Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Косвенно  участвовать в государственном  регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. система органов, осуществляющих государственное  регулирование, представлена на рисунке 4.

Наиболее  яркие изменения в современной  экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая  как связующее звено между  различными отраслями народного  хозяйства, не осталась вне государственного регулирования.

Современный механизм регулирования экономической  деятельности торговли можно представить  как интегрированную систему  форм, методов, средств, с помощью  которых осуществляется воздействие  государства на объекты торговли [16, с. 28].

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые  товары, участвуют в имущественных  отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

 

 

Рисунок 4. – Система органов, осуществляющих государственное

регулирование

 

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели  государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по масштабам воздействия, значению, последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди  стратегических целей наиболее приоритетными  являются: обеспечение экономической  и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться  по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных  интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление  рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы  торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические [17, с. 28].

В целом  основная задача государственного регулирования  заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении  его социальной направленности, что  может быть реализовано с помощью  определенных принципов.

Применение  принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую  мы хотим видеть. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду  с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы.

Принципы  механизма регулирования торговли в первую очередь соотносятся  с социальными приоритетами государственного регулирования торговли, к которым  относятся:

– формирование потребительского рынка;

– обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

– создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации;

– изменение стратегии научно-технического и информационного развития;

– осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка [18, с. 54].

В системе  государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей  следует считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма  регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию  ее законов, принципов, методов.

Торговые  предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического обеспечения, включаются в гражданский  оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления  рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства стороны имущественно-стоимостных отношений.

Торговое  законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности нор и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права  является торгово-предпринимательская  деятельность по продвижению товаров  от изготовителей в организации  розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

Все законодательные  акты в зависимости от их юридической  силы делятся на законы и подзаконные  нормативные акты.

В системе  федеральных законов главную  юридическую силу имеет Конституция  Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения  собственности на территории страны. Все нормативно-правовые акты, имеющие  отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным  началам и принципам.

Особое  место в законодательной сфере  занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, признанный урегулировать  все общественные отношения и  являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно  к различным сферам деятельности, в том числе торговой. Гражданский  кодекс РФ ставит государственное регулирование  рыночных отношений в четкие правовые рамки [18, с. 74].

В настоящее  время в торговле установлены  правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих федеральных  законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», Об обеспечении  единства измерений», «Об антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур», «О рекламе», «О качестве и  безопасности пищевых продуктов» «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и т.п.

Среди законодательных  нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом  и Правительством РФ. Указы Президента РФ издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, законов, указов Президента РФ принимает  постановления, направленные на совершенствование  деятельности торговых предприятий  в соответствии с изменяющейся рыночной ситуации. К ним относят следующие  постановления Правительства РФ: «О правилах продажи отдельных видов  товаров», «О правилах продажи товаров  по образцам», «О правилах комиссионной торговли непродовольственными товарами», «О правилах продажи гражданам товаров  длительного пользования в кредит», «О правилах оказания услуг предприятиями  общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности»  и т.д.

Процесс правового регулирования торгового  предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов Российской Федерации, утверждения  указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, но и посредством  нормативных актов, принятых соответствующими министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.

Практическая  реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства  осуществляется через соответствующие  федеральные и территориальные  исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия  соблюдают законы. Однако они могут  и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность  хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать  исполнения руководством предприятия  принятого законодательства.

Контроль  за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли и внешнеэкономических связей Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию метрологии, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

В целом  создается система правового  регулирования взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой деятельности. Вместе с тем вопросы эффективного участия государства в регулировании торговой сферы решаются недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует единая государственная концепция развития торговли, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли [19, с. 328].

Стратегической  целью государства в торговой сфере является создание необходимых  условий для развития бизнеса, своевременного контроля за его экономической безопасностью на потребительском рынке. При этом механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов в торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

К важнейшим  задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся:

1 формирование  конкурентной среды, обеспечивающей  устойчивую систему товародвижения  и предупреждение возможных проявлений  монополизма на потребительском рынке;

2 защита  внутреннего рынка на основе  регулирования иностранных инвестиций  и совершенствования таможенного  законодательства, проведение маркетинговых  исследований внутреннего рынка  с целью обеспечения прогрессивных  изменений в структуре экспорта  и импорта, увеличение доли  товаров отечественных производителей  путем упорядочения системы расчетов, конвертации национальных валют,  применения демпинговых процедур  и т.п.;

3 всестороннее  развитие и укрепление нормативно-правовой  базы торговли, формирование оптимальных  организационно-правовых форм предприятий,  способствующих активизации предпринимательской  деятельности;

4 создание  благоприятных условий для интегрирования  хозяйственной деятельности различных  торговых образований путем формирования  объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность;

5 определение  концепции развития различных  видов и типов торговых предприятий  (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

6 совершенствование  товародвижения и логистического обслуживания;

7 эффективный  контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм;

8 совершенствование  трудового законодательства, регламентирующего  права и обязанности участников  торговой деятельности;

9 развитие  механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение  свободного перераспределения прав  участия в капиталах акционерных  обществ и перехода таких прав  к более эффективным собственникам;

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания