Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

—  осуществление последующего контроля за своевременным, целевым  и рациональным использованием и  сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

—  проведение в пределах своей компетенции ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (включая ценные бумаги), находящегося в федеральной собственности;

—  проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

—  проведение в установленном  порядке по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления на договорной основе ревизий и финансовых проверок поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности. Расходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возмещаются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

—  в соответствии с поручениями  Минфина РФ осуществление контроля за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);

—  участие в разработке проектов нормативных правовых актов  по вопросам, относящимся к компетенции управления;

—  координация своей деятельности с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;

—  соблюдение режима секретности  проводимых Управлением работ, в  том числе при обработке с использованием технических средств и документов, составляющих государственную тайну.

Региональное контрольно-ревизионное  управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Минфином РФ. Контроль за деятельностью управления осуществляет Минфин РФ, а финансируется за счет средств федерального бюджета.

30 июля 1998 г. Правительство России утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 годах». Это важный документ, способствующий формированию цивилизованных и эффективных финансовых отношений между федеральным центром и регионами.

В «Концепции» подчеркивается, что действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 г., создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. В первую очередь не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы. Недостаточное внимание уделялось вопросу совершенствования других, помимо трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), форм финансовой поддержки из федерального бюджета. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ. Не решаются вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Отмечаются и другие недостатки. И как результат: число дотационных регионов не сокращается, а наоборот — растет, не снижаются объемы встречных финансовых потоков. К тому же значительное    влияние    на   обострение    противоречий    между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации оказывает принятие законов без определения источников финансирования. К числу основных целей реформирования межбюджетных отношений, согласно концепции, относятся: выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ социальных гарантий, а также создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

Современные межбюджетные отношения  федерального центра и регионов пока еще далеки от оптимальности.

По данным Минэкономики Российской Федерации, число регионов, у которых собственные финансовые источники покрывали бы 70% и более расходов, составило 45. Из них только 13 регионов способны покрыть собственные доходы на 85%. Бюджетная самообеспеченность остальных 42 регионов менее 60%. Учитывая это обстоятельство, Департамент финансов Минэкономики в 1997—1998 гг. организовал проведение специального исследования для выработки оптимального варианта долевого распределения доходов от НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц между федеральными и региональными бюджетами, при которой достигается наибольшее улучшение финансовой самообеспеченности регионов.

Оказалось, что при оптимизации  долей распределения налогов  более 67% регионов улучшили отношение  доходов к расходам по сравнению  с существующим распределением, при этом количество регионов, покрывающих свои расходы на 70%, выросло с 45 до 50, на 80 - с 19 до 24, на 85% - с 13 до 15.

На каких принципах  должны основываться межбюджетные отношения?

Во-первых, сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; во-вторых, самостоятельность бюджетов разных уровней; в-третьих, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований; в-четвертых, объективно обусловленное и транспарантное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы. Важной составляющей региональных финансовых отношений являются кредитные отношения.

Кредит в регионах выполняет  перераспределительную функцию. При  его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора, государства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. Через кредитный механизм ссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между отраслями хозяйства, устремляясь в те сферы региона, которые обеспечивают получение большей прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики.

Кредит выполняет функцию  экономии издержек обращения, частично замещая наличные деньги так называемыми  кредитными деньгами — векселями, банкнотами, чеками, а также через развитие безналичных расчетов (через банки и расчетные палаты) и ускорение обращения денег.

Важной функцией кредита  в регионах является ускорение концентрации и централизации капитала. Кредит выступает одним из факторов превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества и товарищества, создания новых фирм, образования ТНК.

Специфической функцией современной  рыночной экономики является использование  кредита наряду с деньгами и дотациями  как инструмента регулирования  экономики. Кредитное регулирование экономики — это совокупность мероприятий осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала от источников к сферам приложения, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития. Данной цели служит также государственный кредит, предоставляемый регионам.

Кредитную систему региона  рассматривают: 1) как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; 2) как совокупность кредитно-финансовых институтов.

Кредитно-расчетные отношения  связаны с движением ссудного капитала и включают различные формы кредита. Кредитная система региона как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Основой кредитной системы региона являются банки.

Кредитно-финансовые институты региона представлены: 1) коммерческими банками; 2) специализированными кредитно-финансовыми институтами (кредитными организациями).

Коммерческие банки регионов представляют собой частные и  государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Специализированные кредитно-финансовые институты регионов включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования.

Одной из особенностей современной  банковской системы России является неравномерность размещения банковских учреждений по территории страны. Прежде всего, концентрация коммерческих банков отмечается в Москве, где сосредоточено почти 2/5 коммерческих банков страны.

Задача использования  финансовых ресурсов региона состоит  из двух подзадач: 1) оценить величину финансовых ресурсов, которые формируются  в регионе за счет собственных  источников, и 2) разработать организационные формы и нормативные акты по созданию привлекательных условий для использования финансовых ресурсов в регионе.

Методика оценки финансовых ресурсов основывается на анализе денежных потоков. Естественно, что отправной точкой этих потоков является производство и реализация продукции отраслей материальной сферы и платных услуг.

Все финансовые ресурсы, проходящие по официальным каналам движения денежных средств в регионе, за исключением потоков, направленных на конечное потребление либо поставку продукции и услуг извне, не покидают финансовых посредников, а переходят с одного расчетного счета на другой. Да и средства, выступающие в виде денежных доходов населения, возвращаются к финансовым посредникам в виде оборота розничной торговли, сферы услуг, депозитных вкладов населения и других направлений их реализации, «только 4,5% денежных доходов населения остаются на руках в виде нереализованного остатка, остальные 95,5% возвращаются к финансовому посреднику в том или ином виде.

Длительность технологического цикла производства продукции, производственная программа и связанное с ней  потребление сырья и материалов определяют накапливаемые остатки на счетах предприятий для соответствующих закупок.

Каждый поток рассматривается  дифференцированно относительно сроков его реализации, следовательно, размеров ресурсов, создаваемых им в виде как постоянных остатков на счетах при коротких временных циклах реализации, так и депозитных вкладов и вложений в ценные бумаги при длительных циклах. В качестве управляемых параметров учитываются темп инфляции, динамика курса доллара, доля бартерных сделок в валовом обороте и т. п.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение численности населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских жителей; рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых, влечет за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы, увеличения которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Особенно ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Региональным органам  подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждении, и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Специфика расходов региональных бюджетов — значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — 60—80%.

Развитие урбанизации  проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Актуальной проблемой  является улучшение благоустройства  наших городов и сел. Этому  должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и распределять подряды по их обслуживанию на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями и кооперативами. Конкурентность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Основная составляющая часть финансового обеспечения  регионов, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры — средства предприятий и хозяйственных организаций. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль.

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история