Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

экономической стабилизации через  создание местных потребительских  рынков и

новых рабочих мест.

Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных

направления для решения проблем  малого бизнеса. Первое – поменять психологию

власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги

и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение

налогообложения. При сегодняшней  системе, когда отнимается львиная    доля

дохода,   предприятия   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

В-третьих, сделать прозрачными  и внести ясность в акты купли-продажи

имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет

питаться импортом. Четвертое –  стимулировать инвестиции населения, которое

уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по

некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под

подушками и матрасами.

Россия должна жить по принципу, что  государство обслуживает потребности  и

запросы общества, а не наоборот.

                                Заключение                               

В своей работе я постарался охарактеризовать малое предпринимательство в

России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства  и

обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, я

выяснил, что основным критерием  разделения предприятий является количество

работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой

принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый  бизнес в России уже имеет довольно широкую

правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она

однобока и принятые правовые аспекты  не реализуются, что делает абсурдным

принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в

экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с

целыми предприятиями-гигантами, так  и с отдельным человеком. Данная позиция

обусловлена особенностями и функциями  малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда

вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и

исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая  доля

оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого

бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется

очень высоким процентом в общем  количестве предприятий и в ВВП, а также

инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть

индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и

сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни,

когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально

использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при

взаимодействии с крупными предприятиями  и наоборот. Это единое целое, из

которого нельзя исключать отдельные  части.

Я выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных

проблем  выделяют: бюрократизм  и коррупцию, которые поразили всю Россию;

развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических

фирм; неравномерность и непредсказуемость  развития всей экономики, как в

территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность

правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому

предпринимательству государства  и общества, также является очень  серьезной

проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано  с тем, что

даже в данных условиях малый  бизнес оказывает положительное влияние на

экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится

на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого

бизнеса.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно  заметить, что

здесь происходит монолог со стороны  государства, которое не хочет услышать

малый бизнес и вывести взаимоотношения  на более качественно высокий  уровень.

Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что  малый бизнес в России - уже реальность, от

его развития, от отношения общества и государства к этой сфере  экономики

зависит и развитие всей России в  целом.

                                Литература                               

     1.      Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993, стр.80

     2.      Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М., "Банки

и биржи", 1998 , стр. 742

     3.      Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях

старопромышленного района. – Екатеринбург, 1994, стр. 25

     4.      Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой

рыночной экономикой. // Российский экономический журнал, 1995, № 12

     5.      Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности

российского предпринимательства. // Общество и экономика, 1996, № 9-10

     6.      Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий,

информационные материалы по финансово-кредитной  поддержке). – М., 1994, стр.87

     7.      Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999

     8.      Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, -

Ижевск, 1996, стр.320

     9.      Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и

реальность. // Вопросы экономики, 1996, № 7

     10.  Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.//

Социально-политический журнал, 1996, № 2

     11.  Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны

взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998 № 6

     12.  Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.//

Вопросы экономики, 7/1996

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малый бизнес

Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

В то же время  малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции  и запросам потребителей, а главное  — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.

 

 

 

 

 

 

Конспект  лекций по дисциплине “Экономика малого бизнеса”

Раздел 1. Теоретические основы развития малого бизнеса.

Тема 1. Роль предпринимательства в развитии малого бизнеса.

1.1.  Предмет и задачи курса “Экономика малого бизнеса”

1.2.  Исторический аспект развития малого бизнеса

1.3.  Роль предпринимательства в возникновении и развитии малого бизнеса

1.4.  Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

1.5.  Место малого бизнеса в развитии социально ориентированной рыночной экономике

1.6.  Взаимосвязь малого бизнеса с другими субъектами

1.1  . Предмет и задачи курса “Экономика малого бизнеса”

Предметом курса “Экономика малого бизнеса” является изучение всех этапов предпринимательской деятельности от начала зарождения идеи до выпуска готовой продукции и расчета с покупателями, поставщиками, государственными органами.

Переход к рыночной экономике не возможен без опоры  на частное предпринимательство. Малый  бизнес является основой современной  экономики, т. к. формирует конкретную сферу и создает предпосылки  инновационного развития экономики.

Поэтому задачами курса является:

1) изучение системы  знаний о сущности предпринимательства;

2) изучение законодательных  и нормативных документов.

1.2. Исторический  аспект развития малого бизнеса

Предпринимательская деятельность и малый бизнес возникли вместе с развитием экономических отношений. Научные исследования вели А. Смит, К. Маркс, Е. Шумпетер. Предпринимательская деятельность объединяет три функции:

1) собственника;

2) менеджера;

3) новатора.

Е. Шумпетер выделял  следующие направления новаторской деятельности предпринимателя:

1) изготовление  нового или усовершенствование  известного продукта;

2) внедрение  нового метода производства;

3) освоение нового  рынка сбыта;

4) получение  нового источника ресурсов;

5) проведение  реорганизации производства.

Основные мотивы предпринимательской деятельности по мнению Е. Шумпетера следующие:

1) потребность  в господстве, власти, влиянии;

2) потребность  в успехе и достижениях;

3) потребность  в творчестве.

В настоящее  время в экономике развитых стран малые предприятия занимают 50-60 %, а многие крупнейшие корпорации создавались как малые предприятия (IBM, Microsoft, McDonald’s).

1.3. Роль  предпринимательства в возникновении  и развитии малого бизнеса

Предприниматель – это деловой человек, берущий на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок идей, продукции, услуг, работ.

Предпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельную  деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность юридического лица – предприятия (организации).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно правовых формах предприятий, т. е. юридических лиц.

Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную  деятельность, а также операции с  ценными бумагами.

Развитие предпринимательства и малого бизнеса необходимое условие становления рыночной экономики, так как влияет на экономический рост, насыщает рынок конкурентоспособными товарами, создает новые рабочие места и средний класс.

1.4. Сущность  и основные черты предпринимательской деятельности

Сущность предпринимательства  отражают основные его принципы (черты):

Первый  принцип – независимость хозяйствующих субъектов, их экономическая самостоятельность. Производственная самостоятельность – что, как и для кого производить решается исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Коммерческая свобода выражается в выборе путей и способов реализации своей продукции, поставщиков и покупателей.

Второй  принцип – личная экономическая заинтересованность. Выгода предпринимателя материализуется в стремлении получить максимальную прибыль.

Третий  принцип предпринимательства – личная ответственность за результаты своей деятельности. Финансовая и экономическая ответственность не распылена, это вызывает соответствующую связь между затратами и результатом производства.

Четвертый принцип – новаторство и творческий поиск. В конкурентной борьбе для предпринимателя важны качество и обновление продукции, новая техника и технология, нестандартные решения.

Пятый принцип предпринимательства – хозяйственный (или предпринимательский) риск, так как предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности и изменчивости экономической среды, возникает риск, т. е. опасность неудачи, непредвидимых потерь.

1.5. Место  малого бизнеса в развитии социально ориентированной рыночной экономики

Осуществление предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируется законом Республики Беларусь “ О  предпринимательстве в Республике Беларусь”.

Если предпринимательская  деятельность осуществляется на основе создания или приобретения предприятия, являющегося юридическим лицом, она регулируется законодательными актами.

Особенности предпринимательской  деятельности иностранных граждан  регулируются законодательными актами об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь и Инвестиционным кодексом.

Статус предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации. Государственная регистрация  предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских советов народных депутатов по месту жительства предпринимателей. Основанием для регистрации являются: заявление предпринимателя, лицензия (если данный вид деятельности подлежит лицензированию) и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике