Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа
Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.
Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2012 год, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.
Введение..............................................................................................................4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности....................................................................................................6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.......................................................................................................6
1.2. Организация приватизации......................................................................................................10
1.3. Методы и способы приватизации.......................................................................................................13
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации.......................................................................................................15
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..............................................................................................................18
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………......18
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................................................................................20
2.3 Мировой опыт приватизации……………………………………………....23
3. Перспективы развития процессов приватизации в республике……………………………………………….……………………...26
3.1 Проблемы приватизации………………………………………………………………………….26
3.2 Итоги приватизации………………………………………..……………….27
Заключение...........................................................................................................32
Список использованных источников............................................................................................................34
А. Синкевич
Ретроспектива
Приватизация в Беларуси началась позже,
чем у соседей – осенью 1993 г., и имела целью
трехкратное уменьшение доли госсектора
в ВВП до 30% и ниже. Однако А. Лукашенко,
пришедший к власти годом позже, сумел
ее эффективно затормозить и почти полностью
свернул в 1998 г. В дальнейшем приватизация
носила точечный характер, а доля частного
сектора в ВВП росла медленно, преодолев
в 2012 году 30% рубеж.
В 2000-х годах белорусская экономика, имеющая
перерабатывающий характер, переживала
бурный рост в условиях резкого удорожания
российских энергоносителей. Эти факторы
вызвали драматическое нарастание отрицательного
сальдо счета текущих операций, достигнувшего
в 2010 г. 15% от ВВП. Для финансирования этого
дефицита активно привлекались внешние
кредиты, сумма которых в итоге превысила
40% ВВП, сравнявшись с соответствующими
средними показателями стран Восточной
Европы.
Однако даже в этих непростых условиях
приватизация не стала приоритетным инструментом
привлечения финансовых ресурсов: за период
2008-2012 гг. выручка от приватизации составила
лишь около 4 млрд. долл. Для сравнения
– за этот же период государство дополнительно
привлекло внешних кредитов на 10,5 млрд.
долл.
Почему сейчас приватизация
почти заморожена
Заявления А. Лукашенко свидетельствуют
о том, что ограничение приватизационных
процессов является осознанным выбором
белорусского руководства, исходящим
из уверенности, что прибыль не является
главным критерием эффективности хозяйственной
деятельности, частный бизнес не всегда
действует в интересах общества, а его
присутствие наиболее целесообразно в
секторе малого бизнеса.
Поэтому неверно утверждать, будто белорусская
стратегия в области приватизации – экстренное
реагирование на возникновение кассовых
разрывов в системе государственных финансов.
Неслучайно инициатива правительства
М. Мясниковича по приватизации 2000 предприятий,
предложенная осенью 2011 г. на фоне острого
валютного кризиса, была в резкой форме
раскритикована и отвергнута Александром
Лукашенко.
Неспешная динамика приватизационных
процессов после начала мирового кризиса
в 2008 г. говорит не о нежелании белорусских
властей заниматься приватизацией, а о
сложности выполнения потенциальными
инвесторами двух ключевых условий государства:
1) Максимально возможная цена приватизационной
сделки.
2) Гарантии загрузки производственных
мощностей приватизируемого предприятия.
Если же инвестор и власть находят консенсус
по этим двум пунктам, становится возможной
приватизация практически любого госпредприятия,
даже стратегического значения. Но если
консенсуса нет, то приватизация останавливается
независимо от ранее заявленных планов,
оглашенных списков приватизируемых предприятий,
требований МВФ и банка ЕврАзЭС.
Подтверждением этого тезиса является
успешная сделка Газпрома по приобретению
газотранспортного предприятия Белтрансгаз
в 2011 г.: она состоялась уже после окончания
валютного кризиса и на белорусских условиях
– по максимальной цене (5 млдр. долл), с
гарантиями увеличения транзита газа
и снижения цены на газ для Беларуси в
2 раза. В то же время российский олигарх
Керимов получил жесткий отказ и был публично
осмеян Александром Лукашенко за попытку
дачи взятки в 2012 г. размере 5 млрд. долл.
ради двукратного удешевления приватизационной
цены Беларуськалия.
Таким образом, процессы приватизации
тормозятся в последние годы по внешним
причинам (мировой кризис), и по внутренним
(жесткие условия властей), в силу чего
инвесторы неохотно вкладывают в белорусские
предприятия, а власти боятся продешевить.
Белорусские власти не форсируют даже
внедрения отчетности по МСФО, хотя это
могло бы значительно облегчить общение
с инвесторами. Отчетность по МСФО формируется
лишь самыми крупными госпредприятиями.
Данный факт вновь подтверждает, что массовую
приватизацию государство не готовит.
Более того, в последние годы усилился
тренд на национализацию бывших госпредприятий,
новые хозяева которых подозреваются
в использовании серых схем или в финансировании
оппозиции. Именно по этим причинам Марат
Новиков лишился своих пакетов акций на
фабриках Коммунарка и Спартак в 2012 г.
Свои действия руководство страны обосновывает
тем, что приватизация 90-х была непродуманной
и многие предприятия были просто «прихвачены»
за бесценок. По духу данная кампания напоминает
великобританский «налог на доходы, принесенные
ветром» (windfall tax).
Сколько продлится
статус-кво
Хотя условия белорусских властей отпугивают
спекулятивный капитал, они зачастую являются
приемлемыми для инвесторов из реального
сектора, нуждающихся в белорусских мощностях
для расширения собственного производства.
Такой инвестор готов мириться с потерями
рентабельности в белорусских звеньях
своей технологической цепочки, довольствуясь
увеличением прибыли за счет наращивания
производства и продаж всей своей группы
компаний.
Но приток подобных инвесторов будет весьма
ограниченным до момента оживления мировой
или хотя бы российской экономики. Тогда
возрастут возможности белорусских предприятий
генерировать положительные денежные
потоки, и, соответственно, повысится их
привлекательность для инвесторов.
Так что можно прогнозировать, что заявленные
планы о привлечении 4,5 млрд. долл. за счет
продажи госсобственности в 2014 году останутся
лишь очередным необязательным плановым
показателем. Надежды некоторых экспертов
на то, что кризисные условия вынудят руководство
страны резко смягчить свою позицию, ничем
не подкреплены: кризисные явления 1998,
2009 и 2011 гг. не повлекли ни массовой приватизации,
ни резкого снижения цен на продаваемые
активы, ни смягчения требований к инвесторам.
Тем более, что в настоящее время Беларусь
более защищена от драматических событий
в экономике за счет своих золотовалютных
резервов в размере 7 млрд. долл, что вдвое
превышает их уровень в кризисный 2011 год.
Возможна ли интенсификация
приватизации?
Разумеется, полностью нельзя исключать
пересмотра нынешних подходов белорусского
руководства к вопросам приватизации,
но происходить это может только постепенно.
Если стагнация белорусской экономики,
начавшаяся в 2012 году, затянется, а прежние
методы снятия структурных дисбалансов
не исправят отрицательного сальдо внешней
торговли, то следует ожидать активизации
в белорусской власти представителей
так называемого «либерального лобби».
Они будут подталкивать президента и его
окружение к приватизации, как к единственному
выходу из кризиса, и это влияние уже ощущается:
последние годы представители власти
все чаще озвучивают рыночные лозунги
повышения рентабельности, системной
приватизации, а окупаемость требуют даже
от культурно-социальных проектов.
Как показывает опыт приватизации в России
и Украине в 90-е, попытки местных чиновников
решить сложные проблемы за счет быстрой
распродажи имущества связаны прежде
всего их стремлением монетизировать
свои властные полномочия. Приватизация,
проводимая с подобными целями, ведет
лишь к деиндустриализации, депопуляции
и возникновению узкой прослойки олигархов,
активно влияющих на власть.
Таким образом, возможная ползучая интенсификация
приватизации «сверху» будет результатом
деморализации властной элиты, и, в свою
очередь, станет разлагать ее легкими
деньгами от распродажи госимущества,
одновременно снижая управляемость в
государстве. Очевидно, А.Лукашенко не
заинтересован в подобном развитии событий,
что является еще одной причиной его настороженного
отношения к приватизации.
Последствия точечной
приватизации
Политические эффекты гипотетической
приватизации напрямую связаны с ее массовостью.
Наиболее вероятным представляется, однако,
не массовый, а точечный вариант, который
и применяется последние 15 лет, в том числе
– с участием российских инвесторов.
Приватизация крупных объектов «своими»
лояльными бизнесменами не способна вызвать
политических изменений в краткосрочной
перспективе: такие инвесторы заинтересованы
в долгосрочной работе и предсказуемости
социально-экономического уклада в стране,
и в этом их цели совпадают с целями властей.
В качестве примеров можно назвать Газпром,
приобретший Белтрансгаз, или Сбербанк,
купивший БПС-банк. От подобной приватизации
политический режим в Беларуси может стать
даже более устойчивым в краткосрочной
перспективе. Но в долгосрочной перспективе
зависимость от крупного бизнеса, особенно
иностранного, может обернуться конфликтом
бизнеса с властью либо вырождением властных
элит в типичных компрадоров.
Управлять этими рисками можно через механизмы
государственно-частного партнерства.
Именно поэтому все крупные белорусские
бизнесмены плотно встроены в государственную
экономику и систему управления страной.
Чтобы полностью исключить неожиданности
во взаимоотношениях «государство-инвестор»
и получить рычаг влияния на приватизируемые
предприятия, в 2013 году был запущен процесс
принятия закона, наделяющего госпредставителей
правом «золотой акции» в случаях, угрожающих
общественной пользе и безопасности. Кроме
того, государство получит право выступать
на собраниях учредителей от имени отсутствующих
миноритариев.
Беларусь также обкатывает с иностранным
частным капиталом технологии партнерства
в виде транснациональных компаний. Одна
из первых ласточек - Белорусская калийная
компания - общий трейдер Беларуськалия
и Уралкалия. Скандальный развал данного
картеля летом 2013 г. показал неудовлетворительную
компетенцию белорусского менеджмента,
который должен был упредить этот разрыв.
Последующие жесткие действия белорусской
стороны были только ответной реакцией,
хотя и вполне эффективной. Тем не менее,
процесс создания транснациональных корпораций
продолжается, и нельзя исключать, что
белорусское руководство сделает правильные
выводы из прежних неудач.
Последствия массовой
приватизации
Если же вместо точечной приватизации
предположить массовую, то в случае ее
обвального характера серьезно изменится
социальный ландшафт Беларуси. Государство
будет не в состоянии защитить свою собственность
от спекулянтов и рейдеров, следует ожидать
массовых закрытий нерентабельных предприятий,
что неизбежно породит социальную напряженность
с непредсказуемыми последствиями.
При этом можно прогнозировать концентрацию
приватизированных активов в руках небольшого
числа новых олигархов. Население Беларуси
не обладает достаточными накоплениями
и не готово к быстрой полноценной народной
приватизации: опрос акционеров и менеджеров
в 2012 г. показал, что миноритарии стремятся
продавать свои акции поскорее и подороже,
но не участвовать в управлении и получении
дивидендов. Это подтверждается опытом
народного IPO Минского завода игристых
вин в 2012 и 2013 годах, где миноритарии оперативно
избавились от своих ценных бумаг в пользу
компании «Трайпл» Юрия Чижа, которая
смогла успешно консолидировать 15% акций
– основную часть 25-процентного проданного
государством пакета акций.
Таким образом, полноценная и быстрая
народная приватизация не представляется
возможной – для ее успеха требуется предварительная
длительная работа по воспитанию у граждан
чувства ответственного хозяина. Но если
этот этап будет успешно проведен, то в
белорусском социуме увеличится доля
малых собственников, которые наверняка
захотят принять участие в общественно-политической
жизни страны. Такой вариант вполне возможен,
хотя его вероятность и ниже, чем у точечной
или обвальной приватизации.