Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как
наиболее достойный способ
-гарантиях справедливой доли
вознаграждения в
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Главной целью социальной политики
в республике является предоставление
каждому трудоспособному
Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
- инвалидам, одиноким
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей
В системе материальной помощи семьям
с детьми государство использует
льготы по налогообложению, оплате за
питание детей в детских
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Социальное партнерство: опыт Германии и Беларуси
Андрей Русакович
кандидат исторических наук
К началу ХХI в. мировое сообщество
накопило огромный опыт регулирования
конфликтов и противоречий, включая
социально-трудовую сферу. Во многих государствах
сформировалась и институционально
оформилась система социального
партнерства, роль которой в последнее
время существенно
Понятие социального партнерства
включает в себя многие аспекты социально-трудовых
отношений, в связи с чем существуют
различные подходы к его
Существуют более развернутые
определения, например: «социальное
партнерство – сложный, многоплановый
социальный феномен, присущий цивилизованному
обществу рыночной экономики и составляющий:
во-первых, специфический тип социально-
Идея социального партнерства
была сформулирована в конце XIX - начале
ХХ вв. в Западной Европе в результате
длительного опыта разрешения противоречий
между трудом и капиталом (между
наемными работниками и работодателями),
между этими двумя классами и
государством. Глобальные изменения
в мире, произошедшие после Первой
мировой войны, ведущая роль рабочего
класса в революциях начала ХХ века,
социалистическая революция в России
поставили в повестку дня необходимость
трансформации всей системы социально-трудовых
отношений в Западной Европе - как
на национальном уровне, так и на
международном. По мнению ученых, «формальным
моментом возникновения социального
партнерства в новейшей истории
можно считать создание Международной
организации труда (МОТ), основывающей
свою работу на принципах трипартизма
- участия трех партнеров в формировании
норм и правил регулирования социально–
Одной из причин создания Международной
организации труда являлись требования
международного рабочего движения о
социальной справедливости и улучшении
условий жизни. МОТ была образована
в 1919 г. в соответствии с частью 13
Версальского мирного договора и
в скором времени стала важной
составляющей международной системы.
Устав МОТ (принят в 1919 г.), закрепил
уникальный принцип трехстороннего
представительства (трипартизма) при
построении организации: руководящие
органы МОТ (Международная конференция
труда, Административный совет) формируются
из представителей национальных правительств,
организаций нанимателей и
Административный совет - исполнительный орган МОТ, состоит из 56 членов: 50 % - представители правительств, по 25 % - представители работодателей и трудящихся, причем 10 правительственных мест являются постоянными и выделены для промышленно развитых стран. Административный совет организует работу МОТ в период между конференциями, готовит проекты решений МКТ, реализует принятые решения, направляет деятельность различных комитетов организации, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Международное бюро труда (МБТ), или секретариат, является административным и исполнительным органом МОТ, действующим на постоянной основе [17, с. 12-14].
В 1920-1930-е гг. организация
сыграла важную роль в формировании
международно-правовых норм в области
социально-трудовых отношений. В течение
двух первых лет существования организации
было принято 16 конвенций и 18 рекомендаций.
СССР являлся членом МОТ в период
1934-1940 гг., однако в тот период государство
не ратифицировало ни одной конвенции
[10]. В послевоенный период в рамках
организации осуществлялось достаточно
эффективное взаимодействие социалистических
и капиталистических
Деятельность МОТ в
послевоенный период основывалась на
положениях принятой в 1944 г. и ставшей
частью устава Филадельфийской декларации.
Декларация в качестве основополагающих
принципов отвергала
В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением системы Организацией Объединенных наций.
С определенными проблемами
организация столкнулась в
Новый этап в деятельности
МОТ начался после распада
биполярной системы международных
отношений. Как отмечается в основных
документах организации, МОТ в настоящее
время имеет четыре главные стратегические
цели: развитие и реализация норм и
основополагающих принципов и прав
в сфере труда; создание более
широких возможностей для женщин
и мужчин по обеспечению достойной
занятости; расширение охвата и повышение
эффективности социальной защиты для
всех; укрепление трехсторонней структуры
и поддержание социального
Главным методом и основой
всей деятельности МОТ является разработка
конвенций и рекомендаций в сфере
социально-трудовых отношений и
контроль за их применением. Конвенция
- международный акт, который после
его ратификации государством-
За период с 1919 г. МОТ было
принято более 180 конвенций и 190 рекомендаций
[17, с. 15]. Государства-участники
Основные социально-трудовые
права закреплены в восьми основополагающих
конвенциях МОТ (№ 29 ( 1930 г.) о принудительном
труде; № 87 ( 1948 г.) о свободе ассоциации
и защите права на организацию; №
98 ( 1949 г.) о праве на организацию
и на ведение коллективных переговоров;
№ 100 ( 1951 г.) о равном вознаграждении
( 1951 г.); № 105 ( 1957 г.) об упразднении принудительного
труда; № 111 ( 1958 г.) о дискриминации
в области труда и занятий (
1958 г.); № 138 ( 1973 г.) о минимальном возрасте;
№ 182 ( 1999 г.) о наихудших формах детского
труда ( 1999 г.). В июне 1998 г. делегаты 86-й
сессии Международной конференции
труда приняли Декларацию МОТ
об основополагающих принципах и
правах в сфере труда и механизм
ее реализации. Декларация призывает
государства-члены МОТ
Деятельность МОТ на международном уровне содействовала закреплению систем социального партнерства на национальном уровне.
В настоящее время при рассмотрении систем трудовых отношений в экономически развитых странах мира традиционно выделяется несколько моделей, каждая из которых имеет свои особенности. В рамках каждой из них наблюдаются различия, обусловленные особенностями национального, политического и правового развития отдельной страны. За основу классификации принят один из важнейших методов социального партнерства - коллективный договор.
Так называемая "волюнтаристская
модель" широко применяется в
Великобритании, США, Австралии. Для
этой модели характерен децентрализованный
процесс коллективных переговоров
при минимальном вовлечении государства.
В странах с этой моделью процент
охвата трудящихся коллективными договорами
практически совпадает с
"Германская" модель (Германия,
Бенилюкс, страны Скандинавии)
"Латинская» модель"
(Италия, Франция, Испания и др.)
также является отраслевой, однако
здесь доминирует локальное
"Японская" модель близка
к "волюнтаристской" и
Необходимо отметить, что модели социального партнерства являются в основном достижением и результатом деятельности социал-демократических партий, пришедших к власти либо добившихся своих программных целей мирным путем именно благодаря развитости институтов демократии и гражданского общества. Среди европейских моделей социального партнерства одной из наиболее успешных, стабильных и зрелых является германская. Эффективное функционирование института социального партнерства в Германии стало возможным благодаря наличию ряда политических, общественных, экономических, социальных предпосылок и условий.