Показатели по труда и заработной плате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Существенно повысить эффективность использования трудовых ресурсов в торговле – значит привести в действие имеющиеся резервы роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы одного работника, сократить долю аппарата управления в общей численности работников. Западные бизнесмены давно убедились в том, что вложения в человека (расходы на повышение квалификации, на здравоохранение, досуг и отдых за счёт предприятия) увеличивают доходы и повышают конкурентоспособность фирмы. Рациональное использование трудовых ресурсов относится к числу важных задач, особенно в новых условиях хозяйствования. Успешность выполнения плана товарооборота и уровень обслуживания потребителей в организациях торговли во многом зависят от численности работников, качества их работы, квалификации и опыта, организации труда в магазине.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...……...3

1 Теоретические и методические аспекты анализа показателей по труду
и расходов на его оплату в организации ………………………………………..6

1.1 Экономическая сущность понятия «трудовые ресурсы» и значение
их использования в деятельности торговых организаций …………………...6

Источники информационного обеспечения и методика анализа
трудовых ресурсов и фонда заработной платы ………………………..…....10

1.3 Краткая экономическая характеристика
ЧУП «Могилевская межрайбаза» ………………………………………………29

2 Анализ показателей по труду и его оплате в организации …………...……....39

2.1 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
и их использования ……………………………………………………………39

2.2 Анализ фонда заработной платы и эффективности его использования ……48

3 Пути совершенствования анализа трудовых ресурсов и фонда
заработной платы ………………………………………………………………..53

Заключение …………………………………………………………………………64

Список использованных источников ……………………………………………..67

Приложения ………………………………………………………………………...69

Вложенные файлы: 1 файл

Труд.doc

— 785.50 Кб (Скачать файл)

Розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание, составил в январе 225,8 млрд р., и возрос по сравнению с январем прошлого года почти на 21%. Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота торговой сети составила 83%, в том числе продовольственных товаров – около 72%.

Розничный товарооборот организаций потребительской кооперации составил 44,4 млрд р., и возрос в сопоставимых ценах по сравнению с январем 2007 г. на 17,2%. Удельный вес товарооборота этих организаций в общем объеме розничного товарооборота в торговых организаций области составил 19,7%.

Организациями общественного питания реализовано  продукции на 14,6 млрд р., что в  сопоставимых ценах на 8,5% больше, чем  в январе 2007 г. При этом продукции  собственного производства реализовано  организациями общественного питания на 11,6 млрд р., что составляет 79,7% в объеме розничного товарооборота общественного питания.

В структуре  оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 63,8%, непродовольственных – 36,2%. Продовольственных товаров продано населению организациями розничной торговли и общественного питания на 144 млрд р., что составляет 117,9% к уровню января 2007 г.

На 1 февраля 2008 г. объем товарных запасов в розничной  торговле составил 261,4 млрд р., что обеспечивает 38 дней торговли из расчета однодневного товарооборота января 2008 г.

В настоящее время в области  насчитывается около 230 промышленных предприятий, объединений, акционерных  обществ. В структуре промышленного комплекса химия и нефтехимия занимает 29,5%, машиностроение и металлообработка – 20,7%, пищевая промышленность – 17,3%, электроэнергетика –7,7%, легкая промышленность – 7,5%, промышленность строительных материалов – 6,9%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 6,2% и другие отрасли – 4,1%.

Крупнейшими промышленными центрами области являются города: Могилев, Бобруйск, Кричев, Осиповичи. Деятельность промышленного комплекса области направлена на сохранение имеющегося и дальнейшее увеличение производственно-технического потенциала, сохранение рабочих мест, повышение качества и постоянное увеличение объема выпуска продукции. Для выполнения этой задачи в области разработаны мероприятия по повышению качества и освоению импортозамещающей продукции, достижению параметров ее конкурентоспособности. Ведется работа по сертификации систем качества предприятий в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. В настоящее время 32 предприятия области имеют сертификат соответствия и 9 предприятий ведут работу по решению этой задачи. Новым направлением в повышении экспортных возможностей товаропроизводителей региона является создание и сертификация систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000.

Четыре предприятия  получили данный сертификат, еще на 4-х работа продолжается. Возможность поставлять продукцию на рынки стран Европейского Союза дает предприятию наличие на выпускаемой продукции знака качества СЕ (маркировка по электробезопасности), подтверждающего соответствие требованиям Директив ЕС. В области в этом направлении работают 5 предприятий, из которых 3 уже получили право на эту маркировку. Могилевская область – главный производитель в Республике Беларусь шин, электродвигателей, центробежных насосов, цемента, шелковых тканей, тюлегардинных изделий, резиновой обуви. Ведущее место занимает химическая и нефтехимическая отрасль. Доля двух крупнейших химических предприятий – ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Белшина» – составляет более 25% объемов от всей производимой в области продукции. Крупнейшими промышленными центрами области являются города: Могилев, Бобруйск, Кричев, Осиповичи.

Деятельность промышленного комплекса  области направлена на сохранение имеющегося и дальнейшее увеличение производственно-технического потенциала, сохранение рабочих мест, повышение качества и постоянное увеличение объема выпуска продукции. Для выполнения этой задачи в области разработаны мероприятия по повышению качества и освоению импортозамещающей продукции, достижению параметров ее конкурентоспособности. Ведется работа по сертификации систем качества предприятий в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. В настоящее время 32 предприятия области имеют сертификат соответствия и 9 предприятий ведут работу по решению этой задачи. Новым направлением в повышении экспортных возможностей товаропроизводителей региона является создание и сертификация систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000. Четыре предприятия получили данный сертификат, еще на 4-х работа продолжается. Возможность поставлять продукцию на рынки стран Европейского Союза дает предприятию наличие на выпускаемой продукции знака качества СЕ (маркировка по электробезопасности).

5 предприятий,  из которых 3 уже получили право  на эту маркировку. Могилевская область – главный производитель в Республике Беларусь шин, электродвигателей, центробежных насосов, цемента, шелковых тканей, тюлегардинных изделий, резиновой обуви. Ведущее место занимает химическая и нефтехимическая отрасль. Доля двух крупнейших химических предприятий – ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Белшина» – составляет более 25% объемов от всей производимой в области продукции. В области создан ряд новых промышленных предприятий, в том числе ПРУП «Белорусский цементный завод» – крупнейший производитель цемента в Беларуси, Быховское ИЗАО «Белатмит», ИООО «ШКЛОВ ФОРЕСТ ЛТД», СЗАО «Стеклозавод «Елизово», ПЧУП «Климовичское предприятие шпалопродукции и стройматериалов», которые успешно наращивают объемы производства промышленной продукции. Ведутся работы по созданию в Шклове фабрики по производству газетной бумаги.

Важное место в деятельности области занимает потребительская  кооперация, в частности ЧУП «Могилевская межрайбаза».

Частное унитарное предприятие (ЧУП) «Могилевская межрайбаза» расположена по адресу: г. Могилев, пр-т. Димитрова, 31а. Учредителем и собственником ЧУП «Могилевская межрайбаза» является Могилевский облпотребсоюз.

ЧУП «Могилевская межрайбаза» имеет обособленные структурные подразделения без права юридического лица:

- оптово-розничный филиал «Продтовары»;

- оптово-розничный  филиал «Коопхозторг»;

- оптово-розничный  филиал «Кооппосредторг».

В состав ЧУП  «Могилевская межрайбаза» входит 5 общетоварных склада, общей складской площадью 16011 м2, объемом – 87249 м3.

Розничная торговая сеть ЧУП «Могилевская межрайбаза» насчитывает 7 магазинов, общей торговой площадью 768 м2, в том числе 1 – по продаже продовольственных товаров, торговой площадью 23 м2, 4 – по продаже непродовольственных товаров, торговой площадью 436 м2, 2 – смешанных, торговой площадью 309 м2.

Главной целью  данной торговой организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предметом деятельности является: оптовая торговля товарами народного потребления; розничная торговля товарами народного потребления. Уставный фонд ЧУП «Могилевская межрайбаза» составляет 1950000 руб. (750 минимальных заработных плат).

Органом управления ЧУП «Могилевская межрайбаза» является директор, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. Директор решает самостоятельно все вопросы, связанные с деятельностью торговой организации, за исключением случаев, отнесенных законодательством или уставом к компетентности собственника.

Директор несет в пределах своих  полномочий полную ответственность за деятельность, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества торговой организации.

Схема организационного построения ЧУП «Могилевская межрайбаза» представлена на рис. 1.

Задачи, решаемые ЧУП «Могилевская межрайбаза»:

- осуществление закупа товаров  народного потребления у организаций  всех форм собственности, у  физических лиц; 

- более полное обеспечение населения города товарами народного потребления;

- получение прибыли;

- обеспечение сохранности имущества;

- эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов структурного подразделения;

- социальное развитие коллектива торговой организации и его структурных подразделений;

- создание благоприятных условий труда;

- осуществление мероприятий и постоянного контроля за строгим соблюдением действующих правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности;

- обеспечение проведения мероприятий по укреплению трудовой дисциплины.

Для достижения поставленных задач ЧУП «Могилевская межрайбаза» выполняет следующие функции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- осуществляет закупку  и продажу товаров народного  потребления, закупки недостающих в области товаров у организаций разных форм собственности;

- осуществляет хранение  товаров в соответствии с технологией,  температурными режимами и правилами санитарии;

- изыскивает дополнительные  товарные ресурсы и вовлекает их в оборот;

- обеспечивает рациональное  товарное снабжение города товарами своей номенклатуры согласно заключенным договорам;

- обеспечивает своевременные  расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, поставщиками, подрядчиками и другими организациями в пределах своих обязательств;

- проводит мероприятия  по повышению рентабельности, эффективному использованию основных и оборотных средств, банковских кредитов, начислению фондов структурного подразделения;

- обеспечивает подбор  и расстановку кадров;

- начисляет и выплачивает  заработную плату работникам  со штатным расписанием, Положением о внутреннем хозяйственном расчете, Положением о премировании и коллективным договором и др.

При социально-экономической  оценке хозяйственной деятельности ЧУП «Могилевская межрайбаза» необходимо проанализировать динамику основных финансово-экономических результатов за 2005-2007 гг., таблица 1.1.

 

Таблица 1.1 

Динамика основных финансово-экономических  результатов

ЧУП «Могилевская межрайбаза» за 2005-2007 гг.

 

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Темп изменения, %

2006 г. к 2005 г.

2007 г. к 2006 г.

Выручка от реализации, млн р.

27564,1

39845

50820

144,6

127,5

Расходы на реализацию:

         

- сумма, млн р.

2499

3970

5745

158,9

144,7

- уровень, % к выручке от реализации

9,07

9,96

11,30

0,89

1,34

Прибыль от реализации товаров*:

         

- сумма, млн р.

-38,4

75

66

-

88,0

- уровень, % к выручке от реализации

-0,14

0,19

0,13

0,33

-0,06

Прибыль от прочей реализации*:

         

- сумма, млн р.

338,7

398

498

117,5

125,1

- уровень, % к выручке от реализации

1,23

1,00

0,98

-0,23

-0,02

Доходы от внереализационных  операций, млн р.

192,7

171

345

88,7

201,8

Расходы от внереализационных  операций, млн р.

252,3

426

554

168,8

130,0

Прибыль отчетного периода*:

         

- сумма, млн р.

-59,6

218

355

-

162,8

- уровень, % к выручке от реализации

-0,22

0,55

0,70

0,77

0,15


 

*Информация представлена  в Приложениях 4-6, ф. 2 «Отчет о  прибылях и убытках»

На основании данных таблицы 1.1, можно сделать вывод о том, что выручка от реализации увеличилась в 2006 г. – на 44,6%, в 2007 г. – на 27,5%. Сумма расходов на реализацию также возрастала в отчетном периоде, в 2006 г. – на 58,9%, в 2007 г. – на 44,7%, при этом расходы на реализацию развивались более высокими темпами по сравнению с ростом выручки от реализации.

В 2005 г. наблюдаются убытки от реализации торговой деятельности, однако в 2006-2007 гг. ситуация изменилась – была получена положительная прибыль, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сократилась на 12%.

В то же время прибыль отчетного  периода в 2007 г. по сравнению с 2006 г. существенно возросла – на 62,8%.

Образование прибыли отчетного  периода произошло за счет получения  прибыли от прочих операций, которая  в 2006 г. возросла – на 17,5%, в 2007 г. – на 25,1%.

Доходы от внереализационных операций после сокращения в 2006 г. – на 12,7%, в 2007 г. возросли – в 2 раза. При этом произошло существенное увеличение внереализационных расходов в 2006 г. – на 68,8%, в 2007 г. – на 30%.

Следует отметить, что в отчетном периоде произошло повышение  уровня расходов на реализацию в общей  выручке от реализации, что составило в 2006  г. – 0,89 п.п., в 2007 г. – 1,34 п.п.

Рентабельность продаж при этом после повышения в 2006 г. – на 0,33 п.п., снизилась в 2007 г. – на 0,06 п.п.

Что касается итогового финансового  результата хозяйственной деятельности, то произошло повышение уровня прибыли отчетного периода в выручке от реализации в 2006 г. – на 0,77 п.п., в 2007 г. – на 0,15 п.п.

Следует отметить, что в целом наблюдается положительная динамика финансовых результатов торговой деятельности в 2007 г. (в частности прирост прибыли отчетного периода и ее уровня в выручке), однако по основным операциям наблюдается ухудшение рассчитанных показателей.

Следует отметить, что в целом  в 2007 г. произошли отрицательные  изменения: повышение уровня расходов на реализацию, сокращение уровня рентабельности продаж.

Далее оценим динамику основных результатов  торговой деятельности ЧУП «Могилевская межрайбаза» за 2005-2007 гг., таблица 1.2.

На основании данных таблицы 1.2, можно сформулировать следующие выводы.

В 2007 г. произошло увеличение валового товарооборота по сравнению с 2005 г. – в 2 раза, по сравнению с 2006 г. – 26,2%. В тоже время оптовый оборот возрос в 2007 г. по сравнению с 2005 г. – на 70,3%, а по сравнению с 2006 г. – в 10%, а сумма розничного товарооборота увеличилась по сравнению с 2005 г. – в 4,3 раза, по сравнению с 2006 г. – в 2,15 раза.

Информация о работе Показатели по труда и заработной плате