Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

Отраслевая  структура показывает количественные соотношения в процентах отдельных отраслей ко всему объему производства, принимаемому за 100%.

Региональная  структура управления экономикой в Республике Беларусь представлена иерархической структурой исполнительной власти во главе с Президентом, которому подчинены Совет Министров с целым рядом министерств, ведомств, комитетов, департаментов, организованных по принципам выполняемых функций: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и их региональные подразделения. Кроме того, в нее входят территориальные органы управления: областные, городские, районные исполнительные комитеты, нормативные документы которых регулируют деятельность предприятий и бизнеса регионов.

Центральные и  местные органы власти получают следующие виды доходов:

– налоги с предприятий, организаций, юридических и физических лиц;

– пошлины, основной удельный вес которых принадлежит  таможенным пошлинам на импортные товары, взимаемые при пересечение государственной  границы;

– заемные средства, образуемые за счет внешних (иностранных) и внутренних кредитов;

–  поступления различных фондов;

–  взносы и добровольные пожертвования;

К государственным  расходам относятся:

- предоставление  услуг коллективного пользования:  образование, наука, здравоохранение,  организация обороны и правопорядка;

- трансферты (субсидии, помощь, льготы) отдельным социально  уязвимым категориям населения:  пенсии, стипендии, пособия пострадавшим  от катастрофы на ЧАЭС, многодетным  семьям);

- льготное обеспечение  домашних хозяйств: доплаты за  услуги жилищно-коммунального хозяйства, не покрываемые квартплатой, регулирование цен на социально значимые товары и услуги.

Структура управления экономикой сложна, излишне бюрократизирована  и тормозит развитие малого бизнеса  и внедрение рыночных отношений. Проблема эффективного перераспределения средств между центральными и местными органами власти не решена. Следовательно, назрела необходимость ускорения рыночных реформ, совершенствования отраслевой и региональной структуры управления, сокращение ее звенности за счет объединения региональных субъектов хозяйствования с целью ликвидации бюджетного дефицита, передачи значительной части управленческих функций на места, сокращение регламентации деятельности предприятий и предпринимателей.

4.3. Развитие  торговли и общественного питания

Торговля –  одна из крупнейших отраслей экономики  Республики Беларусь. Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, в 2008 году составил 20,3 триллиона  рублей, или примерно 2,1 миллиона рублей в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 453, 6 тыс. человек, что в 1, 5 раза больше¸ чем в 1990 г.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля охватывает оптовую и розничную  торговлю, общественное питание.

Важнейшим показателем  отрасли является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает уровень жизни  населения. В стране наблюдается  постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота и  развитие торговой сферы. Повышается доля частной собственности в торговле и снижается доля государственного сектора и роль потребительской кооперации, обслуживающей в основном сельских жителей.

Стабильно высокой  остается доля продовольственных товаров  в общем объеме товарооборота. Наблюдается прогрессивная тенденция роста обеспеченности населения торговыми площадями. В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, дающие новые стимулы развитию торговли. Однако на внутреннем рынке страны наблюдаются негативные тенденции снижения продаж по отдельным товарным группам и увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественные товары по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживают конкуренцию с более дешевыми импортными товарами. В связи с этим многие торговые предприятия не имеют оборотных средств для закупки товаров.

В целом снижается  прибыльность государственной розничной  торговли, а многие магазины являются убыточными.

Важнейшие перспективные  направление торговли – улучшение  качественной структуры товарооборота, повышение доли продаж непродовольственных товаров, расширение фирменной торговли, малых и средних предприятий, обеспечивающих самозанятость населения.

В последние  годы сократилось число предприятий  общественного питания, закрыто большое количество буфетов и столовых, особенно в сельской местности. Многие предприятия общественного питания работают убыточно, вместе с тем частные предприятия прибыльны.

В настоящее  время наблюдается тенденция  развития мелких предприятий (мини-кафе, кафе бистро, экспресс-баров). Для повышения рентабельности отрасли предусматривается создание сети предприятий быстрого питания, для которых характерна быстрая окупаемость.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Дайте определение национальной экономики.

2.  Какие важнейшие показатели характеризуют экономическое развитие?

3.  Назовите основные отрасли экономики.

4.  Каковы тенденции изменения отраслевой структуры в рыночных условиях?

5.  Назовите основные направления развития торговли и общественного питания

Тема 5. Создание малых предприятий

5.1. Организационно-правовые  формы малых предприятий и  факторы, определяющие их выбор

5.2. Создание  предприятия. Определение сегмента  и емкости рынка для малого  бизнеса. Формирование номенклатуры  и ассортимента продукции

5.3. Государственная регистрация предпринимателей без образования юридического лица

5.4. Государственная  регистрация предприятий с образованием  юридического лица

5.1. Организационно-правовые  формы малых предприятий и  факторы, определяющие их выбор

Первым важнейшим шагом предпринимателя, создающего собственное дело, является создание предприятия как юридического лица. Обычно предприятия создаются за счет ограниченных собственных средств учредителей, заинтересованных в их сохранности и получении прибыли.

Выбирая организационно-правовую форму, необходимо учитывать следующие основные факторы:

1) степень имущественной  ответственности учредителей в  случае финансового краха предприятия;

2) особенности  процедуры принятия важнейших  решений;

3) минимальный  размер и порядок формирования начального капитала;

4) максимальная  численность собственников предприятия;

5) порядок распределения  доходов предприятия;

6) трудоемкость  и стоимость организации документального  оформления текущей деятельности  предприятия и ее итогов.

С точки зрения имущественной ответственности учредителей, наиболее рискованная форма товарищества. Особенно возрастает риск в случае возможной несогласованности действий учредителей, что не избавляет всех их от солидарной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Учредители рискуют не только своим вкладом в уставный фонд товарищества, но и личным имуществом. Такая несогласованность должна быть исключена соответствующими записями в уставе предприятия.

Создание предприятия  в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью автоматически ограничивает меру ответственности учредителей размером их имущественного вклада в капитал предприятия.

У внешнего партнера предприятия форма товарищества теоретически должна вызывать больше доверия, чем форма общества по причине повышенной меры имущественной ответственности учредителей. Однако на практике, внешний партнер снижает свой риск условиями договора, залогом, гарантиями третьих лиц, учетом репутации предприятия. Поэтому начинающему предпринимателю целесообразно выбирать форму общества.

В отличие от товарищества, для предприятий в  форме акционерного общества установлен минимальный размер уставного капитала, а для закрытых акционерных обществ, оговаривается максимальная численность  учредителей ( не более 50 чел.). На дату регистрации уставный капитал может быть фактически внесен в размере 50% (со взносом остальной суммы в течение года).

Специфика деятельности кооператива состоит в том, что все учредители кооператива должны быть одновременно и его работниками, а принятие решений обычно осуществляется по принципу “один человек – один голос”, т. е. не учитывается размер имущественного или трудового вклада члена кооператива в дело. Следовательно, создание предприятия в форме кооператива не целесообразно.

Выбирая между  формами с ограниченной ответственностью и акционерным обществом, следует учитывать, что деятельность акционерных обществ более жестко регламентирована и требует выполнения многих процедур организационно управленческого и контрольного характера.

Следовательно, для начального этапа существования  форма общества с ограниченной ответственностью является оптимальной.

Предприниматель, учреждающий новое предприятие, принимает на себя большую моральную  и имущественную ответственность, не только лично перед собой, но и перед своей семьей, работниками будущего предприятия, его контрагентами и обществом в целом. Поэтому он обязан постоянно принимать все меры для максимального смягчения последствий возможной неудачи своего предприятия и быть предусмотрительным при разработке учредительных документов.

5.2. Определение  сегмента и емкости рынка для  малого бизнеса. Формирование  номенклатуры и ассортимента  продукции

На  первом этапе разрабатывается основная концепция предприятия:

1) область деятельности;

2) номенклатура  продукции;

3) рынок сбыта;

4) объемы реализации  производства;

5) план финансирования  первого этапа;

6) состав учредителей;

7) выбор организационно-правовой  формы и юридического адреса.

Обычно первый этап разрабатывается одним-двумя  людьми, которые затем составляют костяк учредителей предприятия.

На  втором этапе разрабатывается устав и учредительный договор. Обычно первую редакцию этих документов разрабатывают те же лица с учетом требований нормативных документов.

Важно четко  сформулировать следующие положения, которые не регламентированы жестко нормативными документами, но имеют важное значение для деятельности предприятия:

1) способ формирования  органа управления, в том числе  найма или назначение директора  (управляющего);

2) способ подсчета голосов на общем собрании;

3) способ распределения  прибыли;

4) положение  о том, что бы инициаторы  создания предприятия при любых  осложнениях в среде учредителей,  членов правления, наемных работников  могли сохранить контроль за  деятельностью предприятия.

Успешная деятельность предприятия возможна только в условиях единоначалия, когда руководитель предприятия (один из учредителей или работающий по контракту директор) имеет возможность принять и провести в жизнь необходимое решение, неся за него полную персональную ответственность.

Экономическую редакцию устава и учредительного договора необходимо показать юристам, которые  обеспечат представление этих принципиальных решений в форме, не противоречащей закону.

Здесь и далее  при регистрации нужна оплата труда привлекаемых специалистов и необходимых услуг. Для последующей компенсации учредителям важно эти расходы документально подтверждать копиями платежных поручений при безналичной оплате услуг через банк или копиями приходных кассовых ордеров при оплате наличными деньгами.

Основные элементы любого рынка: спрос, предложение, цена.

Платежеспособный  спрос означает возможность удовлетворения потребностей с учетом денежных доходов населения и уровня розничных цен на предметы потребления.

Важное место  при обосновании сегмента и емкости рынка занимают перспективные нормы потребления. По продуктам питания рекомендованы следующие нормы на одну душу населения в кг. в год: хлебопродукты-115; картофель-110; овощи-130; фрукты и ягоды-90; сахар-40; мясо продукты-75; рыбопродукты-18 кг. По мере увеличения доходов растет потребление мяса и рыбопродуктов и сокращается потребление хлеба и картофеля.

Задача предприятия  – это завоевание рынка, обеспечение  конкурентоспособности реализации товаров. Для этого предприятия  планируют:

- общий объем оборота реализации товаров;

- сумму выручки  от продажи отдельных товарных  групп.

Методика формирования номенклатуры и ассортимента продукции  зависит от специфики отдельных  групп товаров и конкретных условий  функционирования предприятия. Принимаются различные методы расчетов с учетом тех факторов, которые оказывают решающее влияние на объем продаж тех или иных товаров.

Обычно расчеты  проводятся по следующим основным группам  товаров:

- мясо и мясопродукты;

- хлебопродукты,  мука, крупа, макаронные изделия;

- сахар и кондитерские  изделия;

- плодоовощная  продукция и фрукты;

- алкогольные  напитки;

- ткани, одежда, трикотажные изделия;

- товары культурно-бытового  и хозяйственного назначения.

5.3. Государственная  регистрация предпринимателей без  образования юридического лица

По закону, чтобы  гражданин стал индивидуальным предпринимателем он должен зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство.

Для этого он подает в исполком совета народных депутатов по месту жительства следующие  документы:

1) письменное заявление по установленной форме;

2) документ, подтверждающий  квалификацию, если предпринимательская  деятельность может представлять  угрозу жизни и здоровью людей  или окружающей среде (водители  автомобилей, врачи);

3) лицензию, если  данный вид деятельности подлежит лицензированию;

4) фотографию  и документ об уплате регистрационного  сбора.

Факт регистрации  или отказ в ней исполком обязан в письменной форме сообщить заявителю. Затем данные о зарегистрированном предпринимателе сообщаются государственной налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя, в Национальный статистический комитет Республики Беларусь для включения в государственный регистр Республики Беларусь. Предпринимателю выдается свидетельство.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике