Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

В 1999 году малыми предприятиями отрасли «Наука и научное обслуживание» выпущено продукции основного вида деятельности на 1920 млн. рублей. Общий объем продукции малого предпринимательства, которая может быть отнесена к инновационной, складывается из объема производства основного вида деятельности научных организаций и объема инновационной продукции, выпущенной промышленными предприятиями, к нему также может быть добавлена стоимость услуг малых предприятий связи. Данный объем составил в 1999 году 2,2 млрд. рублей, или 7 процентов от общего объема продукции (работ, услуг) малого предпринимательства.

Несмотря на то, что статистика в последние годы не отмечает значительного роста количества малых предприятий и численности занятых в малом бизнесе в производственной и научно-технической сферах, малое предпринимательство в этих отраслях занимает свою нишу, удовлетворяя специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги.

Динамика  развития малого предпринимательства  показывает, что обеспечение роста производства и наращивание производственного и научного потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.

Основное  направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технологический потенциал и, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы.

Особенность текущей ситуации состоит в наличии научно - производственной базы, значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в связи с отсутствием собственных средств у предприятий, ограниченностью централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств, низким спросом на научно-техническую продукцию.

Настоящий период является периодом закрепления позитивных тенденций в направлении интенсивного использования инновационного потенциала путем создания гибких организационных структур предприятий и активного использования возможностей малого предпринимательства.

Малые технологические  фирмы занимаются доведением научных  исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно - ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов.

В целях реализации Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. Минпромнауки России совместно с Минобразования России, Фондом содействия развития малых предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом научно-технологического развития разработали Межведомственную программу активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на тот же период. Программа направлена на создание инновационной   инфраструктуры,   коммерциализацию  результатов   научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции, подготовку персонала для инновационной деятельности.

Механизм  коммерциализации технологий, решает важную задачу снижения риска для частных инвесторов. Он включает систему отбора  разработок,   имеющих   высокую   вероятность   коммерциализации, формирование на их основе инновационных инвестиционно - привлекательных проектов,  а также систему финансирования,  позволяющую привлекать негосударственные  средства,  применять  схему  долевого  финансирования инновационных проектов из различных источников.

Началом реализации этого механизма стало проведение Минпромнауки России и Российским фондом технологического развития в 2000 г. первого открытого конкурса инновационных проектов «Наука - технология- производство - рынок».

Продолжается развитие поддержки  малых инновационных предприятий  в области маркетинга и рекламы  путем стимулирования и поддержки систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы из различных регионов России получают возможности не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов.

Решению этой проблемы способствует также введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы информационного обеспечения инновационной деятельности в малом предпринимательстве. Создан электронный банк данных инновационных проектов, рекомендованных экспертизой к реализации. В сети Интернет открыт информационно-консультационный центр по вопросам коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности.

Для развития в стране инновационной  деятельности необходимо создание специальных схем функционирования кредитно-гарантийного механизма реализации высокорисковых проектов, связанных с внедрением новых технологий по выпуску конкурентоспособной продукции. Внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически чистых, безотходных технологий способствует снижению издержек производства, учету требований мирового рынка, способствует привлечению инвестиций в малое предпринимательство в производственной и научно-технической сферах.

Решение задачи развития конкурентоспособного технологического потенциала страны требует привлечения внебюджетных финансовых ресурсов на цели разработки и реализации наукоемких инновационных проектов, в том числе в форме венчурного инвестирования, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

Слабость   российских   институциональных   инвесторов,   отсутствие отечественной  инфраструктуры венчурного финансирования привели к тому, что в настоящее  время на территории Российской Федерации  реально функционируют только 15 венчурных инвестиционных фондов, а зарегистрировано около 40. Основу капитала этих фондов составляют иностранные инвестиции и, прежде всего, средства Европейского   банка   реконструкции   и   развития   (ЕБРР),   создавшего специализированную программу своего участия в инновационной деятельности в странах Восточной Европы.

Основной проблемой развития системы  венчурного инвестирования является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий  и  инвестиционных  институтов.  Явно  недостаточны  меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Для решения этих проблем Правительственной  комиссией по научно-инновационной  политике разработаны и одобрены «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы». Цель развития системы венчурного инвестирования в 2000-2005 гг. заключается в создании благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

В развитие Основных направлений разработан и утвержден «План мероприятий по развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере Российской Федерации на 2000 год (первый этап)». Распоряжением Правительства Российской Федерации учрежден Венчурный инновационный фонд.

Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования включает комплекс прямых и косвенных мер, обеспечивающих процесс привлечения венчурных инвестиций в технологический бизнес.

Прямые меры - это предоставление гарантий инвесторам венчурного капитала и грантов венчурным предприятиям, работающим над реализацией наукоемких, высокотехнологичных проектов.

Косвенные меры государственной поддержки  включают: налоговые стимулы для  венчурных предприятий (инвестиционные налоговые кредиты), льготы по таможенным пошлинам как при импорте венчурными предприятиями оборудования и комплектующих изделий, так и при экспорте высокотехнологичной продукции.

Институциональное направление развития системы венчурного инвестирования предполагает создание сети венчурных инвестиционных институтов с российским капиталом, ориентированных на инвестиции в технологический венчурный бизнес. Здесь значительная роль отводится Венчурному инновационному фонду для совместного финансового участия Российской Федерации и других международных финансовых организаций в совместных венчурных институтах. Вместе с тем для обеспечения достаточного объема венчурных инвестиционных ресурсов требуется значительное участие частных, в том числе банковских инвесторов.

Для снижения инвестиционных рисков в инновационной сфере Минпромнауки России приступило к формированию системы страхования венчурных проектов.

Для развития системы венчурного инвестирования в научно - технической сфере в Российской Федерации в Минпромнауки России создан Координационный совет по венчурному инвестированию, основными задачами которого являются подготовка предложений в области долгосрочной стратегии и перспективных направлений инвестиционной политики в России, совершенствование нормативно-правовой базы, разработка механизмов для привлечения российских и иностранных инвестиций в венчурные научно-технические проекты, опытно-конструкторские разработки.

Создание благоприятной правовой среды, регулирующей отношения в  сфере предпринимательства в  промышленности и научно-технической  сфере, должно учитывать специфику  деятельности малых технологических фирм. Это будет отражено в разрабатываемом проекте федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности».

Инновационная и научно-техническая  сферы оказывают определяющее влияние  на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Создание национальной инновационной системы позволит увеличить количество и активность малых инновационных предприятий, которые являются основными элементами всех компонентов системы, и при государственной поддержке придадут динамизм развитию экономики России. Наиболее существенные шансы на успех имеют те организационные формы, которые основаны на взаимодействии предприятий: малых, создающих высокотехнологический продукт, и крупных, способных освоить серийное и массовое производство.

Большая часть проблем, стоящих  перед структурами, занимающимися  инновационной деятельностью, носит  глобальный характер и должна решаться на федеральном уровне. К ним относятся налоговые проблемы, законодательные гарантии инвестиций, а также вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность. Однако региональные власти могут внести эффективный вклад в развитие инновационной деятельности в малом предпринимательстве.

Краткий обзор развития инновационной  деятельности в малом предпринимательстве показал, что малое предпринимательство в современных условиях далеко не всегда является проводником инновационного типа экономики. Доля инновационно активных предприятий промышленности  среди субъектов малого предпринимательства невелика. Развитию инновационного предпринимательства препятствуют ряд ограничений объективного и субъективного характера.

Во-первых, в России отсутствуют  традиции инновационного предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в России имеет всего 20-летнюю историю, что ничтожно мало, даже по сравнению со странами Восточной Европы. Предпринимательство в советский период не только не поощрялось, а зачастую преследовалось по закону. Весь народнохозяйственный комплекс страны в течение длительного периода представлял из себя сверхмонополизированную структуру, в которой не было места частнопредпринимательской инициативе, в том числе и поиску новых технических решений.

Нельзя отрицать, что при этом научно-технический комплекс в советский период достиг своего расцвета. Действительно, агрессивная внешняя политика государства, политические мотивы стимулировали развитие военной науки и частично тяжелой промышленности гражданского назначения. Однако, осуществление инноваций, хотя и происходило в массовом  порядке, осуществлялось на плановой основе. Планирование нововведений практически исключало проявление предпринимательской инициативы, поскольку обеспечивалось не экономической целесообразностью, а директивным решением определенной инстанции. При этом зачастую новые продукты не были ориентированы на потребителя, а практически навязывались ему.

Российский инновационный бизнес отличает отсутствие традиций предпринимательства, воспринятых и подтвержденных практикой, а также несоответствие между сложившимся научно-техническим комплексом административно-командного типа и новыми условиями хозяйствования, требующими коммерциализации результатов деятельности научно-технической сферы.

Во-вторых, при проведении экономических  реформ возникли неблагоприятные структурные изменения. Радикальные экономические реформы, проведение которых в России началось с 1992 года, не учитывали интересов малого предпринимательства. Либерализация цен, не подкрепленная рядом мер по защите отечественного производителя соответствующей таможенной и тарифной политикой, подхлестнула процесс оттока капитала из производственной сферы в торгово-посредническую деятельность. Не случайно среди малых предприятий преобладают именно торгово-посреднические организации. В результате такой политики малое предпринимательство оказалось за пределами государственных мероприятий по преодолению экономического спада и развивалось само по себе при отсутствии необходимой поддержки. Естественно, что высокорисковое инновационное предпринимательство в таких условиях не могло получить широкого развития. Инновационная сфера потеряла всякую привлекательность для инвесторов, что еще более ухудшило ее положение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве