Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
- По методам реализации
директивное и индикативное
жесткое и гибкое
Функция планирования предполагает
решение о том, какими должны быть цели
организации и что должны делать члены
организации, чтобы достичь этих целей.
Стратегическое планирование представляет
собой набор действий и решений, предпринятых
руководством, которые ведут к разработке
специфических стратегий, предназначенных
для того, чтобы помочь организации достичь
своих целей.
Процесс стратегического планирования
является инструментом, помогающим в принятии
управленческих решений. Его задача - обеспечить
нововведения и изменения в организации
в достаточной степени. Точнее говоря,
процесс стратегического планирования
является тем зонтиком, под которым укрываются
все управленческие функции.
Деление единого процесса управления
на относительно обособленные, но в то
же время неразрывно связанные функции
необходимо при описании системы управления
как интегрированного процесса, направленного
на достижение четко определенной цели.
Сущностная характеристика менеджмента
- это функция или вид деятельности по
руководству людьми. В процессе развития
менеджмента сущность управления получила
трактовку “воздействия” на людей для
согласования и упорядочения их действий
в совместном труде посредством мотивации
поведения. Наиболее полное содержание
менеджмента как процесса отражают основные
функции, выступающие общим условием управления
социальными и социально-экономическими
процессами. Процесс воздействия будет
реальным при его завершении в производственно-хозяйственной
деятельности, где применяются любые средства
взаимодействия: цели, стратегии, методы,
структуры управления. Поэтому процесс
управления может быть рассмотрен как
процесс взаимодействия субъекта и объекта
управления, где реализуются идеи субъекта,
т.е. менеджера. Данная группа функций
объединяется процессом выработки и реализации
управленческого решения, имеющим универсальные
этапы в определенной их последовательности,
которые можно трактовать как группы функций
менеджмента, т.е. видов деятельности по
выработке и реализации управленческих
решений.
Сущностная особенность менеджмента обуславливает
наличие менеджера - субъекта управления,
профессионального управляющего, прошедшего
специальную подготовку, дающую ему право
на выполнение функций по руководству
людьми[3].
В рыночных условиях должны закрепляться
не только функции, но и ресурсы, связанные
с выполнением данных функций и принятием
решений, конкретные виды ответственности
за результативность менеджмента.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия
групп функций менеджмента создает условия
принятия правильных решений в области
формирования и функционирования систем
менеджмента.
Отметим главные особенности функций
менеджмента. Отношения управления в рыночной
экономике многогранны, многослойны, ибо
отражают разные грани социально-экономических
отношений между людьми и коллективами,
занятыми в производственных и непроизводственных
сферах деятельности организаций различных
форм собственности.
Важная особенность функций менеджмента,
обусловленная спецификой российской
экономики, заключается в потребности
высокой степени адаптивности к изменениям
внешней и внутренней среды.
Функции менеджмента, помимо их интеграционной
роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных
систем к новым и часто изменяющимся государственным
регулятором, а также адаптацию к новым
рыночным условиям во всех сферах хозяйственной
и социальной деятельности.
Под адаптивностью понимается способность
сохранения качественной определенности
функции менеджмента при изменениях социально-экономической
среды. В систему адаптивных элементов
системы менеджмента включается вся совокупность
средств воздействия: целевые, регулирующие,
координирующие, активизирующие, мотивирующие,
контролирующие, самоорганизующие. Отсюда
следует, что система средств воздействия
и взаимодействия по каждой функции должна
обладать гибкостью и обеспечивать меньшие
потери ресурсов при изменении социально-экономических
и организационно-технических факторов[4].
Следует отметить и процессы адаптации
к ошибочным решениям и негативным явлениям
в системе управления. Так, нынешняя практика
реформирования производственных отношений
(одномоментный отпуск цен, введение законодательных
актов задним числом, отсутствие механизмов
их реализации) вызывает возмущение экономической
среды и адаптацию к данным условиям низших
звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов,
неисполнение государственных решений).
Функции управления имеют специфический
характер, особое содержание и могут осуществляться
самостоятельно, быть как не связанными
между собой, так и неразрывно связанными,
более того, они как бы взаимопроникают
друг в друга. Иными словами, в системе
управления все управленческие функции
объединены в единый целостной процесс.
Изучение отечественных и зарубежных работ позволяет сформировать многочисленный арсенал подходов к планированию, активно использующихся на разных этапах развития организации и менеджмента: системный, комплексный, ситуационный, маркетинговый, процессный, нормативный, инновационный и пр.
Таким образом, все рассмотренные подходы имеют важное значение в планировании: комплексный подход учитывает внешнее окружение; при интеграционном подходе акцентируется внимание на более прочных связях между отдельными подсистемами организации; ситуационный подход позволяет принимать решения в зависимости от ситуации; маркетинговый - призван выявить конкурентные преимущества и определяющие их факторы; инновационный подход позволяет повысить конкурентоспособность фирмы; нормативный подход требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом; поведенческий – ориентирует на приоритет учета личностных качеств работников и формирование слаженной работы коллектива.
Однако, при всех терминологических и концептуальных различиях в основе всех указанных подходов лежит понимание организации как системы, что позволяет рассматривать перечисленные выше подходы лишь как разновидности системного, то есть системная парадигма выступает как объединительная концепция[3]. Выделяя системный подход к планированию как основополагающий, имеют в виду некоторый способ его организации, который охватывает все виды действий, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. Системный подход в планировании заключается в том, что никакая производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолировано одна от одной и каждая из которых формируется с учетом ее принадлежности к системе и множества взаимосвязанных задач и целей, которые выступают на каждом предприятии как единая экономическая система.
Использование системного подхода в планировании основано и предполагает универсальное отношение к организации как к системе, для которой характерна определенная упорядоченность элементов, целостность, потребность в устойчивости и определенности. В этом случае при разработке планов ориентируются на конечное число заранее известных, точно определенных и выстроенных в соответствии с определенной иерархией целей; инструменты планирования предопределены целями и объективными условиями; планирование осуществляется как строго определенная последовательность процедур по использованию этих инструментов.
Функционирование организации в условиях современной высоко конкурентной среды предъявляет особые требования к учету динамического аспекта ее функционирования. Кроме того, реализую процесс планирования, следует принимать во внимание, что деятельность организации ориентирована не только и не столько на достижение краткосрочных, сколько долгосрочных целей, которые сводятся к выживанию в среде функционирования. Учет этих обстоятельств требует акцентирования внимания на динамическом аспекте планирования, который должен быть учтен при выборе подхода к планированию деятельности организации. В связи с этим представляется целесообразным расшить понимание основополагающего подхода к планированию и трактовать его как системно-динамический.
Системно-динамический подход рассматривается нами как некоторая адаптация системной динамики как одного из направлений теории систем, предназначенных для решения широкого круга задач, относящихся к деятельности экономических систем, характеризуемых наличием сложных внутрисистемных связей (в том числе, обратных, перекрестных и иерархических). Такие связи, как правило, порождают нелинейный характер взаимозависимостей между отдельными характеристиками экономической системы, в результате планирование ее деятельности становится принципиально сложной задачей, требующей разработки специального инструментария.
12. Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования социальной рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики и социальных отношений - целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности нац. эк-ки и желаемых темпов ее воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей и гарантирование им соц.защиты. Основные формы: а) нормы права; б) бюджетно-налоговые рычаги; в) кредитно-денежные инструменты(КДИ) и г) стратегическое планирование. Стратегическое планирование (СтрПл) - особое место в системе гос. регулирования соц. рын. хозяйства. Стратегическое планирование – разработка стратег.решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих такие цели и стратегии поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффект. функционирование в долгосрочной перспективе (более 1года), быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. СтрПл дает возможность: 1) получить представление о состоянии экономики и уровне решений социальных проблем на конкретный момент времени; 2) спроецировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений; 3) наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления; 4) увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; 5) увязать в единое целое федеральные и региональные программы решения важнейших экономических и социальных проблем, стоящих перед страной, субъектами федерации и местными органами управления; 6) обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач; 7) деловому миру страны получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировом рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федеральных и региональных программ.
13. Планирование в системе регулирования современного рыночного хозяйства: дискуссионные вопросы.
Планирование - специфическая
форма общественной практики людей, являющаяся
приоритетной функцией управления, состоящей
в подготовке различных вариантов управленческих
решений в виде прогнозов, проектов программ
и планов, в обосновании их оптимальности
и в обеспечении возможности выполнения
и контроля за их выполнением. Планирование
- особое место в системе управления и
регулирования соц.-эк. процессами, происходящими
в обществе, в обеспечении нормального
функционирования коммерческих организаций.
Прогнозы, программы и планы – важнейшие
инструменты реализации политики соответствующих
субъектов управления, позволяют организовать
четкую, продуманную, всесторонне обоснованную
работу по достижению задач, поставленных
перед обществом и хозяйствующими субъектами.
В СССР - общегосударственная система
планирования, планы>силу закона. С переходом
к рыночным отношениям – изменения: рын.отношениям
чужда система административного навязывания
планов. ВОПРОСЫ: 1.планирование + рын.эк-ка
– совместимо ли? 2.в какой мере нужно планирование?
3. Планирование – центральное звено в
системе управления. Объективные основы
возникновения потребности в управлении:
общественное разделение труда и его кооперация
(управление присуще общ.на любой ступени
его развития, им.всеобщий характер. Люди
трудятся сообща > труд.коллективы >
невозможны без организованности порядка,
определения места каждого работника
в коллективе, его функций > относится
к управлению совместным трудом. Без управления
невозможны соц.-эк.и политич. процессы
+взаимодействие государств). Управление
и планирование внутренне присуще коммерческим
структурам, осуществляющим производство
материальных благ и услуг, обществу в
целом и его отдельным подсистемам. +Потребность
в планировании в рын.хозяйстве, такие
обстоятельства: механизм свободного
рынка неспособен обеспечить макроэк.
устойчивость нац. эк-ки, преодолеть циклические
колебания производства, валового дохода,
занятости и др.; систематический рост
доли коллективного или общественного
потребления в общем объеме потребления.
Так как коллективное потребление товаров
и услуг в значительной мере регулируется
не обычным рыночным механизмом, а государством,
то увеличивается и доля совокупных ресурсов
страны, распределяемых с помощью внерыночных
механизмов; рост масштабов антропогенного
воздействия человеческой деятельности
на среду обитания; расширение интеграционных
процессов> появление более сложных
и чрезвычайно важных форм взаимодействия
друг с другом хозяйствующих субъектов
и целых секторов экономики; обострение
глобальных проблем современности >интерес
к проблемам долгосрочного развития; возникновение
чрезвычайных ситуаций (войн, экономических
кризисов, стихийных бедствий и необходимости
ликвидации их последствий).
15. Планирование – центральное звено в системе управления.
Объективные основы возникновения
потребности в управлении: общественное
разделение труда и его кооперация
(управление присуще общ.на любой ступени
его развития, им.всеобщий характер. Люди
трудятся сообща > труд.коллективы >
невозможны без организованности порядка,
определения места каждого работника
в коллективе, его функций > относится
к управлению совместным трудом. Без управления
невозможны соц.-эк.и политич. процессы
+взаимодействие государств). Управление
и планирование внутренне присуще коммерческим
структурам, осуществляющим производство
материальных благ и услуг, обществу в
целом и его отдельным подсистемам. +Потребность
в планировании в рын.хозяйстве, такие
обстоятельства: механизм свободного
рынка неспособен обеспечить макроэк.
устойчивость нац. эк-ки, преодолеть циклические
колебания производства, валового дохода,
занятости и др.; систематический рост
доли коллективного или общественного
потребления в общем объеме потребления.
Так как коллективное потребление товаров
и услуг в значительной мере регулируется
не обычным рыночным механизмом, а государством,
то увеличивается и доля совокупных ресурсов
страны, распределяемых с помощью внерыночных
механизмов; рост масштабов антропогенного
воздействия человеческой деятельности
на среду обитания; расширение интеграционных
процессов> появление более сложных
и чрезвычайно важных форм взаимодействия
друг с другом хозяйствующих субъектов
и целых секторов экономики; обострение
глобальных проблем современности >интерес
к проблемам долгосрочного развития; возникновение
чрезвычайных ситуаций (войн, экономических
кризисов, стихийных бедствий и необходимости
ликвидации их последствий).
16. Стратегическое планирование: сущность и содержание.
Стратегическое планирование
(СтрПл) – разработка стратегических решений
(в форме прогнозов, проектов программ
и планов), предусматривающих такие цели и стратегии поведения
соответствующих объектов управления,
реализация которых обеспечивает их эффективное
функционирование в долгосрочной перспективе,
быструю адаптацию к изменяющимся условиям
внешней среды. роль СтрПл на макро-и микроуровне
соц.-эк. системы> нарастание динамизма
экономических и соц. процессов, происходящих
в обществе, быстрое изменение конъюнктуры
на внутреннем и внешнем рынках, необходимость
обеспечения стабильного развития общества
в долгосрочной перспективе. Характерные
черты: направленность на средне- и дальнесрочную
перспективы (более 1года); ориентация
на решение ключевых для планируемой системы
целей, от достижения которых зависят
ее выживание, соц.-эк. прогресс; органическая
увязка намеченных целей с объемом и структурой
требующихся для их достижения ресурсов
(наличных и созданных в перспективе);
учет позитивного или негативного влияния
воздействия на планируемый объект многочисленных
внешних факторов; разработка мероприятий,
в максим. степени ослабляющих или нейтрализующих
негативное влияние внешних факторов
либо использующих их позитивное влияние
для успешного решения стратегич. задач
планируемой системы; адаптивный характер
(способность предвидеть изменения внешней
и внутренней среды планируемого объекта
и приспособить к ним процесс его функционирования).
Содержание плановой деятельности: 1) Проверка
выполнения и корректировка планов; 2)
Обеспечение возможности выполнения задач;
3) Обоснование оптимальности плановых
решений; 4) Разработка планов Содержание
стратегического планирования, охватывающее
его сущность и формы, раскрывается в процедурах.
Процедура планирования – упорядоченная
последовательность применения логики,
принципов, методологических подходов,
методов оптимизации проектов управленческих
решений в процессе планирования. Осн.процедуры:
стратегическое прогнозирование, разработка
стратегических программ, подготовка
проектов стратегических планов различных
уровней нац. экономики.