Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 22:42, дипломная работа
Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ………………………………
Таблица 2.3.
Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2008 г37.
Страна |
Карточки с функцией снятия наличных |
Карточки с платежной функцией |
В том числе: карточки с кредитной функциональностью |
Франция |
1,31 |
1,26 |
Н. д. |
Германия |
1,37 |
1,37 |
0,26** |
Италия |
0,60 |
1,04 |
0,50 |
Япония |
3,52 |
5,19* |
2,14* |
Великобритания |
2,73 |
2,35 |
1,16 |
США |
3,25 |
5,20 |
4,30 |
Россия |
0,38 |
0,38 |
0,02 |
Примечания. * Данные по Японии по состоянию на 31 марта 2008 г.
** Данные по Германии приведены только по дебетовым карточкам с отсроченным платежом.
Тенденция к сокращению доли эмиссии коммерческих продуктов, характерная для российского рынка, противоречит общемировой тенденции: на развитых карточных рынках доля коммерческих карточек, наоборот, растет, равно как и общее значение коммерческих продуктов для банковского карточного бизнеса.
В целом, низкая доля коммерческих продуктов
на отечественном карточном рынке
явно не способствует увеличению его
масштабов, поскольку, как известно
из мировой практики, средние размеры
транзакции по коммерческим карточкам
намного выше, чем по карточкам
для физических лиц. Кроме того, коммерческие
карточки, как правило, используются
для платежных транзакций, а не
для снятия наличных, поэтому увеличение
выпуска таких карточек должно способствовать
росту карточного рынка в целом
и повышению доходов его
Как свидетельствует статистика, в
2008 г. продолжилась тенденция к географической
диверсификации карточного бизнеса
в России. Этот вывод можно подкрепить
следующим фактом. Если по итогам 2004
г. в России было всего четыре региона,
банки которых эмитировали
Считается, что до 90% всех эмитированных карточек в России выдаются работникам предприятий, компаний и организаций с тем, чтобы держатели имели возможность доступа к своим банковским счетам в дни получения заработной платы. Если эти данные соответствуют действительности, то это фактически означает, что подавляющее большинство эмитированных карточек в России продолжает оставаться дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. (Карточки с кредитной функциональностью выпускаются для физических лиц на основании индивидуальных кредитных договоров.) Следовательно, максимальный размер кредитного сегмента по состоянию на конец 2006 г. не мог превышать 7,47 млн. карточек. Однако и эта оценка, очевидно, является завышенной, поскольку и для клиентов "с улицы" банки выпускают не только кредитные, но и обычные дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета.
Особенности эмиссии банковских карточек во многом определяют и характерные черты их использования. За исключением одного показателя, все ключевые индикаторы использования российских банковских карточек в 2008 г. показали положительную динамику (см. табл. 2.2). Увеличились как абсолютные, так и относительные (т. е. в расчете на 1 карточку) показатели количества транзакций, суммарного оборота и абсолютной суммы платежных транзакций за год. По сравнению с 2005 г. сократилась лишь и без того низкая доля платежных транзакций в общем обороте.
Если бы не последний из упомянутых показателей, то характер развития российского карточного рынка в 2008 г. можно было бы отнести к интенсивному, а не к экстенсивному типу. При интенсивном типе развития темпы прироста показателей использования карточек должны превышать ежегодные приросты объемов эмиссии.
Именно такой характер динамики наблюдается на развитых карточных рынках - в США, Великобритании, Германии, Франции и ряда других стран. Для развивающихся рынков - таких, как Россия, более типичен экстенсивный рост, когда темпы прироста эмиссии опережают темпы прироста таких показателей, как общее количество и абсолютная и относительная (в расчете на одну карточку) величина транзакций в денежном выражении39.
Применительно к России следует учитывать еще два фактора, которые в целом негативно влияют на характер роста карточного рынка. Первый из этих факторов - высокая инфляция. Стабильно высокий рост цен приводит к тому, что реальная картина использования карточек, особенно как инструмента оплаты товаров и услуг, сильно искажается. Даже если мы воспользуемся официальными показателями инфляции, то увидим, что в 2007 г. средняя величина одной транзакции в денежном выражении была ниже, чем в 2006 г. Другими словами, при корректном использовании дефляторов (т. е поправки на темпы инфляции) динамику роста российского карточного рынка практически однозначно надо отнести к экстенсивному типу.
Однако, интенсивный тип развития карточного рынка является свидетельством эффективности карточного бизнеса в масштабах всего рынка. Такое положение дел означает, что отдача от каждой выпущенной карточки, как для эмитента, так и для эквайрера с каждым годом становится выше, поэтому растут и их доходы, как в абсолютном, так и в относительном выражении. При экстенсивном типе развития отдача от каждой карточки падает, поэтому задача увеличения доходов (в абсолютном выражении) может быть решена только за счет увеличения числа выпущенных карточек. (Рис. 2.3).
Второй фактор, подчеркивающий наличие негативных тенденций на российском карточном рынке, связан с более долгосрочной динамикой. Даже без использования дефлятора оказывается, что величины некоторых ключевых показателей - скажем, в 2003 и 2004 гг. - были выше, чем в 2006 г. Например, в 2003 г. российский держатель пользовался своей карточкой в среднем 17,1 раз в год, в 2004 г. - 17,3 раза, а в 2008 г. - всего 16,2 раза в год. Разумеется, негативная динамика этого показателя мало что меняет в общей картине. Статистические данные свидетельствуют, что российские держатели как совершают, так и продолжают совершать ежемесячно в среднем одну-две транзакции. Нетрудно догадаться, что подавляющая часть этих операций производятся в банкоматах или ПВН для снятия наличных в день получения зарплаты40.
Рис. 2.3. Типы рынков пластиковых карт в зависимости от эффективности их использования
Более важной представляется негативная тенденция такого показателя, как доля платежных транзакций в общем обороте. Согласно данным Банка России, в 2003 г. чуть более 10% оборота приходилось на транзакции по покупке товаров и услуг. К концу 2004 г. этот показатель вырос до 13,2%. При этом доля платежных транзакций показывала положительную динамику, по крайней мере, в течение четырех лет подряд -- с 2001 г. (до 2001 г. более или менее достоверная статистика о величинах этого показателя отсутствовала) по 2004 г. В 2001 г. доля платежных транзакций в обороте была вообще мизерна - 7,3%. В 2005 г. величина этого показателя снизилась до 10,97%, а в 2008 г. - до 9,03%.
Более того, поскольку данные Банка России включают транзакции, совершаемые российскими держателями как внутри страны, так и за ее пределами, то доля оборота, приходящаяся на платежные транзакции по карточкам российских эмитентов в российских предприятиях торговли и сервиса, реально была еще меньше: на уровне 5,0-5,5% в 2001 г., 7,0-8,5% в 2002-2004 гг. и снова 6,0-6,5% в 2008 г41.
Еще одной важной характеристикой российского карточного рынка с точки зрения структуры его участников является большая доля российских платежных систем в эмиссии и обороте. Наличие национальных и локальных платежных систем не является уникальной особенностью российского карточного рынка. И в США, и в странах Евросоюза, и в Японии до недавнего времени существовали и продолжают существовать такие платежные системы. На карточном рынке США имеется мощная платежная система Discover Card, которая по размерам бизнеса и доходам на этом рынке уступает только Visa USA и MasterCard International и опережает American Express и Diners Club. В Западной Европе в 1990-е - первой половине 2000-х гг. большой популярностью пользовались локальные схемы дебетовых карточек. Много на европейских карточных рынках и программ электронных кошельков, хотя нельзя сказать, что "кошельковые" схемы приносят их операторам коммерческую выгоду. В Японии долгое время с успехом работали локальные платежные системы на основе кредитных карточек "японского образца", где эмитентами выступали не только торговые или сервисные компании, но и такие совершенно экзотические участники карточного бизнеса, как рыболовецкие кооперативы.
Тем не менее, в настоящее время ни в одной из этих стран, за исключением Японии, национальные и локальные платежные системы не имеют столь значительного веса на карточном рынке, как в России. Роль национальных и локальных платежных систем на отечественном карточном рынке становится еще более значимой, если учесть, что по крайней мере часть из них обладает технологическим конкурентным преимуществом над крупнейшими международными ассоциациями Visa International и MasterCard International. Две национальные платежные системы "СБЕРКАРТ" (на базе технологии DUET компании BGS Smartcard Systems) и "Золотая Корона" (технологии разрабатываются новосибирским Центром Финансовых Технологий) уже давно работают на базе смарт-карточек. Переход же международных платежных систем Visa International и MasterCard International на микропроцессорные карточки стандарта EMV в России вряд ли завершится в ближайшие полтора-два года42.
Несмотря на значительную роль российских национальных и локальных платежных систем, по итогам 2008 г. лидирующие позиции на карточном рынке удерживали продукты международной системы Visa International. Всего в 2008 г. российские банки выпустили 32,4 млн карточек этой платежной системы, что составляло 43,3% общего объема эмиссии. Доля карточек этой платежной системе в обороте составила 48,1% (Рассчитано по среднегодовому курсу рубля к доллару США: 1 долл. США = 26,33 руб. По информации Visa International, общий оборот по карточкам этой платежной системы, выпущенным российскими банками, по итогам 2006 г. составил 81 млрд долл.). При сохранении существующей динамики в текущем году продукты этой системы смогут контролировать до 50% российского рынка банковских карточек, как по размерам эмиссии, так и по оборотам.
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания
пластиковых карт в России
Благоприятная макроэкономическая ситуация
в стране и динамичное развитие банковского
сектора российской экономики позволяет
надеяться на то, что в ближайшие
годы на российском карточном рынке
будут происходить не только количественные,
но и качественные изменения, т. е. увеличение
роли продуктов с кредитной
Российский рынок банковских карточек
демонстрирует в последнее
В то же время по целому ряду показателей
динамика российского карточного рынка
вызывает некоторое недоумение: а
все ли так хорошо, как кажется
на первый взгляд? И не пора ли предпринимать
какие-либо серьезные шаги, чтобы
наконец нормализовать
Ни для кого не секрет, что российский рынок банковских карточек формировался в рамках зарплатной модели, достаточно уникальной с точки зрения мирового опыта. Как следствие, он имеет ряд важных структурных особенностей. Доля транзакций по снятию наличных, например, в разы превышает долю «безналичных» транзакций оплаты товаров и услуг. По той же причине число банкоматов, установленных в стране, достаточно велико для столь молодого рынка, а развитие торговой инфраструктуры, наоборот, запаздывает. Все это довольно очевидные вещи, естественные для того пути, по которому развивался рынок, а потому не вызывающие удивления. Удивляет другое: почему структура карточного рынка не меняется, несмотря на бурный рост банковской розницы в течение последних шести лет?
Если в 2002 г., когда рынок был почти на 100% зарплатным, доля безналичных операций, по данным Банка России, составляла 16%, то в 2007, на пике «розничного бума» 21%, т. е. выросла примерно на 23%. Общая же эмиссия банковских карточек в стране выросла за тот же период более чем в 9 раз
В отчете Банка России от 3 июня 2008 г. структура эмиссии банковских карточек в России прокомментирована следующим образом: «Принимая во внимание значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%), можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке44.
Среди держателей карточек подавляющее большинство составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, т. е. подавляющее большинство карточек - это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.
Количество кредитных карточек,
выданных в том числе в рамках
реализации кредитными организациями
программ потребительского кредитования,
по сравнению с прошлым годом
увеличилось на 58% и по состоянию
на 1 января 2008 г. составило более 8,6%
от общего количества банковских карточек.
Возрастная категория держателей кредитных
карточек - это население в возрасте
от 25 до 44 лет. Эмиссия предоплаченных
карточек составляет лишь 0,4%. Сегмент
их использования ограничен
Информация о работе Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