Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

3.  Обеспечивать координацию и интеграцию деятельности всех подразделений и специалистов предприятия.

4.  Создавать действенные исполнительные структуры, сочетающие децентрализацию с необходимой централизацией и в допустимых пределах делегировать полномочия по управлению.

5.  Организовывать ресурсное обеспечение предприятия и эффективное их использование.

Качественное  руководство порождает активное поведение работников, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия.

7.2. Жизненный  цикл товара и фирмы, их влияние  на успех малого предпринимательства

Жизненный цикл товара оказывает большое влияние на выбор корпоративной стратегии. Необходимо последовательно сосредотачивать усилия предприятия на обеспечение производства изделий, находящихся в разных формах жизненного цикла. Балансированием жизненными циклами изделий создаются условия для перманентного достижения максимального объема продаж.

На стадии развития и появления новых конкурентов с улучшенными продуктами и предприятий, предлагающих товар с различными характеристиками, фирма должна сосредоточиться на увеличении рыночной доли через маркетинговую деятельность, а возможно путем рискованных приобретений.

В течение стадии роста у сильных предприятий стратегия направлена на сохранение и по возможности на увеличение рыночной доли преимущественно через маркетинг. Для слабого бизнеса это последний шанс получить прибыль, а стратегия сохранения доли будет слишком дорогой, поэтому целесообразно убыстрение кругооборота капитала и выход с рынка.

На стадии зрелости рынок становится более концентрированным и дифференциация продукта снижается. Для сильного бизнеса важно сохранить рыночную долю и получить прибыль от снижения издержек. У бизнеса, имеющего среднюю силу увеличение доли возможно за счет поглощения более мелких компаний, при неприемлемости данной стратегии необходимо выйти из отрасли, стараясь минимизировать потери.

На стадии снижения спрос падает, что означает более низкие уровни продаж и прибыли, избыток мощности. Конкурентные действия, зачастую ценовая война, сохраняет уровень продаж и зарабатывает долю на снижающемся рынке. У сильных фирм возможна серия приобретений для увеличения доли рынка, которые потребуют частичного или общего снижения активов. Для среднего или слабого бизнеса с низкой доходностью процесс выхода является наиболее подходящим выбором.

Цикл  развития предприятия – это последовательная смена стадий: рост – нестабильность- выживание (рис. 7.1).

Каждое предприятия  проходит хотя бы первые две стадии, при этом время каждой стадии и  глубина различны и зависят от множества факторов (рис.7.2). 

Первый  случай соответствует быстрому росту и неожиданному падению, характерному для молодых агрессивных предприятий, специализирующихся на производстве одного продукта.

Второй  случай соответствует длительному росту и неожиданным и быстрым падениям. Например, фирма “Крайслер” не пересмотрела свою деятельность во время “нефтяного кризиса” и затем длительное время боролась за выживание.

Третий  случай соответствует варианту, когда хорошо управляемая компания не достигает третьей стадии цикла, а уже в начале негативных тенденций быстро стабилизирует ситуацию, пересматривает свою деятельность и начинает стадию роста. Например, IBM вначале не придала значения выпуску персональных компьютеров, но затем быстро включилась в работу и вышла на передовые позиции.

При рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать  взаимосвязь четырех циклов развития:

1)  экономического цикла;

2)  отраслевого цикла;

3)  цикла развития предприятия;

4)  жизненного цикла товара.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Охарактеризуйте особенности управления малым предприятием.

2.  Что представляет собой структура управления предприятием?

3.  Каково влияние жизненного цикла товара и предприятия на успех малого бизнеса?

Тема 8. Обеспечение ресурсами

8.1. Источники  финансирования, создания и функционирования  малых предприятий

8.2. Расчет  величины начального капитала

8.3. Планирование  затрат, цен, выручки. Определение точки безубыточности бизнеса

8.4. Определение  прибыли малого предприятия

8.5. Подбор  кадров. Оплата и стимулирование  труда наемных работников

8.1. Источники  финансирования создания и функционирования  малых предприятий

Финансовые  ресурсы – это совокупность денежных доходов и поступлений, используемых для финансирования деятельности и выполнения финансовых обязательств.

Источниками финансирования ресурсов предприятия, отражающихся в пассиве бухгалтерского баланса, являются.

1.  Собственные средства:

1.1.  Уставный капитал, который формируется за счет взносов отдельных юридических лиц.

1.2.  Резервный капитал (фонд), предназначенный для покрытия основных убытков от чрезвычайных обстоятельств и других причин.

1.3.  Нераспределенная прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов.

1.4.  Добавочный капитал, образуемый в основном при переоценке основных средств в связи с инфляцией.

2.  Долгосрочные обязательства – это займы и кредиты со сроком более одного года. Они используются в качестве капитальных вложений на развитие материально-технической базы.

3.  Краткосрочные обязательства:

3.1.  Займы и кредиты со сроком до одного года, полученные на основе договоров займа и кредитного договора. Они являются одним из источников формирования оборотных средств.

3.2.  Текущая кредитная задолженность поставщикам, персоналу, внебюджетным фондам по налогам и сборам и др.

3.3.  Доходы будущих периодов, в частности поступления от арендной платы в счет будущих периодов.

3.4.  Резервы предстоящих расходов могут включать сумму на оплату отпусков, на предстоящий ремонт, на выплату ежегодных вознаграждений, на возведение временных сооружений.

До наступления  этих платежей зарезервированные суммы  служат источниками формирования средств  предприятия для текущей деятельности.

Финансовые ресурсы  размещаются по направлениям, отражаемым в активе бухгалтерского баланса.

1.  Внеоборотные активы в т. ч.:

1.1.  Основные средства (здания, сооружения, оборудования, транспортные средства и др.)

1.2.  Нематериальные активы: программное обеспечение, лицензии, товарные знаки.

1.3.  Незавершенное строительство.

1.4.  Долгосрочные финансовые вложения (акции, ценные бумаги) со сроком более одного года.

1.5.  Прочие внеоборотные активы: доходные вложения в материальные ценности.

2.  Оборотные активы:

2.1.  Запасы сырья и материалов, готовая продукция, товары.

2.2.  Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

2.3.  Дебиторская задолженность.

2.4.  Краткосрочные финансовые вложения со сроком до 1 года.

2.5.  Денежные средства (касса, расчетные, валютные и специальные счета).

2.6.  Прочие оборотные активы.

Для создания и  устойчивой работы предприятия большое значение имеют собственные оборотные средства и необходимо систематическое их наращивание.

Источником погашения  долгосрочных кредитов является прибыль, получаемая от капитальных вложений.

Текущие обязательства  покрываются за счет выручки от реализации товаров (продукции, услуг).

8.2. Расчет  величины начального капитала

По источникам формирования капитал малых предприятий  подразделяется:

1)  на собственные средства предприятия, состоящие из вкладов учредителей компании, прибыли и амортизационных отчислений;

2)  заемные средства, т. е банковские ссуды, лизинг, приобретение в рассрочку, предоставление кредитов поставщиками, субсидии государства;

3)  привлеченные средства предприятия, т. е. заработная плата, налоги до времени их погашения.

Специфической формой заемного капитала малого бизнеса являются микрокредиты.

Отличительными  свойствами микрокредитования являются:

1)  краткосрочность кредитования;

2)  минимальный размер ссуды;

3)  отсутствие материального обеспечения (залога);

4)  поэтапная техника кредитования, когда дополнительные кредиты выдаются только после возврата первичного кредита.

Для расчета  величины начального капитала используется метод чистого дисконтирования денежного потока.

Чистая  дисконтированная стоимость проекта  – это разность приведенных к текущему моменту времени (к моменту начала капиталовложений) доходов от проекта, включающих прибыль и амортизационные отчисления и инвестиций в проект.

Если чистая дисконтированная стоимость проекта  больше или равна нулю, то капиталовложения в проект эффективны, если меньше нуля проект следует отклонить.

8.3. Планирование  затрат, цен, выручки. Определение  безубыточности бизнеса

Планирование  затрат, цен, выручки и расчет точки  безубыточности позволяют выявить  предельный объем производства (реализации), ниже которого проект будет нерентабельным.

Точка безубыточности представляет собой точку критического объема производства (реализации), в которой доходы от продажи продукции равны затратам на ее изготовление, т. е. в которой прибыль равна нулю.

Исходными данными для расчетов являются:

Ц – цена единицы  продукции;

П – постоянные расходы, т. е. затраты не зависящие (или слабо зависящие) от объема производимой продукции.

З - переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

В качестве неизвестной  выступает объем производимой продукции (Q).

При определении  точки безубыточности исходят из равенства доходов от реализации продукции (Д) и затрат на ее производство (С):

Д = Ц * Q;

С = З * Q + П;

Q*Ц = Q * З + П,  тогда

Qб = П / (Ц-З),

т. е. точка безубыточности определяется как отношение постоянных затрат на разности между ценой единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции.

Графическая модель определения точки безубыточности представлена на рис. 8.1.

Чем выше точка  безубыточности, тем менее привлекателен проект, т. к. для реализации его прибыльности необходимо обеспечить более высокий объем производства.

Анализ влияния  динамики постоянных расходов, цены единицы  продукции, переменных затрат, приходящихся на единицу продукции в точке  безубыточности позволяет определить чувствительность (степень риска) проекта к происходящим и возможным изменениям.

Д – доходы в  стоимостном выражении. Доходы от реализации Д = Ц * Q;

С – затраты  в стоимостном выражении. Затраты  С = З * Q + П;

П – постоянные расходы;

Q – объем  продукции в натуральном выражении;

Qб – точка  безубыточности.

Рис. 8.1 График нахождения точки безубыточности

8.4. Определение  прибыльности малого предприятия

Помимо определения  безубыточности объема производства (реализации) необходимо определить объем выпуска  и цену производства, обеспечивающие нормальный уровень прибыльности продукции:

QR = (Пф + R) / (ЦQ - ЗQ),

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029__Char" style=" font-family


Информация о работе Малый бизнес в современной экономике