные аспекты развития современного
общества – экономику, социальную сферу,
научно-технический прогресс. Разработанность
проблемы. До начала 50-х годов малые предприятия
не привлекали к себе специального внимания
в экономической науке и рассматривались
в качестве одной из многочисленных форм
предпринимательской деятельности. В
трудах классиков экономической теории
А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса
и др. можно найти упоминания о некоторых
особенностях малого предпринимательства,
но не специально посвященные ему исследования.
В зарубежной науке положение изменилось
в послевоенный период. Мотивом послужило
появление специальных государственных
программ поддержки малого бизнеса. Это
обусловило активизацию научных исследований
в рассматриваемой области, в которые
включились специалисты в области экономики,
менеджмента, маркетинга и права. В их
число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон,
М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П.
Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер
и др. До начала рыночных преобразований
отечественная наука, отражая приоритеты
государственной экономической политики,
уделяла основное внимание деятельности
крупных хозяйствующих субъектов Незначительное
внимание привлекала к себе потребительская
кооперация, а в конце 80-х годов – кооперативы
нового типа. В 90-х годах малое предпринимательство
стало объектом постоянных исследований
со стороны ученых и специалистов – практиков.
В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского,
А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева,
П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева,
С. Савельева, Н. Черникой А. Шулуса и других
нашли отражение многие организационные,
экономические, социальные и юридические
аспекты процесса зарождения и развития
малых предприятий. Наряду с этим, некоторые
вопросы вживления в экономику новой для
России формы предпринимательства оказались
вне сферы исследований. Так, основное
внимание уделялось проблемам государственной
поддержки малого предпринимательства.
За рамками научных исследований оказались
особенности взаимодействия конкретных
предприятий с партнерами по хозяйственной
деятельности, например, с банками. Не
выявлено должного внимания к проблемам
организации экономических отношений
на микроэкономическом уровне, развития
семейного бизнеса. В дипломной работе
сделана попытка восполнить указанные
пробелы, что определило стратегическую
цель исследования, его прикладные задачи
и номенклатуру рассматриваемых вопросов.
Предмет и объекты исследования. Предметом
дипломного о исследования являются особенности
развития малого предпринимательства
в России. Объектами исследования выступают
совокупность внешних и внутренних экономических
отношений, связанных с его функционированием,
а также институциональная среда в этой
области бизнеса. Цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является определение
перспективных направлений развития малого
предпринимательства, отвечающих новым
условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной выше цели,
в работе поставлены следующие прикладные
задачи: - уточнить и дополнить понятийный
аппарат, используемый в процессе научных
исследований и нормативно-методического
обеспечения рассматриваемой сферы предпринимательской
деятельности; - сформулировать перечень
классификационных признаков и типологию
функционирующих в исследуемой области
субъектов хозяйствования; - провести
анализ соответствующего опыта для выявления
его элементов, потенциально пригодных
для отечественных условий; - проанализировать
специфические условия развития малого
предпринимательства в России, выявив
негативно влияющие на него факторы; -
сформулировать наиболее эффективные
и доступные государству формы централизованной
поддержки малых предприятий, - определить
возможные пути активизации роли коммерческих
банков в развитии малого предпринимательства;
выявить внутренние резервы повышения
эффективности менеджмента малого предприятия,
особенно по страховому направлению деятельности.
Методологическая и теоретическая основа
исследования. Методологической и теоретической
основой исследования является системный
подход, широко используемый в современной
науке. В процессе изучения конкретных
элементов экономических отношений, связанных
с функционированием малого предпринимательства,
применялись такие методы как сравнительный
анализ, построение классификаций и системное
моделирование. В дипломной работе использованы
наиболее значимые положения современной
экономической теории, обобщенный зарубежный
и отечественный опыт деятельности малых
предприятий. Особое место занимает анализ
научных позиций российских и иностранных
ученых, работающих в этой области. Статистическую
базу дипломной работы составили материалы
сборников Госкомстата РФ, а также данные,
приведенные в открытой печати. Проведенный
в дипломной работе анализ правовой базы
малого предпринимательства опирается
на действующее федеральное законодательство
в этой области, а также отдельные нормативные
акты местных органов власти. Научная
ценность дипломного исследования определена
решением в нем значимой научной проблемы
формирования макро- и микроэкономической
среды, благоприятной для развития отечественного
малого предпринимательства. Наиболее
важными научными результатами выступают:
1. Обосновано, что малое предпринимательство
выступает одновременно целью и инструментом
развития рыночной экономики. Его двойственная
роль определяется двумя группами функций,
выполняемых в системе экономических
и социальных отношений: Динамика развития
функций малого предпринимательства может
приобретать эволюционный (в сформированной
рыночной экономике) или революционный
(в период становления рыночной экономики)
характер. 2. Раскрыты особенности динамики
развития целевых и инструментальных
функций малого предпринимательства в
переходной экономике России: в области
целевых функций это относится к реализованным
возможностям малых предприятий по созданию
рабочих мест, обеспечившим трудоустройство
большей части сокращенных работников
крупных предприятий и государственных
учреждений; в области инструментальных
функций это относится к реализованным
возможностям малых предприятий в сферах
хозяйственной деятельности, где низкая
отдача крупных предприятий была подтверждена
еще в дореформенный период (торговле,
сфере услуг, прикладной науке). 3. Доказана
необходимость изменения концептуального
государственного подхода к организации
централизованной поддержки малого предпринимательства,
до настоящего времени распространяемого
на всех его субъектов в России. В условиях
ограниченных возможностей государства
по финансированию соответствующих программ
малые предприятия предлагается дифференцировать
с учетом их общественной полезности на
три категории: - предприятия, нуждающиеся
в такой поддержке на постоянной основе;
- предприятия, нуждающиеся в поддержке
только при выходе на рынок; - предприятия,
не имеющие права на государственную поддержку.
4. Обоснована необходимость переориентации
используемых в России форм государственной
поддержки, основанной сегодня на капиталоемких
централизованных ассигнованиях и убыточных
для бюджетов налоговых льготах. С учетом
современных экономических реалий определены
более доступные государству формы содействия
развитию малых предприятий: - обеспечение
эффективной защиты малого предприятия
от нарушений его имущественных и иных
интересов самими органами государственной
власти, особенно местного уровня; - организация
маркетинговой поддержки малых предприятий
путем содействия в установлении бизнес-коммуникаций,
обеспечения доступа к имеющимся у государства
сведениям коммерческого характера. [Новицкий
А. Г. и др. Проблемы малого предпринимательства
в сфере бытовых услуг: Соц. – экон. аспект
/ А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко.
М., 2002., стр. 65.] 5. Разработана концепция
стратегического партнерства малого предприятия
и кредитной организации, не требующая
обязательного участия государства как
финансового гаранта. Взаимная заинтересованность
сторон обеспечивается за счет использования
следующих принципов организации хозяйственных
отношений: - обслуживание малого предприятия
на основе адаптированных к его потребностям
"пакетов" банковских услуг, включая
многопрофильный нормативный и развивающий
консалтинг; - добровольная передача малым
предприятием обслуживающему банку тех
управленческих функций, которые он способен
реализовать более эффективно за счет
наличия специалистов, информации, иных
ресурсов; - минимизация клиентских рисков
банка путем обеспечения полной "прозрачности"
финансово-хозяйственной деятельности
малого предприятия, а также предварительного
согласования масштабных хозяйственных
рисков. Практическая значимость дипломной
работы заключается в выработке методологических
принципов и конкретных прикладных рекомендаций
по обеспечению ускоренного развития
малого предпринимательства за счет использования
преимущественно его внутренних резервов.
Глава 1. Малое предпринимательство в современной
рыночной экономике. 1.1. Понятие малого
предпринимательства и малого предприятия.
В России малое предпринимательство определялось
по двум основным критериям: численности
работающих и отраслевой принадлежности.
Согласно действовавшему законодательству,
к малым предприятиям относились вновь
создаваемые и действующие предприятия,
у которых показатели средней численности
работающих не превышали определенного
уровня: в промышленности и строительстве
– до 200 человек, в науке и научном обслуживании-до
100, в других отраслях производственной
сферы-до 50, в отраслях непроизводственной
сферы – до 25, в розничной торговле-до
15 человек. Согласно принятому в мае 1995
г. Закону под субъектами малого предпринимательства
понимаются предприятия любой организационно-правовой
формы, у которых среднесписочная численность
работников не превышает следующие предельные
уровни: в промышленности, строительстве
и на транспорте – 100 человек, в сельском
хозяйстве – 60; оптовой торговле – 50; научно-технической
сфере – 60 человек; в розничной торговле
и бытовом обслуживании – 30; в остальных
отраслях и других видах деятельности
– до 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие
несколько видов деятельности (многопрофильные),
относятся к таковым по критериям того
вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота или
годовом объеме прибыли. [Кузьмина Т. И.
Экономика малого бизнеса. – М.: МГУ, 1999.,
стр. 54.] Представляется, что предлагаемое
уточнение критериев малого предприятия,
более четкое и полное определение его
статуса позволит в дальнейшем проводить
более гибкую по отношению к тем или иным
видам малых предприятий политику налогообложения,
льготного финансирования, применения
других экономических рычагов воздействия
на динамику и эффективность их развития.
Сфера, объединяющая малые и средние предприятия
различных отраслей, получила в мировой,
а теперь и в нашей хозяйственной практике
общее название – Малый и средний бизнес,
или малое и среднее предпринимательство.
Однако небольшой численный состав и юридическая
самостоятельность – не самые главные
черты малого предприятия. Наиболее существенными
характеристиками таких предприятий являются
высокая финансово-хозяйственная независимость,
упрощенная организационная структура
и способность к быстрой перестройке своих
хозяйственных подразделений. Сущность
и отличительная особенность малого предпринимательства
состоит в достижении эффекта особого
рода, в получении такого результата и
таким способом, которых нельзя достичь
на основе других форм организации производства
или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ,
основанных на потенциальных возможностях
эффективной рыночной самореализации,
малое и среднее предпринимательство,
как нам представляется, утверждается
не столько как количественно, сколько
качественно определенный вид предпринимательской
деятельности. Не случайно в США, к примеру,
на долю малых и средних предприятий приходится
половина всей выпускаемой продукции,
а девять из каждых десяти новых технологических
идей рождаются в малых фирмах. [Комков
Н. И., Кулакин Г. К. Инновационная деятельность
и проблемы технологического развития
экономики. Проблемы прогнозирования.
– 1998., стр. 43.] Вместе с тем малые предприятия
не являются антиподом крупных предприятий.
Они как бы дополняют последние, являясь
составной частью всего общественного
капитала. Рыночная экономика, и об этом
свидетельствует мировой опыт, предполагает
тесное взаимодействие и интеграцию крупных
и мелких хозяйственных единиц при разграничении
функций между ними. Крупное производство
в большей степени ориентируется на массовый,
относительно однородный спрос, выпуск
больших партий стандартной продукции.
Малые предприятия успешно функционируют
на небольших рыночных сегментах, в нишах
рыночного пространства. Если крупные
формы предпринимательства способствуют
повышению общехозяйственной эффективности
за счет экономии на масштабах деятельности,
то малые придают хозяйству гибкость,
мобильность, способность к быстрым структурным
и техническим сдвигам. 1.2. Роль малого
предприятия в Российской экономике. Как
свидетельствует мировой опыт, одна из
причин успешного развития малого бизнеса
в странах с развитой экономикой состоит
в том, что крупное производство не только
не противопоставляется мелкому, как это
было многие годы в нашей стране в соответствии
с требованиями социалистического хозяйствования,
а напротив, культивируется принцип сочетания
крупных и малых предприятий. Крупные
монополистические объединения отнюдь
не наступают там на малый и средний бизнес,
а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие
характерно для всех стран с развитой
сферой малого и среднего бизнеса. Мировой
опыт ведения рыночного хозяйства показывает,
что высокая эффективность этой экономической
модели достигается лишь в том случае,
если на всех основных рынках товаров
и услуг, в том числе и на региональном
уровне, экспансия крупных производителей
как бы балансируется необходимым числом
мелких и средних производителей. Именно
последние в решающей степени обеспечивают
ее формирование и сохранение рынка как
конкурентной среды свободного предпринимательства,
препятствуют тенденциям монополизации
рынков, решают многие социальные задачи,
прежде всего, такую острую для рыночной
системы хозяйствования, как поддержание
занятости населения. Анализ показывает,
что сеть малых предприятий в России стала
активно формироваться с 1991 г., когда были
приняты нормативные документы (правительственные
постановления, ведомственные инструкции),
регулирующие процесс их создания и деятельности.
Количество предприятий малого и среднего
бизнеса в России увеличилось с 1991 г. почти
в 34 раза и составило в 2002 г. 14 миллион 38
тысяч, хотя возможно, многие из них пока
далеки от рыночных кондиций. Тем не менее,
представляется, что фактическое число
малых предприятий намного выше, так как
по ряду причин (несовершенство системы
регистрации, стремление избежать высоких
налогов и др.) не все предприниматели
оказались в поле статистического контроля.
Хотелось бы подчеркнуть, что статистика
малого предпринимательства еще только
оформляется в самостоятельное направление.
На пути ее формирования возникают значительные
трудности: несовершенство законодательства,
определяющего обязательства малых предприятий
перед органами статистики, низкая техническая
оснащенность, слабая кадровая обеспеченность
статистической службы, непрерывное изменение
методологии учета вследствие радикальных
преобразований в экономике. Необходима
серьезная работа по совершенствованию
системы учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства с использованием
при этом западного опыта. Это позволит
аналитикам получать более или менее объективную
картину о состоянии российского предпринимательства,
что так необходимо для эффективного регулирования
процесса его развития. Между тем, по оценкам
Минэкономики, чтобы добиться существенных
изменений в структуре экономики и создать
реальную конкурентную среду, в России
должно быть не менее 2,5-3,5 млн предприятий
и среднего бизнеса. Напомним, что в США
насчитывается около 15 млн малых предприятий.
[Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе:
Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И.
Соколовой – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998., стр. 254.]
Следует отметить положительную тенденцию
роста численности занятых на малых предприятиях
за последние годы. По данным Госкомстата
России в 2000 г. их среднесписочная численность
составила 13,5 млн. человек. [Российская
Федерация в цифрах в 2000 году. – М.: Республиканский
информационно-издательский центр, 2000.,
стр. 65.] По сравнению с 1999 г., число работающих
в малом бизнесе возросло на 870 тыс. человек.
Рост числа малых предприятий и занятого
в них населения на фоне кризиса крупной
промышленности демонстрирует высокий
потенциал и жизнеспособность этого сектора
экономики. [Кузьмина Т. И. Экономика малого
бизнеса. – М.: МГУ, 1999., стр. 42.] Обращает
на себя внимание следующий факт: пусть
медленно, но все же улучшается динамика
развития малого предпринимательства
в производственных отраслях. И это очень
важно, поскольку эффективность вложений
в Малый и средний бизнес, связанный с
производством и обслуживанием, намного
ниже эффективности вложений в перепродажу
и перераспределение продукции. Здесь,
на наш взгляд, необходима государственная
политика стимулирования малого предпринимательства
с учетом приоритетности его главных производственных
направлений. На нынешнем этапе развития
необходимо отдавать предпочтение сфере
производства (что нельзя, конечно, понимать
как игнорирование сферы обращения) при
детальной дифференциации самого производства
на основе изучения общественного спроса,
происходящих в нем изменений и намечающихся
тенденций. В соответствии с такой исходной
установкой должны формироваться механизмы
льготного кредитования, налогообложения,
различного рода преференций, включая
и связанные с внешнеэкономической деятельностью.
[Новицкий А. Г. и др. Проблемы малого предпринимательства
в сфере бытовых услуг: Соц. – экон. аспект
/ А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко.
М., 2002., стр. 75.] Важную роль в развитии малого
и среднего бизнеса могут сыграть регионы.
Именно власти регионов конкретно знают
свои финансовые и материальные возможности,
реальные общественные потребность в
тех или иных видах продукции и услуг,
наиболее эффективные с точки зрения региона
направления использования имеющихся
ресурсов по сферам деятельности и формам
собственности. О возможности влияния
региональных властей на развитие предпринимательских
структур свидетельствует опыт Москвы,
где предпринимательство получило довольно
серьезное развитие. Достаточно отметить,
что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков
более 200 тыс. являются негосударственными.
Это – прежде всего малые предприятия,
27% из которых действуют в торговле и общественном
питании. Каждый четвертый работоспособный
москвич занят в частном бизнесе. Тенденция
такова, что малый и средний бизнес в Москве
численно увеличивается, однако медленнее,
чем в предыдущие годы. Руководство Московского
департамента развития и поддержки малого
предпринимательства связывает это прежде
всего с несовершенством законодательной
базы, большими налогами и нехваткой помещений.
С последними дело обстоит особенно сложно.
По меньшей мере 40% от общего числа новых,
зарегистрированных в Москве в 2002 г. малых
предприятий не может начать нормальную
работу главным образом из-за отсутствия
у них необходимых помещений. Московские
власти намерены в ближайшие полтора года
увеличить число малых предприятий вдвое,
до необходимого городу количества. Приоритетными
направлениями деятельности малого и
среднего бизнеса и предпринимательства
в Москве признаны производство и реализация
продуктов питания, бытовые услуги населению,
здравоохранение, благоустройство города,
производство товаров народного потребления,
услуги для инвалидов и малообеспеченных
граждан, развитие туризма. В муниципальных
округах предстоит создать 60 мини-пекарен,
35 мастерских по ремонту бытовой техники,
14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков,
6 деревообрабатывающих и столько же трикотажных
производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных
подразделений. Формирование инфраструктуры
малого предпринимательства в Москве
происходит с помощью государственных
и общественных структур. Так, на базе
Московского фонда поддержки малого предпринимательства
создана Лизинговая компания, задача которой
– обеспечить малый и средний бизнес необходимым
оборудованием. Лизинговая компания предоставляет
оборудование в кредит на 3-4 года прежде
всего тем фирмам, деятельность которых
относится к приоритетным для Москвы направлениям.
Это, например, пищевая промышленность,
медицинские, коммунальные и информационные
услуги, наукоемкие производства. В 2001
г. московским правительством было выделено
130 млн. долл. для лизинговой поддержки
малого предпринимательства. Клиентами
компании стали 19 малых предприятий, получивших
оборудование на сумму более 4 млрд. рублей.
В 2003 г. Московский департамент развития
и поддержки малого предпринимательства
предполагает увеличить поставку оборудования
в несколько раз. [Российская Федерация
в цифрах в 2002 году. – М.: Республиканский
информационно-издательский центр, 2002.,
стр. 116.] Отметим, что развитие малого бизнеса
становится одним из важнейших направлений
экономических преобразований в стране.
Концепция его дальнейшего развития должна
предусматривать как создание общих рыночных
предпосылок – рыночной инфраструктуры,
мотивационного механизма, так и специальную
государственную систему поддержки. Эти
два звена концепции должны реализовываться
в комплексе. Именно поэтому разносторонняя
поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства
должна быть отнесена к числу ведущих
целей государственной политики, осуществляемой
как на федеральном, так и на региональном
уровне в переходный к рыночным отношениям
период. [Горбунов А. Р. Холдинговые предприятия
и дочерние фирмы. М.: Анкил, 2001, стр. 112.]
1.3. Специфика менеджмента малого предприятия.
Менеджмент малого предприятия носит
в целом хаотичный характер. Отчасти это
вызвано противоречивой сущностью данного
формирования, где многопрофильная по
содержанию деятельность осуществляется
в ограничивающих рамках малого предпринимательства,
отчасти – профессиональной и психологической
неподготовленностью менеджеров-предпринимателей
к планомерной целенаправленной управленческой
деятельности. В современных условиях
руководство малого предприятия стоит
перед целым рядом управленческих задач,
основные из которых можно сформулировать
следующим образом. 1. Получение, анализ
и использование необходимой для управления
информации. Из-за большого количества
проектов, а также сложной и запутанной
структуры возникает переизбыток информации
– она поступает со всех направлений и
уровней в различных измерительных системах,
сопоставить которые часто невозможно.
В результате компании приходится вести
двойной, тройной и даже четверной финансовый
учет, что затрудняет составление оперативных
балансов по направлениям и, как следствие,
делает очень сложным принятие тактических
и стратегических решений. [Пономарев
В. Помогаем развитию предпринимательства:
Опыт регионов. Московская область / Человек
и труд. 2002, № 4., стр. 5.] 2. Дублирование некоторых
управленческих функций. В силу многопрофильности
рассматриваемых хозяйственных новообразований
и использования по многим видам их деятельности
схем с офшорными участниками им приходится
дублировать функции учета и контроля
в каждом бизнесе, а иногда даже дважды
внутри одного направления. Безусловно,
это увеличивает расходы на управленческий
персонал, но, как утверждают руководители,
все же не позволяет реализовывать эти
функции до конца успешно. В частности,
финансовый учет дает сбои и утечки, которые
не всегда удается выявить. 3. Трудности
оценки эффективности работы отдельных
направлений. При общем благополучии фирмы
в целом неясно, в каком состоянии находится
то или иное направление, т. е. оно может
быть и очень убыточным, и очень прибыльным.
Это обстоятельство, во-первых, не дает
возможности вовремя прекратить убыточный
вид деятельности; во-вторых, является
источником трений между различными подразделениями,
и, наконец, мешает объективной оценке
работы персонала. 4. Центробежные тенденции
внутри компании. Как правило, отдельные
проекты, встав "на ноги" и получив
внутри компании статус самостоятельного
бизнеса, стараются соблюдать только свои
интересы. Это часто приводит к ухудшению
результата деятельности малого предприятия
в целом. 5. Оппортунистическое поведение
работников того или иного направления.
Невозможность жесткого финансового контроля
и небольшое количество подразделений
создают благоприятную среду для своекорыстного
поведения не только менеджеров, но и рядовых
сотрудников. Это приводит к появлению
внутренних рисков высокой степени, из-за
которых внешние вложения в компанию становятся
маловероятными. Решение перечисленных
проблем представляется возможным при
введении регулярного менеджмента в компании.
Это достаточно долгий и трудоемкий процесс,
он требует дополнительных финансовых
и временных затрат. Кроме того, теория
такого менеджмента, соединяющего в себе
черты управления малыми однородными
и крупными полиструктурными предприятиями,
в условиях российской среды только разрабатывается,
и неисследованных вопросов здесь существенно
больше, чем ответов. Например, классическая
схема постановки менеджмента начинается
с определения финансовой и организационной
структуры компании. Далее на четко сформированную
структуру, как бусины на нитку, нанизываются
остальные составляющие менеджмента.
В случае же с малым предприятием все происходит
иначе, потому что их руководители, желая
сохранить ее мобильность и реактивный
стиль управления, как правило, принципиально
отказываются от четкости в финансовой
и организационной областях. Именно в
этом заключено серьезное противоречие,
которое несет опасность разрушения данных
образований изнутри. Рано или поздно
их руководству придется досконально
разобраться в существующей структуре
компании, максимально ее рационализировать,
затем закрепить соответствующими распоряжениями,
после чего постоянно проверять правильность
функционирования и сохранность логики
структурных связей по отработанной схеме.
Это необходимо для поиска утечки ресурсов,
определения и улучшения нерационально
сформированных блоков управленческой
схемы. Одной из процедур регулярного
менеджмента, которую, по нашему мнению,
следует вводить немедленно, не дожидаясь
улучшения структуры в целом, является
оценка эффективности инвестиционных
проектов. [Ширинская Е. Б. Операции коммерческих
банков и зарубежный опыт. – М.: Финансы
и статистика, 2002, стр. 32.] Существуют хорошо
разработанные и проверенные на практике
теории оценки эффективности проектов
как для плановой, так и для рыночной экономик.
Аналогичная же теория для переходной
экономики, характерные черты которой
крайняя нестабильность и непредсказуемость,
еще полностью не сформирована, но некоторые
ее аспекты уже готовы. Общие принципы
такой оценки применительно к малому предприятию
состоят в следующем: - разрабатывая новый
проект, не стоит жалеть усилий на определение
показателей его экономической эффективности,
даже если достоверность расчетов не велика.
Для многопрофильной компании весьма
существенно снижение степени неопределенности
даже по одному из направлений. Здесь важно
помнить, что показатели эффективности
для различных типов проектов, продуктов,
услуг или сегментов рынка могут быть
различными; - учитывая неопределенность
окружающей среды, необходимо либо производить
расчеты эффективности проекта по базовому
сценарию, предусматривающему умеренно
пессимистические значения всех входных
параметров, либо принимать во внимание
все возможные сценарии осуществления
проекта и степени их вероятности; - для
проекта должен быть продуман организационно-экономический
механизм реализации, позволяющий оперативно
вносить корректировки в ход его выполнения
(это особенно важно в условиях переходной
экономики). В преддверии практически
неизбежных трансформаций руководству
малого предприятия очень важно уделять
особое внимание работе с персоналом.
Остановимся здесь лишь на двух основных
аспектах. [Новицкий А. Г. и др. Проблемы
малого предпринимательства в сфере бытовых
услуг: Соц. – экон. аспект / А. Г. Новицкий,
Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 2002., стр.
78.] Первый – обучение персонала. Для компании
со сложной внутренней ситуацией, действующей
в быстроменяющихся внешних условиях,
необходимо иметь достаточно квалифицированный
персонал с универсальными навыками ведения
бизнеса. Следовательно, требуется серьезно
заниматься подбором и обучением управленческой
команды: выявлять наиболее активных и
перспективных работников и составлять
программы обучения для каждого из них,
а также стимулировать у сотрудников желание
повышать профессиональный уровень. Следует
формировать кадровое ядро (команду), которое
сможет стать у руля нового предприятия
в случае реорганизации малого предприятия.
[Мягков П. А. Малые предприятия. М., Экономика,
МНПП "ЭСИ",2001., стр. 21.] Вторым не менее
важным аспектом является создание благоприятного
психологического климата в коллективе.
В небольших коллективах складываются
неформальные отношения, как между сотрудниками,
так и между ними и руководством. Это может
послужить базой для формирования хороших
традиций и общих внеслужебных интересов
на фирме. Руководству следует быть внимательней
к коллективу, помогать людям ощущать
свою значимость. Известно, что для человека
в работе кроме профессионального интереса
и заработной платы очень важна возможность
творческой и социальной реализации. Выработка
такой корпоративной культуры резко снижает
риск ухода из компании специалистов на
более высокооплачиваемые места и создает
предпосылки более полного использования
кадрового потенциала. Материальные ресурсы
малого предприятия сильно уязвимы, поэтому
именно те из них, кто сумел сформировать
достаточно профессиональную, дружную
команду, имеет наибольшие шансы оправиться
от потрясения и продолжить свою деятельность
в условиях "кризисного стиля" развития
экономики России.
Что представляет собой малый бизнес и предпринимательство в целом?
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
По каким критериям предприятие относят к сфере малого бизнеса?
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
Какие законы регламентируют деятельность малых предпринимателей?
Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».
Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.
Какую роль играет инновационный момент в малом предпринимательстве?
Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.
Какую роль играет малый бизнес в рыночной экономике?
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Какие виды деятельности осуществляют малые предприниматели?
Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.
В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомится, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.
Каким образом глобальный экономический кризис отразится на развитии малого бизнеса в России?
По прогнозам экспертов
и ведущих мировых аналитиков,
надвигающийся экономический
Однако любой кризис рано или поздно преодолевается, а между тем, преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.
Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву столь важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.