Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, на данном этапе Международная организация  труда фиксирует в Республике Беларусь целый ряд проблем, в  том числе связанных с функционированием  системы социально партнерства. В первую очередь это касается выполнения ратифицированных конвенций  № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию и № 98 о  праве на организацию и на ведение  коллективных переговоров. Данная проблема возникла вследствие обращения в МОТ ряда профсоюзных организаций Беларуси, что повлекло за собой применение механизмов контроля МОТ.

В ноябре 2004 г. доклад "Профсоюзные  права в Беларуси", подготовленный комиссией экспертов МОТ, был  утвержден на заседании Административного  Совета МОТ. Данный доклад содержал анализ применения в республике положений  конвенций №№ 87 и 98. Основные нарушения  прав профсоюзов в Беларуси, зафиксированные  в докладе, были связаны с отказом  в регистрации организациям независимых  и свободных профсоюзов, вмешательством государственных органов во внутренние дела профсоюзов, препятствованием их деятельности; преследованием, в том  числе судебным, профсоюзных лидеров  и профсоюзных активистов; отказом  профсоюзному центру независимых профсоюзов - Белорусскому конгрессу демократических  профсоюзов участвовать в работе Национального совета по трудовым и  социальным вопросам и рядом других фактов [26].

Комиссия экспертов выработала рекомендации Правительству Республики Беларусь о принятии мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области свободы объединения  и прав профсоюзов, которые Беларусь была обязана выполнить к июню 2005 г. Для реализации рекомендаций министерствами и ведомствами Республики Беларусь был разработан План действий Правительства  по выполнению рекомендаций Комиссии по расследованию с учетом реалий Республики Беларусь и ее интересов.

Вопрос о выполнении Беларусью  рекомендаций постоянно рассматривается  на сессиях Международной конфедерации труда и сессиях Административного  совета. В рамках 96-й сессии МКТ (июнь 2007 г.) комитет по применению стандартов в отдельном параграфе отметил  отсутствие прогресса в плане  обеспечения свободы объединения  в Беларуси и напомнил правительству  о настоятельной необходимости  принять меры к тому, чтобы обеспечить свободное функционирование всех объединений  работников и работодателей без  какого–либо вмешательства. Было также  обращено внимание на необходимость  выполнения рекомендаций комиссии по расследованию. Комитет приветствовал  заявление правительства Беларуси о продолжении сотрудничества с  социальными партнерами в стране и приглашение миссии МОТ в  Беларусь [см. 7, 9, 27, 38].

Параллельно с МОТ процедура, связанная с рассмотрением вопроса  о соблюдении правительством Беларуси прав независимых профсоюзов, осуществлялась Европейским союзом по просьбе Международной  Конфедерации Свободных Профсоюзов, направленной в январе 2003 г. Расследование  в отношении Беларуси производилось  в рамках процедуры Генеральной  системы преференций Европейского союза и привело к исключению Республики Беларусь из системы ГСП  в июне 2007 г. вследствие невыполнения рекомендаций МОТ. Это решение повлекло за собой имиджевые и ресурсные  потери для белорусской экономики.

В настоящее время правовую основу социального партнерства  в Республике Беларусь составляют Конституция  Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" [19], Указы Президента от 15 июля 1995 г. № 278 г. "О развитии социального  партнерства в Республике Беларусь", от 5 мая 1999 г. № 252 "О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам", Концепция развития системы социального  партнерства в Республике Беларусь, утвержденная в марте 1997 г., Положение  о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам и другие правовые акты.

В настоящее время основные права граждан, принципы деятельности государства в трудовой сфере  определены и гарантированы в  действующей Конституции Республики Беларусь. В Конституции закреплено положение о том, что государство  гарантирует права и свободы  граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; признается приоритет общепризнанных принципов  международного права и обеспечивается соответствие им законодательства; трудящимся гарантируется право принимать  участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями; гражданам  гарантировано право на труд как  наиболее достойный способ самоутверждения  человека, право на защиту своих  экономических и социальных интересов, включая право на объединение  в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и  право на забастовку, право на отдых; лицам, работающим по найму, гарантирована  справедливая доля вознаграждения в  экономических результатах труда  в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего  им и их семьям свободное и достойное  существование; закреплены права женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности [13].

Конституция определяет, что  «отношения в социально-трудовой сфере  между органами государственного управления, объединениями нанимателей и  профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства  и взаимодействия сторон» [13, ст. 14].

Более развернутое определение  социального партнерства и его  принципов содержит Трудовой Кодекс Республики Беларусь. Кодекс устанавливает, что "социальное партнерство - форма  взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов  социального партнерства) при разработке и реализации социально–экономической  политики государства, основанная на учете  интересов различных слоев и  групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов" [25, ст. 352].

Кодекс определяет также  основные принципы социального партнерства: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность принятия обязательств; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность  за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; взаимное информирование сторон переговоров об изменении  ситуации [35]. Указ Президента от 15 июля 1995 г. № 278 г. "О развитии социального  партнерства в Республике Беларусь" (в редакции от 5 мая 1999 г.) устанавливает, что развитие системы социального  партнерства в Республике Беларусь является одной из важнейших государственных  задач и отмечает важную роль социального  партнерства в проведении реформ, сохранении социальной стабильности в  обществе [20].

В Беларуси Разработаны и  утверждены Положения об организации  взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей  в целях предотвращения массовой безработицы, о порядке осуществления  профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о  труде, об обязательном арбитраже по разрешению споров о применении коллективных договоров, соглашений, рекомендации относительно порядка заключения отраслевых тарифных соглашений и др. Важной составляющей системы социального партнерства  как с правовой стороны, так и  с практической, были договорные отношения  на всех уровнях социального партнерства (Генеральное соглашение, отраслевые, территориальные тарифные соглашения, коллективные трудовые договоры). В  марте 1997 г. Национальный совет по трудовым и социальным вопросам принял Концепцию  развития системы социального партнерства  в Республике Беларусь и программу  мер по ее реализации. В частности, в концепции отмечалось, что "субъектами (сторонами) социального партнерства  являются наемные работники, наниматели и органы государственного управления. Состав субъектов и их представителей, а также порядок переговоров  на разных уровнях и стадиях социального  партнерства определяются с учетом особенностей отрасли и региона" [15]. Социальное партнерство в этом документе определяется как "наиболее эффективная форма формирования и реализации социально-экономической  политики государства на основе согласования интересов различных слоев и  групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия" [15].

В целом, в государстве  разработана правовая основа социального  партнерства, основанная на нормах международного права в этой сфере. Беларусь в  плане реализации социально-трудовых прав находится на достаточно высоком  уровне развития среди стран СНГ. Об этом свидетельствуют данные доклада  МБТ "Экономическая безопасность во имя лучшего мира" (2004 г.).

В докладе все страны мира были классифицированы на основе семи показателей (уровень доходов, состояние  рынка труда, характер работы, занятость, квалификация, профессия, возможность  для представительства трудящихся) на четыре группы по индексу экономической  безопасности. Беларусь находится в  третьей, т.н. "конвенционной" группе, к которой принадлежат 90 стран (в  том числе Аргентина, Азербайджан, Бразилия, Россия, Молдова, Таджикистан  и др.). Лидерами экономической безопасности являются Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания (всего 24 страны), которые вошли  в первую группу [8].

Наиболее общие параметры  системы социального партнерства  в Республике Беларусь в настоящее  время сформированы. Проблемы их реализации связаны с особенностями политического, экономического, социального развития страны на современном этапе. Эффективное  функционирование системы социального  партнерства в первую очередь  требует совершенствования правового  регулирования социально-трудовых отношений.

Актуальной остается проблема имплементации в национальное законодательство ряда конвенций и рекомендаций МОТ: конвенции № 135 о нормах защиты прав представителей трудящихся на предприятии  и предоставляемых им возможностях, конвенции № 158 о прекращении  трудовых отношений, ограничивающей использование  срочных трудовых договоров (контрактов), которые ухудшают правовое положение  работника и других.

На национальном уровне представляется необходимым принятие законов "О  социальном партнерстве в Республике Беларусь", "Об объединениях нанимателей", тем более что проекты указанных  законов разработаны и в процессе их разработки учитывались международные  нормы, опыт других государств, использовалась консультационная помощь МОТ.

Отсутствие законодательства в этой сфере создает определенные проблемы при функционировании системы  социального партнерства. Например, Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и  профсоюзов на 2006-2008 гг., которое определяет согласованные позиции сторон по основным направлениям регулирования  социально-трудовых отношений в  ходе проведения социально-экономической  политики в 2006-2008 гг. и совместные действия по их реализации, от республиканских  объединений нанимателей подписано  председателем Союза некоммерческих организаций "Конфедерация промышленников и предпринимателей". Формально  это ставит проблему участия в  данном соглашении нанимателей предприятий  частной формы собственности.

Значительные проблемы связаны  с выполнением взятых государством обязательств согласно международно-правовым актам в социально-трудовой сфере. В данном аспекте необходимо решение  проблемы соотношения норм внутригосударственного права и права международных  договоров, разработка механизма в  области социально-трудовых отношений. Белорусские ученые отмечают, что "практическая реализация принципа приоритета ратифицированной международной конвенции МОТ  может быть обеспечена только с помощью  отрегулированного механизма толкования и применения международных норм, прежде всего в судопроизводстве. Именно этот аспект правового регулирования  сегодня наиболее проблематичен" [31, с. 19].

На этапе практической реализации социального партнерства  определенные затруднения вызывает проблема соблюдения принципа трипартизма. Данное направление включает в себя как вопросы учета интересов  организаций нанимателей и трудящихся, так и определение роли государства  как ключевого участника в  создании и функционировании эффективных  институтов и механизмов социального  диалога в стране.

В целом, роль государства  в регулировании и управлении общественными процессами в последнее  десятилетие существенно укрепилась. Это касается также сферы социально-трудовых отношений. Усилился контроль правительства  над профсоюзными организациями  и организациями работодателей, тем более что основная часть  работодателей представлена предприятиями  государственной формы собственности. Актуальными остаются вопросы защиты трудовых прав у работников, не являющимися  членами профсоюза. Это особенно важно для таких категорий, как  работники на дому, наемные работники  в среднем и мелком бизнесе, рабочие-иммигранты.

В целом, система социального  партнерства в Республике Беларусь находится в процессе становления  и учет опыта других государств, в том числе Германии, использование  возможностей участия республики в  Международной организации труда, разрешение накопившихся проблемных вопросов будет иметь положительное воздействие  на социально-экономическое развитие государства на переходном этапе.

