Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, призванных обеспечить повышение качества функционирования предприятий городского хозяйства в современных условиях.
В соответствии со сформулированной целью в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие городское хозяйство;
- определена роль городского хозяйства в экономической системе города;
- исследована методика определения эффективности деятельности учреждения городского хозяйства;
- изучены направления повышения эффективности учреждений городского хозяйства;
- проведен анализ деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск»;
- разработаны мероприятия по повышению эффективности деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск».
Введение
6
1 Теоретические основы оценки эффективности
деятельности учреждений городского хозяйства
10
1.1 Сущность и показатели оценки эффективности
учреждений городского хозяйства
10
1.2 Методика определения эффективности
деятельности учреждения городского хозяйства
23
1.3 Направления повышения эффективности
учреждений городского хозяйства
29
2 Анализ деятельности МБУ «Единая служба по
содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск»
38
2.1 Краткая характеристика и основные технико-
экономические показатели
38
2.2 Экономический анализ деятельности МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»
48
2.3 Диагностика финансового состояния МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»
59
3 Обоснование предложений по повышению эффективности
деятельности МБУ «Единая служба по содержанию
дорог и благоустройству г. Белогорск»
66
3.1 Разработка программы внедрения инновационных
технологий для ремонта и содержания дорожных
покрытий в МБУ «Единая служба по содержанию
дорог и благоустройству г. Белогорск»
66
3.2 Разработка предложений по совершенствованию
благоустройства и уборки территории города
87
3.3 Увеличение производительности труда основных
производственных работников МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»
94
Заключение
99
Список использованных источников
Обобщающими критериями производства являются: максимизация объемов национального дохода по отношению к использованным ресурсам, по отношению к затратам труда работников в сфере материального производства, характера использования ресурсов, минимизация затрат труда.
В то же время многие исследователи придерживаются точки зрения о существовании и необходимости учета множества критериев эффективности экономики.
Сложность проблемы заключается в нахождении единых по своим конечным результатам народнохозяйственных и отраслевых критериев при нетождественности их конкретного выражения.
В общих расчетах с большой уверенностью можно пользоваться такими экономическими категориями, характеризующими конечный результат общественного производства, как национальный доход, конечный продукт, соотношение между накоплением и потреблением и т. д.
На отраслевом уровне для определения экономической эффективности вариантов развития используются критерии минимум приведенных затрат или максимум эффекта.
Наиболее типичные области их применения технико-экономическое проектирование строительства новых объектов, выбор отдельных направлений (вариантов) развития новой техники и технологии, обоснование размещения предприятий и производств, оптимизация структуры производства отдельных групп предприятий и др. В городском хозяйстве типичными примерами служат реконструкция и модернизация зданий и объектов инженерной инфраструктуры города /39/.
При любом методе расчета экономическая эффективность в стоимостной форме представляет собой отношение стоимости продукции как результата производства к затратам в стоимостном выражении.
Трудовой метод. Обобщающая эффективность отрасли определяется отнесением чистой продукции к сумме затрат живого и прошлого труда, внеоборотных активов, приведенных к трудовому эквиваленту.
Метод комплексного (индексного) измерения эффективности состоит в определении обобщающего показателя эффективности суммированием взвешенных величин производительности труда (трудоемкость), капиталоотдачи (капиталоемкость), материалоотдачи (материалоемкость). Взвешивание производится по доле заработной платы, амортизационных отчислений и материальных затрат в совокупных издержках производства.
Как видно из данного сопоставления, существуют разнообразные локальные и обобщающие оценки экономической эффективности. Отсутствие единого критерия усложняет выбор наиболее рациональных путей развития хозяйства, но не является принципиальным препятствием для этого /39/.
1.2 Методика определения эффективности деятельности учреждения городского хозяйства
Методика оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений муниципального образования разрабатываются в целях:
- повышения эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
- повышения ответственности субъектов бюджетного планирования, руководителей бюджетных учреждений муниципального образования;
- оценки целесообразности создания автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений муниципального образования.
Оценка эффективности деятельности проводится в отношении бюджетных учреждений муниципального образования, оказывающих муниципальные услуги (выполняющих работы) в соответствии с Реестром (перечнем) муниципальных услуг (работ) муниципального образования.
Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений осуществляется органами Администрации города, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения /44/.
Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений проводится по общим и отраслевым (специальным) показателям и критериям.
Отраслевые (специальные) показатели и критерии оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений и их значения ежегодно доводятся Органами до бюджетных учреждений до начала финансового года.
Термины, используемые при определении показателей эффективности деятельности бюджетных учреждений, применяются в следующем значении /44/:
- профильные услуги - муниципальные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) бюджетным учреждением по основному виду деятельности бюджетного учреждения в соответствии с уставом бюджетного учреждения, а также отвечающие цели (целям) создания (деятельности) бюджетного учреждения;
- непрофильные услуги - муниципальные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) бюджетным учреждением и которые не относятся к профильным услугам;
- профильные внебюджетные доходы - доходы, полученные из внебюджетных источников в связи с оказанием профильных услуг;
- непрофильные внебюджетные доходы - доходы, полученные из внебюджетных источников в связи с оказанием непрофильных услуг.
Для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений используются следующие общие показатели:
- показатель рыночной эффективности бюджетного учреждения;
- удельный вес профильных внебюджетных доходов;
- удельный вес непрофильных внебюджетных доходов;
- коэффициент загрузки бюджетного учреждения;
- коэффициент востребованности профильных услуг бюджетного учреждения;
- показатель результативности и нормирования расходов бюджетного учреждения.
Значения общих показателей эффективности деятельности рассчитываются для каждого бюджетного учреждения (в разрезе оказываемых (выполняемых) услуг (работ)) в следующем порядке:
Показатель рыночной эффективности бюджетного учреждения (РЭФ) рассчитывается по каждой муниципальной услуге (работе), которая оказывается (выполняется) бюджетным учреждением, и определяется по формуле
РЭФ = РЦ/ЦУ × РЦмин/ЦУ, (1.1)
где РЦ - стоимость аналогичной услуги, оказываемой (выполняемой) исполнителями (подрядчиками), не являющимися муниципальными учреждениями муниципального образования. При отсутствии рыночных поставщиков, оказывающих аналогичные услуги на территории муниципального образования, данный показатель определяется как среднее арифметическое не менее чем 10 открытых предложений рыночных поставщиков на общероссийском уровне в идентичных по показателям численности населения и средней заработной платы городах;
ЦУ - стоимость муниципальной услуги (работы), оказываемой (выполняемой) бюджетным учреждением;
РЦмин - минимальная стоимость услуги (работы), оказываемой (выполняемой) рыночными поставщиками.
Если на рынке не существует аналога муниципальной услуги (работы), показатель РЭФ принимается равным единице.
Удельный вес профильных внебюджетных доходов (БВ) определяется по формуле
БВ = БВе / Бе, (1.2)
где ВБе - доходы, полученные из внебюджетных источников в связи с оказанием профильных услуг, выполнением работ;
Бе - доходы, полученные из бюджета города.
Удельный вес непрофильных внебюджетных доходов (БВ1) определяется по формуле
БВ1 = БВе1/ Бе, (1.3)
где БВе1 - доходы, полученные из внебюджетных источников в связи с оказанием непрофильных услуг (в том числе от сдачи муниципального имущества в аренду);
Бе - доходы, полученные из бюджетных источников.
Коэффициент загрузки бюджетного учреждения (КО) определяется по формуле
КО = Кф / ПС, (1.4)
где Кф - количество фактически обратившихся в бюджетное учреждение за профильными услугами в течение периода;
ПС - пропускная способность бюджетного учреждения за период.
Коэффициент востребованности профильных услуг бюджетного учреждения (КВ) определяется по формуле
КВ = Кф / Кп, (1.5)
где Кф - количество фактически обратившихся в бюджетное учреждение за профильными услугами в течение периода;
Кп - плановое количество получателей профильных
услуг бюджетного учреждения на планируемый
период в соответствии с муниципальным заданием.
Показатель результативности и нормирования расходов бюджетного учреждения (ПРН) определяется по формуле
ПРН = Рф/Рп ∙ Кф / Кп, (1.6)
где Рп - плановая сумма текущих расходов на содержание
бюджетного учреждения;
Рф - фактическая сумма текущих расходов на
содержание бюджетного учреждения;
Кп - плановое количество получателей услуг
бюджетного учреждения на планируемый период;
Кф - количество фактически обратившихся в бюджетное
учреждение за услугами в течение периода.
Бюджетные учреждения в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют информацию о своей деятельности в Органы. Органы проводят оценку эффективности деятельности подведомственных им бюджетных учреждений ежегодно по итогам отчетного финансового года до конца первого квартала текущего финансового года /44/.
По итогам оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений принимаются следующие решения:
- об эффективности (неэффективности) работы бюджетного учреждения;
- о необходимости перепрофилирования деятельности бюджетного учреждения;
- о необходимости создания муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения;
- о необходимости ликвидации бюджетного учреждения.
Для принятия решения о создании муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения применяются показатели рыночной эффективности бюджетного учреждения, удельного веса профильных внебюджетных доходов бюджетного учреждения, удельного веса непрофильных внебюджетных доходов бюджетного учреждения, а также показатель результативности и нормирования расходов бюджетного учреждения. Если данные показатели имеют значения, предусмотренные в приложении № 3 к Методике, это является одним из оснований для создания муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения.
По итогам оценки Органы формируют аналитический отчет, в котором указывают:
- исходные данные, на основании которых произведена оценка;
- выводы, полученные по итогам проведения оценки представленных подведомственными бюджетными учреждениями данных;
- оценку социальных и экономических последствий реализации решений;
- оценку социальных и экономических последствий невыполнения решений.
Аналитический отчет о результатах оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений направляется Органом в Департамент финансов Администрации города и Контрольно-аналитическое управление Администрации города ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Департамент финансов Администрации города направляет информацию Главе города в форме сводного отчета /36/.
1.3 Направления повышения эффективности учреждений городского хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия, обеспечивающие: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальную энергетику (электро, тепло, газоснабжение), внешнее городское благоустройство, включающее дорожно-мостовое хозяйство, санитарную очистку, зелёное хозяйство (озеленение населённых пунктов, цветоводство), коммунально-бытовое обслуживание, гостиничное хозяйство в целом насчитывается более 30 видов услуг.
Головной структурой, управляющей жилищно-коммунальным хозяйством города, является Департамент городского хозяйства администрации города. Структуры департамента городского хозяйства (управление жилищно-коммунального хозяйства, управление энергообеспечения и инженерных коммуникаций, управление транспорта, связи и дорог, отдел учёта, распределения и приватизации жилой площади) действует самостоятельно, каждое из них выполняет свои функции /40/.
Частью функций, относящихся к вопросу содержанию и управления ЖКХ, ведает комитет по управлению муниципальным имуществом.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
- особую социальную значимость;
- отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
- многообразие организационно-правового статуса предпринимательства и форм собственности;