Оценка изменений финансового положения предприятия гостинично-туристского комплекса на примере ООО "Зодиак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретико-методологических положений по анализу финансового состояния предприятия, т.е. анализу пассива и актива баланса, их соотношение, анализ ликвидности предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости, а также планирование финансов предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию финансового состояния анализируемого объекта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа предприятия 7
1.1 Сущность, цели и задачи финансового анализа 7
1.2 Классификация (виды) финансового анализа. Роль финансового анализа в принятии управленческих решений. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа 12
1.3 Информационное обеспечение и методы финансового анализа 22
Глава 2. Аналитическое исследование финансового состояния предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 33
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 33
2.2. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 54
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» по абсолютным и относительным показателям 62
2.4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак», включая ликвидность баланса ООО «Зодиак» 68
2.5. Анализ прибыли и рентабельности предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 85
Глава 3. Планирование финансов и предложения по улучшению финансового состояния ООО «Зодиак» 91
3.1 Составление планового баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Зодиак» 91
3.2 Предложения по улучшению финансового положения предприятия ООО «Зодиак» 101
Заключение 108
Библиографический список 111
Приложения 117

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Чумак Е.А. итоговый.docx

— 479.96 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения анализа финансового состояния необходимо:

1) на основе  изучения причинно-следственной  взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия;

2) планировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

3) разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Именно анализ финансового состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия к стратегическим задачам финансовой политики предприятия относятся следующие:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • создание эффективного механизма управления предприятием.

На основе полученных результатов анализа  осуществляется выбор направлений финансовой политики.

Анализ финансового  состояния является одним из эффективных  способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по приведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности [13].

Оценка финансового  положения предприятия необходима следующим лицам:

1. инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг;

2.  кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят;

3. аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов;

4. финансовым руководителям, которые хотят реально оценивать деятельность и финансовое состояние своей фирмы;

5. руководителям маркетинговых отделов, желающие создать стратегию продвижения товара на рынки.

В конечном результате анализ финансового положения предприятия  должен дать руководству предприятия  картину его действительного  состояния, а лицам, непосредственно  не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п. [49].

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки, которые анализируются путем изучения причинно-следственных связей между итоговыми показателями и факторами, повлиявшими на них.

В основе проведения финансового анализа лежат принципы:

  • научность;
  • оперативность;
  • системность;
  • объективность.

Анализ должен быть оперативным.  Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

Анализ должен носить научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Одним из требований к финансовому анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

Анализ хозяйственной  деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов [50].

1.2 Классификация  (виды) финансового анализа. Роль финансового анализа в принятии управленческих решений. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес  представляет классификация финансового  анализа по видам.

В рамках принятой предприятием финансовой стратегии  применяют все направления финансового  анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и портфельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом используют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ.

Основная  цель текущего анализа – периодическое всестороннее изучение результатов хозяйственной деятельности, оценка выполнения планов развития и достигнутой эффективности производства. комплексного выявления внутрипроизводственных резервов, мобилизации их для повышении эффективности хозяйствования в последующие периоды. Информационная база – статистическая и бухгалтерская отчетности.

Основными задачами текущего анализа являются:

  • анализ и оценка напряженности и обоснование плановых заданий (бизнес-планов);
  • выявление факторов хозяйственной деятельности и количественная оценка их влияния на обобщающие показатели;
  • объективная оценка работы организации и его подразделений.

Основная  цель ретроспективного анализа – изучение свершившихся процессов и явлений, выявление неиспользуемых резервов. Результаты ретроспективного анализа рассматриваются во взаимосвязи с результатами текущего анализа и в обобщенном варианте используются для планирования деятельности в дальнейшем.

Основные  цели перспективного анализа – изучение экономических явлений и процессов с позиций будущего, т. с. перспективы их развития, обеспечение органов управления организаций информацией о возможных способах достижения определенных результатов хозяйственной деятельности в перспективе, выявление объективных закономерностей развили хозяйственных процессов, оценка реалистичности тех или иных плановых решений и их соответствия возможностям организаций. Основные задачи перспективного анализа:

  • планирование хозяйственной деятельности;
  • научное обоснование перспективных решений;
  • оценка ожидаемого выполнения планов [17].

Существует  несколько систем классификации  видов финансового анализа в  зависимости от различных признаков:

1) в зависимости от организационных форм проведения:

  • внешний – проводится аналитиками, являющимися для предприятия посторонними людьми; основан только на данных внешней публичной отчетности. Особенностями внешнего анализа являются:
  • множественность субъектов анализа;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • ограниченность задач анализа;
  • наличие типовых методик анализа;
  • максимальная открытость результатов анализа.
  • внутренний – проводится работниками предприятия для обоснования принятия управленческих решений; основан на любой информации, циркулирующей внутри предприятия. Особенностями внутреннего финансового анализа являются:
  • ориентация результатов анализа на руководство предприятия;
  • отсутствие регламентации анализа с внешней стороны;
  • комплексность анализа;
  • неразглашение результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

2) в зависимости от объекта анализа:

  • по организации в целом;
  • по структурной единице или подразделению;
  • по отдельной финансовой операции;

3) в зависимости от объема исследования:

  • полный;
  • тематический;

4) в зависимости от сроков проведения исследований:

  • предварительный, в зависимости от горизонта исследования он делится на краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (от1 до 5 лет); долгосрочный (свыше 5 лет);
  • оперативный;
  • последующий [51].

Финансовый  анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это искусство управления финансами предприятий и корпораций, т. е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала, доходов и денежных потоков. Он осуществляется путем разработки рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды [15].

Финансовая стратегия — сложная многофакторная модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных целей в общей концепции развития предприятия.

Необходимость разработки финансовой стратегии обусловлена  рядом обстоятельств:

  • диверсификацией деятельности предприятия на товарном и финансовом рынках;
  • потребностью в изыскании дополнительных источников финансирования;
  • наличием единой конечной цели финансово-хозяйственной деятельности, которая состоит в оптимизации стоимости (цены) капитала компании;
  • развитием мирового финансового рынка.

Финансовая  стратегия определяет финансовые цели и способы их достижения с помощью  проведения определенной кредитной, эмиссионной, дивидендной и инвестиционной политики.

Финансовая  стратегия как система долгосрочных целей предприятия определяется его финансовой идеологией (например, стремлением максимизировать доходность хозяйственных операций и минимизировать коммерческие риски и др.).

Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.

Анализ внешней  среды осуществляют по следующим  параметрам:

  • изучение цен на товары и услуги;
  • изучение ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курса эмиссионных ценных бумаг;
  • изучение деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.

В результате проведенного анализа выявляют возможные  альтернативные решения и осуществляют их оценку на предмет реализации [54].

В долгосрочной перспективе успешное использование  ресурсов (материальных и денежных) должно обеспечивать повышение финансового  потенциала предприятия, включая его способность осуществлять дальнейшие инвестиции.

Следовательно, проведение комплексного финансового  анализа входит в компетенцию  высшего звена управления организацией, способного принимать решения по формированию и использованию финансовых ресурсов, а также влиять на движение капитала и денежных потоков.

Эффективность локальных управленческих решений  по определению цены готового продукта, объема закупок материальных ресурсов или поставок готовой продукции, замены оборудования и технологии оценивают  с точки зрения конечного финансового  результата.

С помощью  финансового анализа принимают  решения по:

  • краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотного капитала);
  • долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты, недвижимость, эмиссионные ценные бумаги и т. д.);
  • стоимости (цене) и структуре капитала;
  • эмиссии дополнительных пакетов акций;
  • выплате дивидендов владельцам акций;
  • мобилизации резервов экономического роста (за счет увеличения объема продаж и прибыли, снижения издержек производства и обращения, поглощения других компаний и т. д.).

Поскольку текущий  финансовый анализ осуществляют на основе данных бухгалтерского баланса, то можно  установить его взаимосвязь с  принятием финансовых решений руководством предприятия. Краткосрочные финансовые решения принимаются на основе анализа оборотных активов, долгосрочные же связаны с оценкой внеоборотных активов предприятия. Это является управлением активами предприятия. Анализ отдачи на инвестированный капитал и оценка риска связаны с собственным капиталом и обязательствами компании, что представляет собой управление пассивами предприятия.

Обеспечение пользователей (особенно внешних) полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятий является ключевой задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строится концепция развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, информация, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценивать способности предприятия генерировать денежные средства, формировать прибыль, а также позволять сравнивать информацию и представленные в ней показатели за разные периоды времени, чтобы принимать обоснованные управленческие решения. Финансовые показатели, приводимые в бухгалтерской отчетности, служат базой для планирования будущих хозяйственных операций и разработки системы бюджетирования и контроля [45].

Информация о работе Оценка изменений финансового положения предприятия гостинично-туристского комплекса на примере ООО "Зодиак"