Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Рассмотреть содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью на предприятии. 2.Провести анализ управления инновационной деятельностью в ЧУП «Мансур». 3.Разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Объект исследования является ЧУП «Мансур». Предмет исследования - инновационная деятельность предприятий.

Содержание

Введение…………………….………………………………………………………..4
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью на предприятии…………………………………………………………………………7
Понятие и сущность управления инновациями…………………………….7
1.2 Характеристика инновационных процессов и управления ими на предприятии…………………………………………………………………………9
1.3 Процесс управления инновациями……………………………………………16
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………….21
2 Анализ инновационной деятельности ЧУП «Мансур»…………………......27
2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………….27
2.2 Анализ численности и структуры персонала………………………………29
Анализ основных производственных и итоговых показателей………….31
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………………………….40
2.5 Организация маркетинговой деятельности на предприятии…………...…42
3 Пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….....61
Список использованных источников…………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.Бурмистронок В.В..docx

— 208.12 Кб (Скачать файл)

Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить  аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения  товаров. Иными словами, должна проводиться  рентгенограмма бизнеса. Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П.Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно  делать, и тем, чего делать не следует. Целенаправленная систематическая  инновационная деятельность требует  непрерывного анализа возможностей источников инноваций.

  1. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться.
  2. Инновация должна быть простой и иметь точную цель.
  3. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию, когда конкуренты вас опередят.

Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в  основном работают только в одной  области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной  работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант. Чтобы  преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.

Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому  она всегда должна ориентироваться  на рынок, руководствоваться его  потребностями. Для осуществления  предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру  и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный  принцип для инновации заключается  в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы. Как показывает опыт, все попытки  превратить существующее подразделение  в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии — уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени.

Предпринимательская и инновационная  деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить  работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и  замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной  деятельности, рентгенограмму бизнеса, за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную  деятельность, должен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.

Метод (прием) управления инновациями – это способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему, объект управления (инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации). Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Отсюда их можно разделить на следующие группы:

1. Методы прогнозирования  инноваций;

2. Методы поиска идей  инноваций;

3. Приемы, воздействующие  только на производство инноваций,  имеют своей единственной целью  создание нового продукта или  новой операции (технологии) с высокими  качественными параметрами. К  этим приемам относятся бенчмаркинг  и маркетинговый прием управления;

4. Приемы, воздействующие  как на производство, так и  на реализацию, продвижение и  диффузию инновации: инжиниринг  инновации, реинжиниринг инновации,  брэнд-стратегию инновации;

5. Приемы, воздействующие  только на реализацию, продвижение  и диффузию инновации: ценовой  прием управления, фронтирование  рынка, мэрджер. Главная цель  всех приемов этой группы –  это ускорение продажи инноваций  с наибольшей выгодой и эффективностью  как в текущий момент времени,  так и с большей отдачей  от этой продажи в будущий  период.

Сделаем вывод, что управление инновациями является важным  и  необходимым как на предприятии  и для всей страны. Управление инновациями является одним из основных направлений в развитии общественного производства. [18,c.604].

 

 

1.3 Процесс управления инновациями

 

Воздействие на инновации  осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия  образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный  менеджмент.

Инновационный менеджмент –  это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:

1) целенаправленного поиска  идеи, служащей фундаментом для  данной инновации;

2) организации инновационного  процесса для данной инновации  (что предполагает проведение  организационно-технического комплекса  работ по превращению идеи  в вещь (новый продукт, материализованная  форма операции), готовую для продвижения  на финансовом рынке и для  продажи);

3) процесса продвижения  и реализации инновации на  рынке (что составляет определенное  искусство, требующее творческого  подхода и активных действий  продавцов).

Инновационный менеджмент –  это определенная система управления. Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством  движения информации. Это движение информации представляет собой процесс  управления, и означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования  для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления. Субъектом  управления в инновационном менеджменте  может быть работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных  приемов и способов управленческого  воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном  менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс  и экономические отношения между  участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей). [22,c.154].

Рисунок 1.1.

Примечание. Источник: [собственная разработка].

 

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени  и пространстве различные процессы управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов:

1) инновационного процесса;

2) определения цели управления  инновацией (прибыль, расширение  сегмента рынка, выход на новый  рынок, поднятие имиджа и т.п.  конечная цель инноваций –  это оправдание риска и получение  максимальной прибыли на все  свои затраты (денег, времени,  труда));

3) выбора стратегии менеджмента  инновации;

4) определения приемов  управления инновацией;

5) разработки программы  управления инновацией;

6) организации работ по  выполнению программы;

7) контроля за выполнением  намеченной программы;

8) анализа и оценки  эффективности приемов управления;

9) корректировки приемов  менеджмента инновации.

Организация инновационного менеджмента закладывается уже  при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. Инновационный процесс – определяет основную идею инновации, характерные  черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению  и какие приемы следует применять  для диффузии конкретной инновации.

Важным этапом организации  является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной  стратегии управления зависит и  правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и  эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер, на нем лежит  право выбора и право ответственности  за него.

Право выбора означает право  принятия решения, необходимого для  реализации намеченной цели. Решение  должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут  создаваться специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов. Каждый из них выполняет  порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ. Эти  работники могут подготовить  предварительное коллективное решение  и принять его простым или  квалифицированным (двумя третями, тремя четвертями или единогласно) большинством голосов. Однако окончательно выбрать вариант принятия решения  должен только один человек, т.к. он одновременно принимает на себя и ответственность  за данное решение, за его выполнение и эффективность. Большую роль в  принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, его чутье, а  наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать  оперативно и наиболее оптимальным  образом.

Подходы к решению задач  по управлению инновациями зависят  от цели управления, конкретных задач  по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью, что означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в  конкретной ситуации. [25,c.320].

Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность  во многом зависит от быстроты реакции  на изменение условий рынка и  экономической ситуации. Поэтому  инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать  конкретную ситуацию в стране, состояние  рынка, место и положение на нем  данного продуцента, а также способности  менеджера быстро найти хорошее  решение в данной ситуации в данный момент времени.

Важный этап организации  инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и  организация работы по выполнению намеченных работ. Программа управления инновацией представляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.

Рабочая программа представляет собой программу, разработанную  для реализации какой-то частной  цели. Это частная программа, тогда  как целевая комплексная программа  есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. Программно-целевой метод  планирования инноваций – это  процесс, включающий: 1) наличие проблемы; 2) разработку различных вариантов  ее решения; 3) разработку комплексной  программы развития системы; 4) создание механизма реализации комплексной  программы (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, участков работы).

Прием (способ воздействия) инновационного менеджмента – это  способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в  себя инновации, инновационный процесс  и отношения на рынке реализации инновации. Движение инновации от ее возникновения до реализации связано  с движением инвестиций, вложенных  в эту новацию. Поэтому все  приемы инновационного менеджмента  основаны на денежных отношениях, возникающих  в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием  всех приемов инновационного менеджмента  является воздействие на инновации  денежных отношений, возникающих между  продуцентом или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем  этой инновации – с другой.

Приемы имеют направления  действия в области производства и продажи нововведения. Эти направления  определяются самой структурой инновационного процесса, подразделяют приемы инновационного менеджмента на следующие группы:

1) приемы, воздействующие  только на производство инновации;

2) приемы, воздействующие  как на производство, так и  на реализацию, продвижение и  диффузию инновации;

3) приемы, воздействующие  только на реализацию, продвижение  и диффузию инновации. Рисунок 1.2.

 Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Приемы первой группы имеют  своей целью создание нового продукта или операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг (метод  использования чужого опыта для  повышения эффективности работы)  и способы маркетинговых воздействий  на инновации, а именно, способы маркетинговых  исследований и планирование маркетинга инноваций.

Информация о работе Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности