Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа
Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84
Особыми считаются водки, при производстве которых использованы различные вкусовые и ароматические добавки, улучшающие вкус и запах, смягчающие жгучий вкус спирта.
В витаминизированные водки вводят витамины А, С, В1, В2 из расчета суточной потребности организма в данных компонентах и особенностей рецептуры.
Вся алкогольная продукция подразделяется на произведенную в РФ и импортную. Для последней в ст. ст. 185, 186, 191 и 205 НК РФ, а также ст. ст. 164, 166, 167, 173, 187, 197, 209, 215, 234, 239, 243, 248, 252, 258, 264 и 269 Таможенного кодекса РФ установлены особенности налогообложения при ввозе и вывозе в зависимости от выбранного таможенного режима. Импортная алкогольная продукция маркируется не федеральными специальными марками, а акцизными марками (п. 2 ст. 12 Закона № 171-ФЗ).
В законодательстве некоторых стран установлены и иные основания классификации алкогольных напитков. Например, в Китае крепкие алкогольные напитки разделяются на произведенные из зерна и произведенные из сладкого картофеля. На первые ставка потребительского налога составляет 25%, а на вторые - 15%20
Крепкий алкоголь следует различать, прежде всего, по сырью, из которого он изготовлен.
Основу крепкого алкоголя в южной Европе всегда составляло вино, в странах с более холодным климатом - зерно или картофель. В Шотландии и Ирландии из ячменя научились делать виски, в Испании и Франции из винограда - бренди, в Польше и России из пшеницы - водку, а в Скандинавии из картофеля - аквавит21.
В странах Карибского бассейна отлично прижился сахарный тростник, из которого практически по всей Латинской Америке стали делать алкогольный напиток, впоследствии названный ромом. В Мексике начали изготовлять дистиллят из пульке, который сначала назывался «виски из агавы» или «вода жизни из агавы», а позже стал известен миру как «текила» и «мескаль»22.
Крепкий алкоголь также делится на выдержанный и невыдержанный. В процессе исторического развития были выработаны достаточно четкие правила, определявшие технологию производства и выдержки различных спиртных напитков. Так, например, минимальные сроки выдержки, определенные государственным законодательством для американского и канадского виски, составляют 2 года, для коньяка - 2,5, а для шотландского и ирландского виски - 3 года.
Правда, человечество не стало выдерживать все спиртное в бочках - это дорого, да и не всем нравится. Водки, джины и граппы по традиции не выдерживаются, поступая к потребителю прозрачными и бесцветными. А некоторые крепкие спиртные напитки, в том числе ромы, текилы, виноградные и фруктовые бренди, аквавиты, производят как в выдержанном, так и в невыдержанном вариантах.
Вообще же в мировой торговле крепкое спиртное грубо делится на white spirits (белые, как правило, невыдержанные спирты) и brown spirits (коричневые, то есть выдержанные спирты, хотя иногда темным цветом спиртное обязано не выдержке, а красителю - карамели).
Основных потребительских крепких спиртных напитков в мире - пять: водка, виски, бренди, ром и джин. Хотя, конечно же, мир крепкого алкоголя значительно богаче и шире, чем список из этих пяти названий и деление их на white spirits и brown spirits.
Итак, составим резюмируя вышесказанное, представим семейство современных крепких алкогольных напитков:
а) «чистые» спирты (без ароматических добавок) из винограда, фруктов, зерновых, сахарного тростника и сока агавы;
б) ароматизированные дистилляты из разного сырья (зерновые, виноградные, черная патока) - в первую очередь это джин, анис и аквавит;
в) напитки, приготовленные на различной спиртовой базе с применением большого числа ароматических и вкусовых добавок и сахара, - биттеры, ликеры, настойки и кремы23.
По данным статистики Сегодня более семи процентов жителей Москвы, а это около 400 000 человек, регулярно покупают дорогие спиртные напитки, которые в рознице стоят дороже чем 100-150 рублей за бутылку. По данным исследований РБК, московский рынок дорогих алкогольных напитков уже к концу 2010 года составил более 20 миллионов долларов ежемесячно24.
На рынке алкогольных напитков существует группа ведущих потребителей (около 30%), которые осуществляют почти 70% всех покупок на рынке. Другими словами, один ведущий потребителей тратит на спиртные напитки около 300 долларов в месяц. Это - сравнительно небольшая группа людей, порядка 100 000 человек, которые формируют основный рынок покупок дорогих спиртных напитков в Москве.
Максимальная же цифра затрат на спиртное отдельных жителей столицы достигает 2,000-2,500 долларов в месяц.
В целом, ведущие потребители покупают около 20 бутылок в месяц средней стоимостью 15 долларов за штуку. Остальная масса потребителей дорогого алкоголя, порядка 300-350 тысяч человек, покупает приблизительно 5 бутылок в месяц средней стоимостью около 5 долларов. Таким образом, складывается общая цифра объема продаж в 20,000,000 долларов и более25.
Покупательская корзина вин принципиально разная между ведущими и слабыми потребителями. Ведущие потребители покупают, прежде всего, французские вина (до 70% человек), а также испанские и итальянские вина (соответственно 20 и 30 процентов покупателей).
Слабые же потребители в покупках ориентируются на грузинские, молдавские и российские вина.
Покупка вин по странам-производителям:
Россия: сильный потребитель - 18% , слабый потребитель - 25%
Франция: сильный потребитель - 68% , слабый потребитель - 39%
Италия: сильный потребитель - 29%, слабый потребитель - 21%
Испания: сильный потребитель - 21%, слабый потребитель - 13%
Молдавия: сильный потребитель - 7%, слабый потребитель - 21%
Грузия: сильный потребитель - 25%, слабый потребитель - 48%
По прогнозам USDA-FAS, в сезоне 2010/11 производство вина в ЕС составит 156 млн. гектолитров, что на 3,5% меньше, чем было произведено в прошлом сезоне. Производство значительно сократится в Германии, Румынии и Венгрии; незначительно – во Франции, Италии и Испании. Рост производства ожидается в Португалии26.
Франция, несмотря на падение производства на 1,3% до 45,7 млн. гектолитров, останется крупнейшим производителем в мире с мировой долей в 17%. Италия и Испания займут 2-е и 3-е места по производству вина в ЕС с объемами производства соответственно 45,5 млн. гектолитров и почти 36 млн. гектолитров. Производство вина в Германии будет на четверть меньше прошлогоднего (6,9 млн. гектолитров). Производство в Португалии вырастет на 21,3% до 7,1 млн. гектолитров, а в Венгрии упадет на 30% и составит лишь 2,4 млн. гектолитров27.
По данным «Бизнес Аналитика», около 20% вина в мире производится в Италии, и половина от этого количества - в Сицилии. На урожайность итальянских виноградников благоприятное влияние оказали устойчивая солнечная погода и умеренное количество осадков.
В целом же, как утверждают специалисты, объем производимого в Италии вина в 2009 году достигли 4,5 млрд. литров.
При этом, как отмечают эксперты с 1998 года Италия последовательно сокращала площади своих виноградников, делая главный упор на повышение качества производимых вин.
Ранее значительная часть итальянского вина экспортировалась во Францию, где смешивалась с французскими винами с более низким содержанием алкоголя.
Франция считается мировым лидером в производстве вина в течение последнего десятилетия.
96% продукции Франция
В 2008 г. объем поставок коньяка французского производственного сектора составил 148,2 млн. бутылок. Аналитики предполагают, что в связи с падением уровня жизни среднего класса в мире коньяк станет более богемным напитком и его выпуск сократится примерно на 15%.
Крупнейшими потребителями французского коньяка являются США, Сингапур, Китай, Великобритания и Германия, а французский рынок занимает всего шестое место.
Эти четыре компании контролируют около 70% общего объема производства коньяка.
Меньше всего в 2008 г. из них продал Courvoisier (1,2 млн. кейсов). Падение продаж было вызвано снижением спроса на его основных рынках сбыта: США, Великобритании и России. Продажи Pernod, второго по величине производителя алкогольной продукции в мире после Diageo, упали на 13% в первом квартале 2009 г., включая сбыт коньяка Martell. Доходы от продаж коньяка Remy за этот год по конец марта включительно снизились на 20%, поскольку объем сбыта уменьшился на 13,6%, что в свою очередь было вызвано тем, что рост цен не смог компенсировать сокращение физических объемов в США и России, хотя продажи в Китае выросли более чем на 10%28.
Крупнейший производитель Hennessy также
сильно пострадал от мирового кризиса: падение продаж в первом
квартале составило 22%.
Такова на сегодняшний день ситуация на
мировом рынке. В любом случае – эти трудности
носят временный характер. Так или иначе,
но в 2011 г. мировой рынок коньяка начнет
подниматься.
Китай вышел на 7 место в мире по производству и продаже виноградных вин. В 2010 году КНР впервые стала ведущим импортером в стоимостном выражении вин бордо, обойдя по этому показателю Великобританию. В настоящее время Поднебесная производит почти столько же вина, сколько Россия. Этот показатель удерживается в пределах 70-75 млн. дал ежегодно. Немногим более 10 млн. дал КНР импортирует. По предварительным прогнозам, настоящие китайские вина появятся на полках российских магазинов лишь через 5-7 лет29.
В стране выращиваются такие сорта винограда, как Каберне, Совиньон и Мускат, а значит, производятся соответствующие сорта вина. Однако китайские виноделы уважают свои национальные традиции. Поэтому в Поднебесной выпускается также вино из орехов, слив и цветов лаврового дерева, а также легкий напиток из абрикосов и рисовое вино.
Эксперты Wine Institute (Ассоциация виноделов Калифорнии) заявляют, что объем экспорта вина из США в 2010 г. составил в денежном выражении USD1,14 млрд., что на 25,6% больше объема 2009 г. В натуральном выражении объем экспорта вина из США составил 4,26 млн. гл, что означает его рост на 2% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее активно продавалось вино из Калифорнии, доля этого штата в объеме экспорта в денежном выражении составила 90%.
В 2010 г. на предприятиях Калифорнии было произведено 21,8 млн. гл вина, что на 2% больше, чем в 2009 г. Из этого объема внутри страны было продано почти 18 млн. гл, что в денежном выражении (розничные цены) составило USD18,5 млрд. Калифорнийские вина в 2010 г. заняли долю в 60% от всех продаж вина в стране. Общий объем рынка вина в натуральном выражении в США в 2010 г. составил 29,7 млн. гл, что на 2% выше, чем в предыдущем году, а в денежном выражении (розничные цены) - USD30 млрд., что на 4% выше30.
В то же время, объем потребления вина в США остается низким, отмечают эксперты. Так, в расчете на душу населения он в 2010 г. составил всего 9,84 л, тогда как, например, во Франции составлял 53 л.
Винная индустрия в Новой Зеландии развивается довольно быстрыми темпами, отмечают аналитики. Например, производственная площадь под виноградниками за последние 10 лет выросла втрое - до 33,4 тыс. га, а объем экспорта вина в денежном выражении - в 9 раз, до USD788 млн. Более того, вино является наиболее растущей категорией экспорта страны, так как в 2009 г. экспорт вина увеличился на 30%, а в 2010 г. - на 22%31.
Главными потребителями новозеландского вина являются Великобритания, Австралия, США и Канада, доля которых в экспорте 2010 г. составила 89%32.
Согласно прогнозам министерства сельского хозяйства США, урожай технического винограда в Австралии в сезоне-2010/11 упадет на 10% и составит всего лишь 1,45 млн. тонн. Столь ощутимое падение производства объясняется неблагоприятными погодными условиями, наблюдавшимися в крупнейших производственных регионах страны. Таким образом, производство вина в Австралии составит 10,5 млн. гектолитров (гл), что на 2% ниже результата прошлого сезона.
В то же время, объем экспорта вина из страны будет наивысшим с сезона 2006/07 и достигнет 7,8 млн. гл. Главными потребителями австралийской продукции останутся Великобритания, США, Канада, Китай и Германия33.
На протяжении последних 5 лет объем производства вин в Китае растет на 15-20% ежегодно. При этом среднее количество потребления на душу населения составляет около 1 л на человека в течение года. По оценкам экспертов, в КНР мода на вино навязана западными странами, где наблюдается перепроизводство подобных напитков. Среди поклонников натурального вина в стране, главным образом, представлен средний класс, который насчитывает всего 300 млн. чел.
В Грузии в 2010 году экспорт винной продукции возрос на 34% и составил 14 млн. 595 тыс. 8 бутылок.
По информации министерства сельского хозяйства Грузии, больше всего вина экспортировано на Украину - 7 463 629 бутылок. В Казахстан было экспортировано 2 061 933 бутылки. На третьем месте - экспорт в Белоруссию - 1 170 341 бутылка. В Польшу экспортировано 867 129 бутылок, в Латвию - 585 019.
Всего в 2010 году экспорт грузинских вин был осуществлен в 46 стран мира. Если в 2009 году винные заводы выпустили 13 млн. 800 тысяч бутылок, то в 2010 году этот показатель составил 15 млн. 800 тыс.
В 2011 году белорусские производители алкоголя планируют поставить на экспорт 2,7 млн. дал продукции, что на 51% больше уровня 2010 года экспорт алкогольной продукции должен вырасти до 4,4 млн. дал в 2015 году (в 2,48 раза больше). Организации концерна «Белгоспищепром» при этом поставят на экспорт 2,2 млн. дал (на 94,8% больше); организации, входящие в систему облпищепромов и облсельхозпродов, — 454 тыс. дал; юридические лица без ведомственной подчиненности — 1,2 млн. дал; концерн «Белбиофарм» — 538 тыс. дал. Реализация алкогольной продукции организациями концерна осуществляется в 27 стран. В том числе в Россию, государства Балтии, Польшу, Армению и другие. В 2010 году было продано на экспорт 1,15 млн. дал продукции.
Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России