Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Важное значение имеет  анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

Анализ эффективности  инвестиционных проектов издержек обращения  позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Оценка   конкурентоспособности   предприятия   на  конкретном  рынке

или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности  предприятия и мероприятия, которые  предприятие должно предпринять  для обеспечения конкурентных позиций  на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать  следующие показатели: потребность  в капиталовложениях фактических  и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции  и конкретным рынкам; ассортимент  конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость (“продуктовая дифференциация”; набор рынков или их сегментов для каждого продукта (“рыночная дифференциация”); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В современных условиях конкурентоспособность  предприятия на рынке является главным  критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления [3].

В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных объектов в условиях российской экономики, по нашей оценке, находится  в настоящее время почти на нулевом уровне.

По    методике    оценки    конкурентоспособности    предприятия предложение заключается в следующем:

    • уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов и  эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
    • прогнозировать перечисленные показатели минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность предприятия (К пред ) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

,                                                                   (1.1)

где: a– удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n;

        b– показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым Р. А. [24] рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран – 0,7, для внутреннего рынка – 0,5;

        Кij - конкурентоспособность i – го товара на j –м рынке.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому  является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и  важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности  представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Общая схема оценки конкурентоспособности

Оценка   конкурентоспособности   начинается   с   определения    цели

исследования:

1.  Если необходимо определить положение данного товара в ряду

аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по

       важнейшим  параметрам.

2.    Если   целью   исследования   является  оценка  перспектив  сбыта

       товара  на конкретном рынке, то в  анализе должна использоваться  информация, включающая сведения  о товаре, который выйдет на  рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

    • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
    • анализируются направления развития аналогичных разработок;
    • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
    • анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает  “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его  развития, связанное с длительностью  осуществления разработки и производства товаров.

На основе изучения рынка  и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих  в оценке.

При   анализе   должны   использоваться   те   же   критерии,   которыми

оперирует потребитель, выбирая  товар.

По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько  эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

            Анализ  конкурентоспособности   начинается  с  оценки  нормативных  параметров. Если хотя бы один  из них не соответствует уровню, который предписан действующими  нормами и стандартами, то дальнейшая  оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

Исключения могут составить  случаи, когда покупатель заинтересован  в некотором превышении действующих  норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет  групповых показателей, которые  в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени  удовлетворения потребности по этой группе.

Рассчитывается интегральный показатель, который используется для  оценки конкурентоспособности анализируемой  продукции по всем рассматриваемым  группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности  используются для выработки вывода о ней, а также для выбора путей  оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует  также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие  рекламы, торгово-политические отношения  между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:

            - изменение  состава,  структуры  применяемых  материалов  (сырья,

                 полуфабрикатов),    комплектующих    изделий   или   конструкции

    продукции;

    • изменение порядка проектирования продукции;
    • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки;
    • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    • изменение порядка реализации продукции на рынке;
    • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    • изменение системы стимулирования поставщиков;
    • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых  решений при:

    • комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
    • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
    • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
    • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
    • контроле качества продукции;
    • установлении цен на продукцию;
    • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
    • аттестации продукции;
    • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
    • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
    • подготовке информации для рекламы продукции;
    • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
    • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

1.2 Направления и  факторы, определяющие повышение  конкурентоспособности предприятия  в современных условиях

 

В последние десятилетия  в условиях глобализации экономики  отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России отечественным  предприятиям приходится выдерживать  серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей. В современных условиях происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Предприятие может успешно  существовать и развиваться только в том случае, если обладает конкурентными преимуществами, которые создают предпосылки для высокого уровня производительности и эффективности деятельности. Эффективность работы предприятия зависит от следующих факторов [17, с. 110]:

    • качества целеполагания, т. е. соответствия планируемых целей требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам работников;
    • адекватности выбранных стратегий поставленным целям;
    • силы и направленности мотиваций, побуждающих членов предприятия к достижению целей;
    • объема и качества вовлекаемых в производство ресурсов.

А. Чаплина и И. Войцеховская отмечают, что три первых фактора характеризуют стратегический аспект эффективности управления, а последний - тактический. Стратегический и тактический аспекты формируют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: рыночное позиционирование и текущую эффективность.

Рыночное позиционирование предприятия формируется под  влиянием факторов внешней конкурентной среды и означает осуществление  отличных от конкурентов видов деятельности. Рыночное позиционирование заключается  в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.

Текущая эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты; она включает оценку эффективности выполнения видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства.

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня