Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:38, дипломная работа
По данным социологического опроса, в нашей стране около трети населения не в состоянии оплатить дорогостоящее платное медицинское обслуживание, около 62% жителей могут позволить себе некоторые платные услуги, и лишь 5% жителей страны считают, что медицина должна быть платной.
Введение………………………………………………………………..……..3
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации………5
1.1Деятельность Страховых медицинских организаций в обязательном
медицинском страховании………………………………………..……………….5
1.2 Специфика деятельности Страховых медицинских организаций…….8
1.3 Комплексный анализ реализации программы государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году………………………………….....10
Глава 2 Особенности финансовой деятельности страховых медицинских организаций……………………………………………………………………….20
2.1 Методика работы с обращениями застрахованных в страховых медицинских организациях………………………………………………….…...20
2.2 Методика проведения медико-экономической экспертизы страховыми медицинскими организациями…..……………………………………………….24
2.3 Порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2005г.29
Глава 3 Совершенствование финансовой деятельности страховых медицинских организаций (на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»)..……………………………………………………………………………...38
3.1 Оценка эффективности финансирования страховой медицинской организации……………………………………………………………………......38
3.2 Анализ движения финансовых средств страховой медицинской организации…………………………………………………………….……….…43
3.3 Анализ финансово-экономической деятельности Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»………………………………….…………………………...48
Заключение……………..…………...……………………………………………..54
Список использованных источников………….……………..…………….…….56
Федеральное агентство по образованию
Ульяновский государственный технический университет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ
на примере Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС»
Студент Сидорова Алла Ивановна __________
Руководитель Разнодежина Эльвира Николаевна __________
Рецензент Федулова Татьяна Ивановна __________
Ульяновск 2005
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации………5
1.1Деятельность Страховых
медицинских организаций в
медицинском страховании………………………………………..……
1.2 Специфика деятельности Страховых медицинских
организаций…….8
1.3 Комплексный анализ
реализации программы
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2001-2004гг. и особенностях ее формирования в 2005 году………………………………….....10
Глава 2 Особенности финансовой деятельности страховых медицинских
организаций…………………………………………………
2.1 Методика работы
с обращениями застрахованных
в страховых медицинских
2.2 Методика проведения
медико-экономической экспертиз
2.3 Порядок финансового
взаимодействия и расходования
средств в системе
Глава 3 Совершенствование финансовой деятельности страховых
медицинских организаций (на примере Ульяновского
филиала ОАО «РОСНО-МС»)..……………………………………………
3.1 Оценка эффективности
финансирования страховой
3.2 Анализ движения
финансовых средств страховой
медицинской организации…………………
3.3 Анализ финансово-
Заключение……………..…………...………………
Список использованных источников………….……………..…………….……
Приложение …………………..………………………………….……………….
По данным социологического опроса, в нашей стране около трети населения не в состоянии оплатить дорогостоящее платное медицинское обслуживание, около 62% жителей могут позволить себе некоторые платные услуги, и лишь 5% жителей страны считают, что медицина должна быть платной.
Широкая общественность не принимает рыночных отношений в такой отрасли народного хозяйства, как здравоохранение, не согласна с резким расслоением по уровню оснащения медицинских учреждений разного уровня, не будучи готовой и не имея средств оплатить предоставление дорогих медицинских услуг, требует их оказания.
В связи с этим, как никогда актуально стоит вопрос о финансировании программ обязательного медицинского страхования, о доведении до широких масс общественности выводов, что в итоге реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», можно с уверенностью сказать, в стране сложилась система обязательного медицинского страхования с ее адресным финансово-экономическим механизмом, и это позволило сформировать независимый от бюджетной конъюнктуры стабильный источник финансирования медицинской помощи населению.
Многочисленные работы разных авторов по обязательному медицинскому страхованию никогда не собирали воедино вопросы, рассмотренные в настоящей работе. В работе подробно изучены особенности страховых медицинских организаций, система финансирования их, взаимодействие с Территориальными фондами обязательного медицинского страхования, возможности обязательного медицинского страхования, как формы социального страхования и обеспечения конституционного права граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
В работе были использованы разработки ведущих специалистов страхования, здравоохранения, лечебно-хозяйственной деятельности, обязательного медицинского страхования.
Деятельность страховой
медицинской организации с
Теоретической базой
исследования послужили законы Российской
Федерации и Постановления
В работе рассмотрены
методические подходы к анализу
финансово-экономической
По завершении исследования был сделан доклад в отделе бухгалтерского учета и отчетности Ульяновского филиала ОАО «РОСНО-МС», результаты исследования и выводы были приняты к сведению работников.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1 Развитие медицинского страхования в Российской Федерации
1.1 Деятельность Страховых медицин
В настоящее время обязательное медицинское страхование осуществляется в России на основании Закона о медицинском страховании, принятого Верховным Советом Российской Федерации 28 июня 1991 года. В соответствии с преамбулой и ст.1 Закона о медицинском страховании обязательное медицинское страхование является гарантией конституционного права граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь [2,c.3].
В нашей стране реализация гражданами своих конституционных прав во многом связана не с активной позицией самого гражданина, а с деятельностью специально созданных для этих целей органов и организаций. Ввиду этого наиболее существенные из поправок к Закону о медицинском страховании состояли в образовании самостоятельных государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений – Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации [2,c.23]. Именно этим организациям было поручено реализовывать государственную политику в области обязательного медицинского страхования, в том числе и обеспечивать права граждан в системе обязательного медицинского страхования.
Статьей 41 Конституции предусмотрено право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и, таким образом, данное право относится к основным (конституционным) правам граждан в Российской Федерации [1,c.59].
Однако между провозглашением данного права Конституцией и реальной возможностью его осуществления гражданами лежит «дистанция огромного размера», преодолеть которую без дополнительных мер практически невозможно.
Необходимые меры, обеспечивающие реализацию провозглашенного права гражданином, обязано принять государство. Эта обязанность государства закреплена в Конституции. Часть 1 ст.17 и часть 1 ст.45 Конституции возлагает в первую очередь на государство обязанность гарантировать и защищать предоставленное гражданину право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь [1,c.38,89].
Одной из необходимых мер, обеспечивающих реализацию этого права, является обязательное медицинское страхование. Оно организуется в соответствии с нормами Закона о медицинском страховании и обеспечивает в определенных законом пределах бесплатность для граждан оказываемой им медицинской помощи. Эта бесплатность достигается посредством особого финансового механизма, основанного на сборе и аккумуляции для целей оплаты оказанной гражданам медицинской помощи средств обязательных платежей – страховых взносов на обязательное медицинское страхование. При этом соответствующая финансовая деятельность по сбору и аккумуляции страховых взносов осуществляется специализированными органами государственного управления – фондами обязательного медицинского страхования [2,c.23].
В классической модели обязательного
медицинского страхования, используемой
в Германии, Франции и ряде других
государств, фонд напрямую оплачивает
медицинским учреждениям
Именно эта организация (а не фонд) должна в соответствии со ст.ст.4 и 15 Закона о медицинском страховании, организовать предоставление гражданам бесплатной для них медицинской помощи и оплачивать (финансировать) данную помощь из переданных ей фондом средств, а также защищать интересы застрахованных ею граждан [2,c.12,23]. При этом в соответствии с абзацем 1 ст.20 и ст. 23 Закона о медицинском страховании, обязанность по оказанию медицинской помощи гражданам в обязательном медицинском страховании, по общему правилу, возникает у медицинского учреждения в случае, когда страховая медицинская организация заключила с данным медицинским учреждением соответствующий договор на предоставление медицинских услуг застрахованным ею гражданам [2,c.34,46].
Предусмотренное Законом
о медицинском страховании
Несмотря на основную свою цель – получение прибыли (ст. 50 ГК РФ), эти организации должны, в соответствии со ст. 15 Закона о медицинском страховании, осуществлять данную деятельность на некоммерческой основе, то есть не имея намерения получить прибыль [1,c.28]. Подобная ситуация достаточно парадоксальна, тем более, что для многих страховых медицинских организаций деятельность по обязательному медицинскому страхованию является на только основной, но и единственной, однако, таково намерение российского законодателя.
Впрочем, принцип некоммерческого характера деятельности данных организаций реализован в законодательстве недостаточно последовательно. Примером тому могут служить нормы, содержащиеся в п. 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №1018.
В соответствии с данными нормами страховая медицинская организация может получать собственный доход (от инвестиционной деятельности и от экономии средств, выделенных ей на ведение дела) и является плательщиком налога на прибыль от «некоммерческой» деятельности по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, безусловно, перспективное дальнейшее поступательное развитие обязательного медицинского страхования. Следует категорически отмежеваться от сведения Обязательного медицинского страхования к «расчетной» функции в здравоохранении, и необходимо дальнейшее совершенствование организации системы Обязательного медицинского страхования и принципов его регулирования.
1.2 Специфика
деятельности Страховых
В ходе реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» в части обязательного медицинского страхования проявилось, что последнему присуща определенная двойственность, так как для него характерны признаки как классического вида личного страхования деятельности, так и социального страхования с предусмотренной всеобщностью и обязательной формой проведения и использования текущих поступлений для текущих выплат.