Наверх

Литература

  1. Белорусская ССР в международных отношениях. Международные договоры, конвенции и соглашения Белорусской ССР с иностранными государствами (1944-1959 гг.). – Минск, 1960.
  2. Бобкова, И.Н. Международный опыт и перспективы развития трипартизма в переходной экономике Беларуси. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 12.12.2007.
  3. Вагнер У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы // Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" [Электронный ресурс]. Дата доступа: 12.12.2007.
  4. Войтик, А. А. О содержании понятия "социальное партнерство" в трудовом законодательстве Беларуси и России [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
  5. Войтик, А.А. Трудовой кодекс и развитие социального партнерства между нанимателем и работниками [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
  6. Германия. Факты. – Берлин, 2003.
  7. Голованов В. Беларусь и Международная организация труда: по пути сотрудничества // Юстыцыя Беларусi, 2007, № 1, с. 19-25.
  8. Доклад Международной организации труда // Пульс планеты. 2004. 2 сент. С. 5-6.
  9. Завершилась 295-я сессия Административного совета МОТ. Обсуждалась ситуация в сфере труда в Мьянме и Беларуси, вопросы глобализации и миграции [Электронный ресурс] // Международная организация труда. Дата доступа: 20.05.2006.
  10. Иванов, С. А. Международная организация труда // Большая советская энциклопедия. Т. 15. – М., 1974. С. 593-594.
  11. Кисель, Э. Ч. Коллективные переговоры, профсоюзы и объединения нанимателей в Беларусь. Минск, 2006.
  12. Козик Л. Надежное плечо государства // Беларуская думка, 2004. № 9. с. 3-11
  13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2006.
  14. Коллективный договор в странах Запада: от подготовки до реализации. Сб. обзоров. – М., ИНИОН РАН, 1998.
  15. Концепция развития системы социального партнерства в Республике Беларусь: одобр. Национальным советом по трудовым и социальным вопросам 12 марта 1997 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
  16. Лутохина Э.А. Социальное партнерство в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 2003, № 1, с.69-75
  17. Международная организация труда и права человека / Авт.-сост. А. А. Войтик. – Минск: Тесей, 2002.
  18. О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Указ Президента Республики Беларусь 5 мая 1999 г. N 252. [электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата доступа: 12.11.2007.
  19. О профессиональных союзах. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. N 1605-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.01.2000 N 371-З, от 14.07.2000 N 416-З, от 10.05.2007 N 226-З) [электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата доступа: 12.11.2007.
  20. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 15 июля 1995 г. N 278. (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 N 252, от 17.05.2007 N 239) [электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Дата доступа: 12.11.2007.
  21. Основной закон Федеративной Республики Германия. – Бонн, 1998.
  22. ООН и Беларусь: вчера, сегодня, завтра. – Минск, 2002.
  23. Парчевская, С.Ю. Социальное партнерство как идеология демократического государства // Труд. Профсоюзы. Общество, 2004, № 3, с. 11-15.
  24. Профсоюзный словарь-справочник. – М., 2001.
  25. Профсоюзы в Германии: курс на концентрацию. – Бонн, 2000.
  26. Рекомендации Комиссии по расследованию Международной организации труда // Сал iдарнасць. 2004. 22 кастр.
  27. Русакович, А.В. Международная организация труда и Беларусь: 50 лет взаимодействия // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 4. – 47-55.
  28. Русакович, А. В. Проблемы соответствия коллективно-договорной работы в Республике Беларусь мировой практике // Труд. Профсоюзы. Общество. 2005. № 1. С. 42-47.
  29. Сборник законов Белорусской ССР и указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР. 1938—1973. Т. 1. Минск, 1974.
  30. Список ратифицированных Беларусью конвенций МОТ // Международная организация труда [электронный ресурс]. Дата доступа: 10.05.2007.
  31. Стаценко, В. Г. Конвенции Международной организации труда: механизмы имплементации и контроля за применением. Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2. С. 18-22.
  32. Стаценко, В. Г. Социальное партнерство: основные международно-правовые принципы и их реализация в законодательстве Республики Беларусь // Труд. Профсоюзы. Общество. 2003. № 1. С. 20-27.
  33. Сотрудничество Республики Беларусь с Международной организацией труда (МОТ) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
  34. Техническое сотрудничество МОТ и Республика Беларусь [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций в Беларуси. Дата доступа: 20.05.2007.
  35. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст по состоянию на 7 мая 2007 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2007.
  36. Федерация профсоюзов Беларуси: Мы - вместе. Материалы V съезда Федерации профсоюзов Беларуси (19-20 сентября 2005 г.). Минск, 2006
  37. Шулус А. Социальное партнерство - российская модель // Журнал "Социальное партнерство" № 2 от 2007 года [Электронный ресурс]. Дата доступа: 2.12.2007.
  38. 96-я сессия Международной организации труда. [Электронный ресурс] // Международная организация труда. Дата доступа: 2.12.2007.
  39. Deutsche Gewerkschaftsbund [Electronic resource] // Date of access: 2.12.2007

Информация о работе Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь