Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение основных направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия;
изучить направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях;
привести общую характеристику и провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия;
определить пути повышения конкурентоспособности предприятия и провести их экономическую оценку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Тенденции теоретических подходов к формированию конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Направления и факторы, определяющие повышение конкурентоспособности предприятия в современных условиях 18
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «Спектр» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 39
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 56
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НПП «СПЕКТР» 67
3.1 Определение путей повышения конкурентоспособности предприятия 67
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 95

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышен%D.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)

 

Коэффициент автономии с 31.12.2008 г. по 31.12.2009 г. увеличивается: с 36,7% до 60,8%, что означает увеличение доли собственного капитала в общей величине капитала на 24,1%. Динамика коэффициента маневренности свидетельствует о росте той доли источников собственных средств, которая находится в мобильной форме на 25,2%, и на конец 2009 г. его значение соответствует рекомендуемому. Значение коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными средствами на конец 2009 г. не соответствует рекомендуемому, что свидетельствует о том, что ООО «НПП «СПЕКТР» осуществляет финансирование оборотных активов за счет собственных средств.

Динамика коэффициента автономии  с 31.12.2009 г. по 31.12.2010 г. имеет положительную  тенденцию: рост с 60,8% до 70,3%, что означает увеличение доли собственного капитала в общей величине капитала на 9,5%. Динамика коэффициента маневренности свидетельствует об увеличении той доли источников собственных средств, которая находится в мобильной форме на 6,7%, и на конец 2010 г. его значение соответствует рекомендуемому. Значение коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными средствами на конец 2010 г. не соответствует рекомендуемому, что свидетельствует о том, что ООО «НПП «СПЕКТР» осуществляет финансирование оборотных активов за счет собственных средств.

Динамика данных коэффициентов  нашла отражение на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ООО «НПП «СПЕКТР»

Обобщающим показателем  финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов  и затрат, расчет которого представлен  в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Анализ финансовой устойчивости ООО «НПП «СПЕКТР» по абсолютным показателям

Показатели

Абсолютные величины (тыс. руб.)

На 31.12.08

На 31.12.09

Отклонение (+,-)

На 31.12.10

Отклонение (+,-)

1. Источники  собственных средств

3 494

7 806

+4 312

8 944

+1 138

2. Внеоборотные  активы

1 858

2 187

+329

1 908

-279

3. Источники  собственных оборотных средств  для формирования запасов и  затрат (СОС)

1 636

5 619

+3 983

7 036

+1 417

4. Долгосрочные  кредиты и займы

-

-

-

-

-

5. Источники  собственных средств, скорректированные  на величину долгосрочных заемных  средств (ФК)

1 636

5 619

+3 983

7 036

+1 417

6. Краткосрочные  кредитные и заемные средства

-

700

+700

739

+39

7. Общая  величина источников средств  с учетом долгосрочных и краткосрочных  заемных средств (ВИ)

1 636

6 319

+4 683

7 775

+1 456

8. Величина  запасов и затрат, обращающихся  в активе баланса (ЗЗ)

2 956

2 625

-331

3 815

+1 190

9. Излишек  источников собственных оборотных  средств (Фс=СОС-ЗЗ)

-1 320

2 994

+4 314

3 221

+227

10. Излишек  источников собственных средств  и долгосрочных заемных источников (Фт=ФК-ЗЗ)

-1 320

2 994

+4 314

3 221

+227

11. Излишек  общей величины всех источников  для формирования запасов и  затрат (Фо=ВИ-ЗЗ)

-1 320

3 694

+5 014

3 960

+266

12. З-х  комплексный показатель финансовой  ситуации S(Ф)=[S(Фс), S(Фт), S(Фо)]                            

0

1

1

0

1

1

0

1

1


 

По данным таблицы 2.5 можно сделать вывод об абсолютной независимости финансового состояния ООО «НПП «СПЕКТР» (все параметры Ф > 0) в 2009 и в 2010 гг. В 2008 г. положение предприятия было кризисным. Абсолютная устойчивость финансового состояния ООО «НПП «СПЕКТР» свидетельствует о том, что  запасы и затраты предприятия меньше суммы собственных оборотных средств и кредитов банка под товарно-материальные ценности.

Излишек собственных оборотных средств, а также собственных средств и долгосрочных заемных источников на 31.12.2009 г. составил 2 994 тыс. руб. Излишек общей величины основных источников возрос за период с 31.12.2008 г. по 31.12.2009 г. на  5 014 тыс. руб.

Излишек собственных оборотных  средств, а также собственных  средств и долгосрочных заемных  источников на 31.12.2010 г. составил 3 221 тыс. руб. Излишек общей величины основных источников возрос за период с 31.12.2009 г. по 31.12.2010 г. на  266 тыс. руб.

Показатели финансовых результатов  составляют основу экономического развития предприятия и представлены в  приложении 5.

Сумма выручки в 2009 году увеличилась  на 953 тыс. руб. (3,04%). Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг стала  меньше на 1 253 тыс. руб. (39,56%).Снижение коммерческих расходов ООО «НПП «СПЕКТР» составило 715 тыс. руб. (2,79%). Снижение расходов предприятия оказало положительное влияние на сумму  прибыли от продаж: в 2009 году она возросла по сравнению с 2008 годом на 2 921 тыс. руб. (115,68%).

В сумме прочих доходов  и расходов предприятия наиболее существенными являются показатели прочих доходов и расходов ООО «НПП «СПЕКТР»: соответственно снижение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 169 тыс. руб. (74,78%) и появление в сумме 41 тыс. руб. Показатель чистой прибыли по сравнению с 2008 г. возрос на 2 396 тыс. руб. (126,04%).

Вертикальный анализ прибыли  ООО «НПП «СПЕКТР» позволил убедиться, что как в 2008 г., так и в 2009 г. наиболее существенными в уровне выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг являются показатели валовой прибыли (89,89% и  94,07% соответственно) и коммерческих расходов (81,83% и  77,20% соответственно).

 

 

Динамика структуры выручки  от продажи товаров, продукции, работ, услуг незначительна по всем статьям  за исключением прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли: увеличение соответственно на 8,81%, 8,14% и 7,24%.

Сумма выручки в 2010 году сократилась по отношению к 2009 году достаточно существенно - на 5 233 тыс. руб. (16,21%). Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг возросла на 944 тыс. руб. (49,32%). Также произошло снижение коммерческих расходов ООО «НПП «СПЕКТР» на 2 798 тыс. руб. (11,23%). Значительный прирост себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг а также коммерческих расходов предприятия оказал негативное влияние на сумму  прибыли от продаж: в 2010 году она сократилась на 3 379 тыс. руб. (62,05%).

В сумме прочих доходов  и расходов предприятия появились показатели процентов к получению (47 тыс. руб.) и процентов к уплате (146 тыс. руб.). Динамика прочих доходов и расходов ООО «НПП «СПЕКТР» незначительна: сокращение на 19 и 41 тыс. руб. соответственно.

За счет значительного  роста предприятия показатель чистой прибыли по сравнению с 2009 г. сократился на 3 456 тыс. руб. (63,27%).

Вертикальный анализ прибыли  ООО «НПП «СПЕКТР» за период с 2009 по 2010 гг. позволил убедиться, что наиболее существенными в уровне выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг продолжают оставаться показатели валовой прибыли (94,07% и  89,43% соответственно) и коммерческих расходов (77,20% и 81,79% соответственно).

На рисунке 2.5 представлена разбивка выручки по направлениям деятельности предприятия.

Рисунок 2.5 Динамика структуры выручки ООО «НПП «СПЕКТР» по видам деятельности

 

Как видно из данных, представленных на рис. 2.5 наибольшую долю в структуре  выручки от продаж занимает выручка  от продажи кассовых аппаратов: 12 154 тыс. руб. или 38,8% в 2008 г., 14 106 тыс. руб. или 43,7% в 2009 г. и 11 332 тыс. руб. или 41,9% в 2010 г. Также в структуре выручки достаточно большую долю занимает продажа оборудования для штрихового кодирования: соответственно в 2008-2010 гг. 20,1%, 19,5% и 23,8%.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами.

В таблице 2.6 приведены показатели рентабельности ООО «НПП «СПЕКТР».

Отражение динамики показателей  рентабельности деятельности ООО «НПП «СПЕКТР» представлено на рисунке 2.6.

Расчет рентабельности продаж выявил рост прибыли на единицу реализованной  продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 8,81%. Расчет бухгалтерской рентабельности от обычных видов деятельности показал  увеличение уровня прибыли после  выплаты налогов на 8,14%.

 

Таблица  2.6

Показатели рентабельности ООО «НПП «СПЕКТР»

Показатель

Формула расчета

2008 г.

2009 г.

Абсолютное отклонение

2009 от 2008

2010 г.

Абсолютное отклонение 2010 от 2009

1

2

3

4

5=4-3

6

7=6-4

1.Рентабельность продаж

(Прибыль от продаж/Выручка  от продаж)∙100

8,06

16,87

+8,81

7,64

-9,23

2.Бухгалтерская рентабельность  от обычных видов деятельности

(Прибыль до налогообложения/  Выручка от продаж)∙100

8,78

16,92

+8,14

7,42

-9,50

3.Чистая рентабельность

(Чистая прибыль/ Выручка  от продаж)∙100

6,07

13,31

+7,24

4,77

-8,54

4. Затратоотдача

(Прибыль от продаж/Затраты  на производство и реализацию  продукции)∙100

8,77

20,30

+11,53

8,27

-12,02


 

Рисунок 2.6 Динамика показателей рентабельности деятельности ООО «НПП «СПЕКТР»

 

При расчете чистой рентабельности наблюдается прирост чистой прибыли  на единицу выручки на 7,24%. Расчет затратоотдачи выявил рост прибыли, приходящейся на 1 тысячу рублей затрат, на 11,53%.

Расчет рентабельности продаж ООО «НПП «СПЕКТР» выявил спад прибыли на единицу реализованной продукции в 2010г. по сравнению с 2009 г. на 9,23%. Расчет бухгалтерской рентабельности от обычных видов деятельности показал снижение уровня прибыли после выплаты налогов на 9,5%. При расчете чистой рентабельности наблюдается уменьшение чистой прибыли на единицу выручки на 8,54%. Расчет затратоотдачи выявил спад прибыли, приходящейся на 1 тысячу рублей затрат, на 12,02%.

Таким образом, в 2009-2010 гг. ООО «НПП «СПЕКТР» находится в устойчивом финансовом положении, является платежеспособным предприятием активно увеличивающим стоимость собственных чистых активов.

От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ.

Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами.

В таблице 2.7 произведен анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Из таблицы 2.7 видно, что численность персонала с 2008 года по 2009 год увеличилась на 3 человека или 17,69%. Основное влияние на данное снижение оказал прирост численности основных производственных работников. В основном это были специалисты по ремонту и техническому обслуживанию ККМ и ККТ.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. численность персонала возросла на 2 человек или 10%. Это произошло за счет увеличения численности продавцов-консультантов.

 

Таблица 2.7

Обеспеченность ООО «НПП «СПЕКТР» трудовыми ресурсами

Категория работников

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение (+,-), чел. 

Темп роста (снижения), %

2009 от 2008

2010 от 2009

2009 от 2008

2010 от 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

Административно-управленческий персонал

4

4

4

-

-

100,0

100,0

Директор

1

1

1

-

-

100,0

100,0

Менеджер по работе с клиентами

1

1

1

-

-

100,0

100,0

Менеджер по производству

1

1

1

-

-

100,0

100,0

Главный бухгалтер

1

1

1

-

-

100,0

100,0

Основные производственные работники

13

16

18

+3

+2

123,1

112,5

Продавцы-консультанты

4

3

5

-1

+2

75,0

166,7

Технологи

2

3

2

+1

-1

150,0

66,7

Инженеры

1

2

2

+1

-

200,0

100,0

Специалисты по ремонту и  техническому обслуживанию ККМ и  ККТ

6

8

9

+2

+1

133,3

112,5

Общая численность  персонала 

17

20

22

+3

+2

117,6

110,0


 

Необходимо также проанализировать структуру персонала ООО «НПП «СПЕКТР» (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 Динамика структуры персонала ООО «НПП «СПЕКТР»

 

Данные рисунка 2.7 свидетельствуют о положительной динамике динамике основной категории персонала ООО «НПП «СПЕКТР». Доля данной категории персонала возросла в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 3,5% и составляет 80%. В 2010 г. доля данной категории возросла на 1,8%.

Большинство работников ООО «НПП «СПЕКТР» имеет высшее или среднее специальное образование, что подтверждается данными таблицы 2.8.

 

Таблица  2.8

Возрастной состав работников ООО «НПП «СПЕКТР» и степень их образованности

Группы работников

Средний  возраст

Образование

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009г.

2010г.

Административно-управленческий персонал

33

34

35

Высшее

Высшее

Высшее

Основные производственные работники

27

31

33

Высшее, незаконченное высшее, основное среднее, среднее специальное

Высшее, незаконченное высшее, основное среднее, среднее специальное

Высшее, незаконченное высшее, основное среднее, среднее специальное


 

Средний возраст коллектива 30-32 года. Высшее образование имеют 9 сотрудников, среднее специальное образование - 10.

2.3 Анализ конкурентоспособности  предприятия

 

Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Изучение конкурентов необходимо для успешной работы предприятия. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их слабости и сильные стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Важным  этапом исследований конкуренции  на рынке является сбор и анализ информации, необходимой в конечном итоге для выбора конкурентных стратегий.

Традиционным методом  анализа сил конкуренции является модель М. Портера, которая учитывает  пять конкурентных сил, действующих  на рынке. Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли  объединены в группы и представлены на рисунке 2.8.

Информация о работе Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия и пути ее повышеня