Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)

-гарантиях равенства мужчин  и женщин в образовании и  трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на  духовное, нравственное и физическое  развитие;

-гарантиях права на труд, как  наиболее достойный способ самоутверждения  экономического, морального и социального  содержания жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой доли  вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам  и их семьям свободное и  достаточное существование;

-гарантиях права на охрану  здоровья, включая бесплатное лечение  в государственных учреждениях  здравоохранения;

- гарантиях права на социальное  обеспечение в старости, по болезни  и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет  ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос  центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим  потребности конкретных слоев и  групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции  формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий  рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в  республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные  трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства  в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий  для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное  физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные  пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются  безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного  дохода семьи.

Значительную помощь многодетным  и неполным семьям оказывают местные  исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное партнерство: опыт Германии и Беларуси

Андрей Русакович 
кандидат исторических наук

К началу ХХI в. мировое сообщество накопило огромный опыт регулирования  конфликтов и противоречий, включая  социально-трудовую сферу. Во многих государствах сформировалась и институционально оформилась система социального  партнерства, роль которой в последнее  время существенно модернизируется  и повышается в связи с изменениями  на рынке труда, трансформации отношений  между работодателями и наемными работниками, процессами глобализации в целом.

Понятие социального партнерства  включает в себя многие аспекты социально-трудовых отношений, в связи с чем существуют различные подходы к его определению. Социальное партнерство в широком  понимании определяется как политическая идеология и практика гражданско-мирного, неконфронтационного способа регулирования  социальных отношений между группами и классами общества.

Существуют более развернутые  определения, например: «социальное  партнерство – сложный, многоплановый  социальный феномен, присущий цивилизованному  обществу рыночной экономики и составляющий: во-первых, специфический тип социально-трудовых и связанных с ними экономических  и политических отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов основных групп общества; во-вторых, цивилизованный метод регулирования социально-трудовых отношений, основанный в первую очередь  на переговорах и заключении соответствующих  соглашений и коллективных договоров; в-третьих, идеологию цивилизованного  общества рыночной экономики, выступающую  как альтернатива всякой диктатуре (классу или личности) и направленную на достижение социальной стабильности и согласия в обществе» [24, с. 278-279]. Таким образом, социальное партнерство  является категорией рыночного общества и возникает на определенном уровне экономического, социального, правового  развития общественных отношений. Необходимые  условия существования социального  партнерства - цивилизованный рынок  труда и наличие профсоюзов как  представителей работников.

Идея социального партнерства  была сформулирована в конце XIX - начале ХХ вв. в Западной Европе в результате длительного опыта разрешения противоречий между трудом и капиталом (между  наемными работниками и работодателями), между этими двумя классами и  государством. Глобальные изменения  в мире, произошедшие после Первой мировой войны, ведущая роль рабочего класса в революциях начала ХХ века, социалистическая революция в России поставили в повестку дня необходимость  трансформации всей системы социально-трудовых отношений в Западной Европе - как  на национальном уровне, так и на международном. По мнению ученых, «формальным  моментом возникновения социального  партнерства в новейшей истории  можно считать создание Международной  организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма - участия трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально–трудовых отношений» [37].

Одной из причин создания Международной  организации труда являлись требования международного рабочего движения о  социальной справедливости и улучшении  условий жизни. МОТ была образована в 1919 г. в соответствии с частью 13 Версальского мирного договора и  в скором времени стала важной составляющей международной системы. Устав МОТ (принят в 1919 г.), закрепил уникальный принцип трехстороннего представительства (трипартизма) при  построении организации: руководящие  органы МОТ (Международная конференция  труда, Административный совет) формируются  из представителей национальных правительств, организаций нанимателей и трудящихся. Международная конференция труда - высший орган, собирается ежегодно, состоит  из представителей государств-членов (два представителя от правительства, по одному от организаций нанимателей  и трудящихся), определяет основные направления работы организации, принимает  конвенции и рекомендации, утверждает бюджет и программу организации, избирает Административный совет.

Административный совет - исполнительный орган МОТ, состоит  из 56 членов: 50 % - представители правительств, по 25 % - представители работодателей  и трудящихся, причем 10 правительственных мест являются постоянными и выделены для промышленно развитых стран. Административный совет организует работу МОТ в период между конференциями, готовит проекты решений МКТ, реализует принятые решения, направляет деятельность различных комитетов организации, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Международное бюро труда (МБТ), или секретариат, является административным и исполнительным органом МОТ, действующим на постоянной основе [17, с. 12-14].

В 1920-1930-е гг. организация  сыграла важную роль в формировании международно-правовых норм в области  социально-трудовых отношений. В течение  двух первых лет существования организации  было принято 16 конвенций и 18 рекомендаций. СССР являлся членом МОТ в период 1934-1940 гг., однако в тот период государство  не ратифицировало ни одной конвенции [10]. В послевоенный период в рамках организации осуществлялось достаточно эффективное взаимодействие социалистических и капиталистических государств, продолжалось развитие международно-правового  регулирования трудовых отношений  и совершенствование контрольного механизма.

Деятельность МОТ в  послевоенный период основывалась на положениях принятой в 1944 г. и ставшей  частью устава Филадельфийской декларации. Декларация в качестве основополагающих принципов отвергала определение  рабочей силы как товара; свобода  слова и объединений рассматривались  как необходимые предпосылки  стабильного развития общества; бедность в любом уголке мира определялась как источник угрозы для процветания  всех стран; провозглашалось, что вне  зависимости от цвета кожи, пола или убеждений все люди имеют  право на материальное благополучие и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, экономической стабильности и равных возможностей [17, с. 28-29].

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением системы  Организацией Объединенных наций.

С определенными проблемами организация столкнулась в конце 1970-х гг.: выход США из МОТ в 1977-1980 гг., сокращение бюджета и др.

Новый этап в деятельности МОТ начался после распада  биполярной системы международных  отношений. Как отмечается в основных документах организации, МОТ в настоящее  время имеет четыре главные стратегические цели: развитие и реализация норм и  основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более  широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной  занятости; расширение охвата и повышение  эффективности социальной защиты для  всех; укрепление трехсторонней структуры  и поддержание социального диалога [17, с. 54].

Главным методом и основой  всей деятельности МОТ является разработка конвенций и рекомендаций в сфере  социально-трудовых отношений и  контроль за их применением. Конвенция - международный акт, который после  его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения. Рекомендация играет роль ориентира  при разработке национального законодательства и практических мероприятий в  социально-трудовой сфере.

За период с 1919 г. МОТ было принято более 180 конвенций и 190 рекомендаций [17, с. 15]. Государства-участники конвенций  гарантируют и обязуются обеспечивать права человека на труд, на заработную плату, на регулирование рабочего времени, на еженедельный отдых и ежегодные  оплачиваемые отпуска, на защиту от особых опасностей, на забастовки, на свободу  ассоциаций и защиту права на организацию, на защиту от рабского и принудительного  труда.

Основные социально-трудовые права закреплены в восьми основополагающих конвенциях МОТ (№ 29 ( 1930 г.) о принудительном труде; № 87 ( 1948 г.) о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 98 ( 1949 г.) о праве на организацию  и на ведение коллективных переговоров; № 100 ( 1951 г.) о равном вознаграждении ( 1951 г.); № 105 ( 1957 г.) об упразднении принудительного  труда; № 111 ( 1958 г.) о дискриминации  в области труда и занятий ( 1958 г.); № 138 ( 1973 г.) о минимальном возрасте; № 182 ( 1999 г.) о наихудших формах детского труда ( 1999 г.). В июне 1998 г. делегаты 86-й  сессии Международной конференции  труда приняли Декларацию МОТ  об основополагающих принципах и  правах в сфере труда и механизм ее реализации. Декларация призывает  государства-члены МОТ соблюдать  принципы, заложенные в восьми ключевых конвенциях независимо от факта их ратификации, и содействовать всемерному их применению [17, с. 38-39].

Деятельность МОТ на международном  уровне содействовала закреплению  систем социального партнерства  на национальном уровне.

В настоящее время при  рассмотрении систем трудовых отношений  в экономически развитых странах  мира традиционно выделяется несколько  моделей, каждая из которых имеет  свои особенности. В рамках каждой из них наблюдаются различия, обусловленные  особенностями национального, политического  и правового развития отдельной  страны. За основу классификации принят один из важнейших методов социального  партнерства - коллективный договор.

Так называемая "волюнтаристская  модель" широко применяется в  Великобритании, США, Австралии. Для  этой модели характерен децентрализованный процесс коллективных переговоров  при минимальном вовлечении государства. В странах с этой моделью процент  охвата трудящихся коллективными договорами практически совпадает с процентом  трудящихся-членов профсоюзов, влияние  государства на трудовые отношения  минимизировано, характерно отсутствие отраслевых соглашений. Особенность  данной модели – коллективные договора не закреплены каким-либо законодательством  и отношения на рынке труда  отделены от политики.

"Германская" модель (Германия, Бенилюкс, страны Скандинавии) предусматривает  заключение большого количества  отраслевых соглашений, что практически  нейтрализует переговоры на уровне  предприятия. Государство в данном  случае играет поддерживающую  роль - создает рамки и условия  для переговоров и разрешения  конфликтов, и законодательно распространяет  коллективные договоры на "неюнизированных"  занятых. Трудовое законодательство  характеризуется высокой степенью  развития.

"Латинская» модель" (Италия, Франция, Испания и др.) также является отраслевой, однако  здесь доминирует локальное или  региональное заключение коллективных  договоров. Государство активно  вовлечено в процесс подготовки  договоров, создает законодательные  рамки проведения коллективных  договоров и распространяет их  на предприятия, официально не  участвующие в переговорах. Трудовое  законодательство в странах с  этой моделью не так развито  (за исключением Франции).

"Японская" модель близка  к "волюнтаристской" и характеризуется  децентрализацией процесса переговоров,  менее конфликтным их характером, координацией на национальном  уровне. Вмешательство государства  носит менее формализованный  характер по сравнению с Европой  [см. 14].

Необходимо отметить, что  модели социального партнерства  являются в основном достижением  и результатом деятельности социал-демократических  партий, пришедших к власти либо добившихся своих программных целей  мирным путем именно благодаря развитости институтов демократии и гражданского общества. Среди европейских моделей  социального партнерства одной  из наиболее успешных, стабильных и  зрелых является германская. Эффективное  функционирование института социального  партнерства в Германии стало  возможным благодаря наличию  ряда политических, общественных, экономических, социальных предпосылок и условий.

Информация о работе Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь